Умный поиск 



 

Название статьи ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЭКОНОМНО-ЛЕГИРОВАННЫХ МАРОК СТАЛЕЙ ДЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Авторы

С.П. РУДЕНКО,, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, заведующий лабораторией металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Год 2019 номер журнала 4 Страницы

61–69

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 669.15 Индекс ББК  
Аннотация Приведены примеры основных типов разрушений высоконагруженных зубчатых колес трансмиссий автомобильной и автотракторной техники. Проанализированы вызывающие их причины. Установлено, что критерием работоспособности высоконапряженных зубчатых колес трансмиссий, подвергаемых упрочняющей ХТО, является глубинная контактная усталость активных поверхностей зубьев. Показано, что для повышения сопротивления контактной усталости зубчатых колес трансмиссий мобильных машин важно обеспечение высокой микротвердости в зоне действия максимальных глубинных контактных напряжений. Сопоставлены результаты применения традиционной и экономно-легированных сталей для высоконагруженных зубчатых колес трансмиссий. Показаны преимущества использования экономно-легированных сталей. Установлено, что склонность к деформации традиционной высоколегированной стали при термической обработке в 2–4 раза выше, чем экономно-легированных сталей. Ресурс зубчатых колес из экономно-легированных сталей повышается не менее чем в 2 раза. Эти стали рекомендованы для изготовления высоконапряженных зубчатых колес.
Ключевые слова зубчатые колеса трансмиссий, экономно-легированные стали, химико-термическая обработка, цементованные слои, механические характеристики, деформация, разрушение, ресурс
   
Список цитируемой литературы
  1. Руденко, С.П. Особенности применения экономнолегированных сталей для крупномодульных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Сталь. — 2018. — № 8. — С. 54–58.
  2. Руденко, С.П. Оценка применимости экономнолегированных сталей для высоконапряженных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько, С.Г. Сандомирский // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 346–349.
  3. Колеса зубчатые. Виды повреждений. Классификация и испытание: ГОСТ 31381–2009. — Минск: БелГИСС, 2009. — 66 с.
  4. Сусин, А.А. Химико-термическое упрочнение высоконапряженных деталей / А.А. Сусин. — Минск: Белорус. наука, 1999. — 175 с.
  5. Руденко, С.П. Контактная усталость зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин / С.П. Руденко, А.Л. Валько. — Минск: Беларус. навука, 2014. — 126 с.
  6. Руденко, С.П. Сопротивление контактной усталости цементованных зубчатых колес из хромоникелевых сталей / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Металловедение и термичеcкая обработка металлов. — 2017. — № 1. — С. 58–62.
  7. Руденко, С.П. Разработка режимов химико-термической обработки зубчатых колес из экономно легированной стали / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Механика машин, механизмов и материалов. — 2017. — № 2. — С. 34–38.
  8. Сопротивление контактной усталости крупномодульных зубчатых колес из хромоникелевых сталей / С.П. Руденко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2019. — № 1. — С. 58–63.
  9. Способ изготовления стальной детали: пат. 031975 ЕПВ / С.П. Руденко, А.Л. Валько, А.А. Шипко // заявитель и патентовладелец Объединенные институт машиностроения НАН Беларуси. — Заявл. 07.12.2015. — Опубл. 29.03.2019.
  10. Руденко, С.П. Особенности расчета зубчатых колес трансмиссий на глубинную контактную выносливость / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Вестн. машиностроения. — 2015. — № 11. — С. 5–7.