Умный поиск 



Название статьи ПРИМЕНЕНИЕ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ В СИЛОВЫХ ПРИВОДАХ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник научно-технического центра «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

П.Э. ШАБАНОВ, главный конструктор по автомобильной технике — начальник управления главного конструктора, ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2020 номер журнала 3 Страницы

5–11

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 629.33; 621.3 Индекс ББК  
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-3-52-5-11
Аннотация Одним из недостатков электромобилей является ограниченный запас хода на одной зарядке аккумуляторной батареи, значительно зависящий от условий эксплуатации. До настоящего времени в силовых электромеханических установках транспортных машин чаще всего используется 1-ступенчатый понижающий редуктор. Попытка увеличения запаса хода электрогрузовиков за счет увеличения емкости тяговых батарей приводит к существенному снижению их грузоподъемности. В данной работе задача повышения энергоэффективности электромобилей решается посредством применения в силовых установках многоступенчатых коробок передач. Они позволяют адаптировать силовую установку к совместной работе в зоне высокой эффективности тягового электродвигателя и инвертора, что обеспечивает снижение энергопотребления электротранспорта. Приводится пример расчета передаточных чисел 2-ступенчатой коробки передач для экспериментального грузового электромобиля МАЗ 4381ЕЕ и различные варианты выполнения кинематических схем коробки. Кроме того, применение 2-ступенчатой коробки передач позволяет реализовать два задаваемых техническими условиями параметра, обеспечивающих эффективность электромобиля: динамический фактор, характеризующий его тягово-скоростные свойства, и максимальную скорость движения.
Ключевые слова грузовой электромобиль, запас хода, тяговый электродвигатель, коробка передач, передаточное число
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Харитонов, С.А. Перспективы использования коробок передач в электрических транспортных средствах / С.А. Харитонов, Э.И. Абасов // Труды НАМИ. — 2017. — № 2(269). — С. 101–106.
  2. Energy consumption and lifecycle cost analysis of electric city buses with multispeed gearboxes / A. Ritari [et al.] // Energies. — 2020. — Vol. 13, No. 8. DOI: https://doi.org/10.3390/en13082117.
  3. Обоснование параметров силовой установки развозного грузового электромобиля на базе шасси МАЗ / С.Н. Поддубко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 230–236.
  4. Вахламов, В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учеб. для вузов / В.К. Вахламов. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
  5. Медингер, Ч. Что следует учитывать при выборе асинхронного электродвигателя [Электронный ресурс] / Ч. Медингер // Control Engineering Россия. — 2018. — № 4(76). — С. 60–61. — Режим доступа: https://controleng.ru/wp-content/uploads/7660.pdf. — Дата доступа: 24.06.2020.
  6. Laitinen, H. Improving electric vehicle energy efficiency with two-speed gearbox: abstract of thesis … for the degree of master of science in technology [Electronic resource] / H. Laitinen. — Espoo, 2017. — 59 p. — Mode of access: https://aaltodoc.aalto.fi/bitstream/handle/123456789/27105/master_Laitinen_Heikki_2017.pdf. — Date of access: 15.06.2020.
  7. Nissan LEAF доступный недорогой электромобиль [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://autotesla.ru/other-elektrokar/elektromobili-nissan/nissan-leaf-obzorelektromobilya.html. — Дата доступа: 15.06.2020.
  8. Мигаль, В.Д. Техническая диагностика автомобилей: справ. пос. в 6 т. Т. 6: Диагностическое обеспечение технической и экологической безопасности / В.Д. Мигаль. — Харьков: Майдан, 2012. — 538 с.
  9. Златин, П.А. Электромобили и гибридные автомобили / П.А. Златин, В.А. Кеменов, И.П. Ксеневич. — М.: Агроконсалт, 2004. — 416 с.
  10. Brauer, S. High speed electric vehicle transmission: Investigation how noise vibration harshness are affected at high speeds in an electric vehicle transmission: degree project for master of science in engineering, mechanical engineering [Electronic resource] / S. Brauer. — Karlstad, 2017. — 84 p. — Mode of access: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1131147/FULLTEXT01.pdf. — Date of access: 07.07.2020.
  11. Шумов, Ю.Н. Энергосберегающие электрические машины для привода электромобилей и гибридных автомобилей (Обзор зарубежных разработок) / Ю.Н. Шумов, А.С. Сафонов // Электричество. — 2016. — № 1. — С. 55–65.
  12. Comprehensive design and optimization of an electric vehicle powertrain equipped with a two-speed dual-clutch transmission / Y. Wang [et al.] // Advances in Mechanical Engineering. — 2017. — Vol. 9, No. 1. — Pp. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1177/1687814016683144.
  13. Parameters optimization of two-speed powertrain of electric vehicle based on genetic algorithm / Y. Li [et al.] // Advances in Mechanical Engineering. — 2020. — Vol. 12, No. 1. — Pp. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1177/1687814020901652.
  14. Ruan, J. Comparison of power consumption efficiency of CVT and multi-speed transmissions for electric vehicle / J. Ruan, P. Walker, N. Zhang // International Journal of Automotive Engineering. — 2018. — Vol. 9, No. 4. — Pp. 268–275. DOI: https://doi.org/10.20485/jsaeijae.9.4_268.
  15. Автомобили грузовые. Общие технические требования: ГОСТ Р 52280-2004. — Введ. 01.07.05. — М.: Изд-во стандартов, 2005. — 12 с.
  16. Решетов, Д.Н. Детали машин: учеб. для вузов / Д.Н. Решетов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1989. — 496 с.
  17. Progress in automotive transmission technology / X. Xu [et al.] // Automotive Innovation. — 2018. — Vol. 1. — Pp. 187–210. DOI: https://doi.org/10.1007/s42154-018-0031-y.