Название статьи | ПРЕДЕЛ ГЛУБИННОЙ КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПОВЕРХНОСТНО-УПРОЧНЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС |
Авторы |
С.П. РУДЕНКО, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">valсЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2023 |
Номер журнала | 1(62) |
Страницы | 5–10 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.78 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-1-62-5-10 |
Аннотация | Надежность и долговечность зубчатых передач в большинстве случаев зависят от контактной выносливости материала деталей. Анализ напряженного состояния поверхностно-упрочненных зубчатых колес показал, что при контактном нагружении источник первичных разрушений может находиться как на поверхности, так и в глубине упрочненного слоя. Наибольшую опасность представляют глубинные разрушения. Для предотвращения глубинного выкрашивания необходимо обеспечить достаточную величину предельных допускаемых напряжений в глубине слоя, превышающую действующие эквивалентные напряжения. Величина допускаемых напряжений определяется величиной предела контактной выносливости, зависящей от механических свойств материала. В статье рассмотрены результаты экспериментальных исследований сопротивления контактной усталости зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных мобильных машин, изготовленных из цементованных марок сталей. Установлено, что предел контактной выносливости связан с твердостью материала, определяемой методом Роквелла, линейной зависимостью. Эта зависимость взята за основу при проведении сравнительного анализа расчетного ресурса и экспериментально установленного в процессе стендовых испытаний зубчатых передач. С учетом нелинейного характера соотношения величин твердости, определяемых по шкалам Роквелла и Виккерса, получена зависимость между пределом глубинной контактной выносливости и величиной твердости, измеренной по шкале Виккерса с нагрузкой 1,961 Н. Показано, что на результаты сравнения расчетных и экспериментальных данных большое влияние оказывает предельное состояние по глубинному контактному выкрашиванию зубьев испытанных зубчатых колес. Проведена статистическая обработка расчетных и экспериментальных данных. Получено, что при идентичности предельного состояния активных поверхностей зубьев зубчатых передач результаты расчета ресурса соответствуют экспериментальным данным при коэффициенте корреляции 0,964 и среднем стандартном отклонении 13 %. Полученное выражение для вычисления предела глубинной контактной выносливости способствует повышению достоверности расчета ресурса зубчатых колес, обеспечиваемого сопротивлением глубинной контактной усталости. |
Ключевые слова | зубчатые колеса, стендовые испытания, глубинное контактное выкрашивание, сопротивление контактной усталости, расчет ресурса, предел глубинной контактной выносливости |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|