Умный поиск 



Название статьи ПРЕДЕЛ ГЛУБИННОЙ КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПОВЕРХНОСТНО-УПРОЧНЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Авторы

С.П. РУДЕНКО, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">valсЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2023
Номер журнала 1(62)
Страницы 5–10
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.78
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-1-62-5-10
Аннотация Надежность и долговечность зубчатых передач в большинстве случаев зависят от контактной выносливости материала деталей. Анализ напряженного состояния поверхностно-упрочненных зубчатых колес показал, что при контактном нагружении источник первичных разрушений может находиться как на поверхности, так и в глубине упрочненного слоя. Наибольшую опасность представляют глубинные разрушения. Для предотвращения глубинного выкрашивания необходимо обеспечить достаточную величину предельных допускаемых напряжений в глубине слоя, превышающую действующие эквивалентные напряжения. Величина допускаемых напряжений определяется величиной предела контактной выносливости, зависящей от механических свойств материала. В статье рассмотрены результаты экспериментальных исследований сопротивления контактной усталости зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных мобильных машин, изготовленных из цементованных марок сталей. Установлено, что предел контактной выносливости связан с твердостью материала, определяемой методом Роквелла, линейной зависимостью. Эта зависимость взята за основу при проведении сравнительного анализа расчетного ресурса и экспериментально установленного в процессе стендовых испытаний зубчатых передач. С учетом нелинейного характера соотношения величин твердости, определяемых по шкалам Роквелла и Виккерса, получена зависимость между пределом глубинной контактной выносливости и величиной твердости, измеренной по шкале Виккерса с нагрузкой 1,961 Н. Показано, что на результаты сравнения расчетных и экспериментальных данных большое влияние оказывает предельное состояние по глубинному контактному выкрашиванию зубьев испытанных зубчатых колес. Проведена статистическая обработка расчетных и экспериментальных данных. Получено, что при идентичности предельного состояния активных поверхностей зубьев зубчатых передач результаты расчета ресурса соответствуют экспериментальным данным при коэффициенте корреляции 0,964 и среднем стандартном отклонении 13 %. Полученное выражение для вычисления предела глубинной контактной выносливости способствует повышению достоверности расчета ресурса зубчатых колес, обеспечиваемого сопротивлением глубинной контактной усталости.
Ключевые слова зубчатые колеса, стендовые испытания, глубинное контактное выкрашивание, сопротивление контактной усталости, расчет ресурса, предел глубинной контактной выносливости
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Тескер, Е.И. Современные методы расчета и повышения несущей способности поверхностно-упрочненных зубчатых передач трансмиссий и приводов / Е.И. Тескер. — М.: Машиностроение, 2011. — 434 с.
  2. Фудзита, К. Влияние глубины цементованного слоя и относительного радиуса кривизны на долговечность при контактной усталости цементованного ролика из хромомолибденовой стали / К. Фудзита, А. Йохида // Тр. америк. о-ва инж.-механиков. — М.: Мир, 1981. — Т. 103, № 2. — С. 115–124.
  3. Редукторы энергетических машин: справ. / Б.А. Балашов [и др.]; под ред. Ю.Л. Державца. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1985. — 232 с.
  4. Winter, H. Some factors influencing the pitting, micro-pitting (frosted areas) and slow speed wear of surface hardened gears / H. Winter, T. Weiss // Journal of Mechanical Design. — 1981. — Vol. 103, iss. 2. — Pp. 499–505. — DOI: https://doi.org/10.1115/1.3254945.
  5. Руденко, С.П. Построение кривых глубинной контактной усталости поверхностно упрочненных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Механика машин, механизмов и материалов. — 2022. — № 2(59). — С. 47–53.
  6. Руденко, С.П. Расчет ресурса зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин с учетом качества химико-термического упрочнения / С.П. Руденко // Механика машин, механизмов и материалов. — 2010. — № 4(13). — С. 58–60.
  7. Авиационные зубчатые передачи и редукторы: cправ. / В.И. Алексеев [и др.]; под ред. Э.Б. Вулгакова. — М.: Машиностроение, 1981. — 374 с.
  8. Кальнер, В.Д. Переводные таблицы твердости / В.Д. Кальнер, Ф.И. Шор // Металловедение и термическая обработка металлов. — 1977. — № 9. — С. 59–61.
  9. Валько, А.Л. Перевод чисел твердости при испытаниях поверхностно-упрочненных стальных изделий / А.Л. Валько, С.П. Руденко, С.Г. Сандомирский // Литье и металлургия. — 2022. — № 3. — С. 73–78.
  10. Руденко, С.П. Определение эффективной толщины упрочненного слоя цементованных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько, С.Г. Сандомирский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2022. — № 3(60). — С. 61–67.