Название статьи ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ШИНЫ ДЛЯ ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Авторы

Е.И. ТОРОПОВ, старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт», Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. ВАШУРИН, канд. техн. наук, доцент кафедры «Автомобили и тракторы», Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.А. БУТИН, старший преподаватель кафедры «Автомобили и тракторы», Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е.В. СТЕПАНОВ, старший преподаватель кафедры «Автомобили и тракторы», Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2023
Номер журнала 1(62)
Страницы 39–46
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.113
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-1-62-39-46
Аннотация В данной публикации представлен опыт специалистов Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НТГУ) в области исследования трения-качения автомобильного колеса по асфальтовому покрытию. Адекватное математическое воспроизведение силовых реакций, возникающих в пятне контакта, имеет значительную роль при моделировании динамики транспортного средства. Так как фундаментальное описание данного взаимодействия затруднительно, в инженерной практике популярность получил эмпирический метод, заключающийся в получении экспериментального массива данных с последующей его тригонометрической аппроксимацией и систематизацией. Специалистами НГТУ была разработана методика испытаний и проведены натурные тесты, используя специализированный дорожный шинный стенд-прицеп. Эксперимент проводился на сухом асфальтовом покрытии с коэффициентом сцепления порядка 0,4–0,8 при температуре окружающего воздуха 20 °С. Полученный массив экспериментальных данных был обработан и представлен в виде тригонометрической цифровой модели PAC 2002. Максимальное расхождение между теоретическими и экспериментальными данными по абсолютному значению не превысило 5 %.
Ключевые слова шинный стенд, скольжение колеса, торможение, «магическая» формула, испытания, коэффициент сцепления, дорожное покрытие
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Кнороз, В.И. Работа автомобильной шины / В.И. Кнороз. — М.: Транспорт, 1976. — 238 с.
  2. Pacejka, H. Tyre and vehicle dynamics / H. Pacejka. — 2nd ed. — Amsterdam: Elsevier, 2005. — 642 p.
  3. Жилейкин, М.М. Математическая модель качения эластичного колеса по неровностям недеформируемого опорного основания / М.М. Жилейкин, Б.В. Падалкин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. — 2016. — № 3. — С. 24–29. — DOI: https://doi.org/10.18698/0536-1044-2016-3-24-29.
  4. Ракляр, А.М. Исследование диаграмм дорог автополигона: дис. ... канд. техн. наук / А.М. Ракляр. — М., 1978. — 254 с.
  5. Ковригин, В.А. Повышение безопасности автомобилей в условиях эксплуатации на основе анализа характеристик сцепления их шин со льдом: дис. ... канд. техн. наук / В.А. Ковригин. — Омск, 2014. — 203 с.
  6. Pacejka, H.B. Tyre and vehicle dynamics / H.B. Pacejka. — 3rd ed. — Oxford: Butterworth-Heinemann, 2006. — 672 с.
  7. Определение сцепных характеристик шипованных шин с уводом / А.М. Иванов [и др.] // Журнал автомобильных инженеров. — 2017. — № 6. — С. 14–20.
  8. Сцепные характеристики шипованных шин с уводом / А.М. Иванов [и др.] // Автомобильная промышленность. — 2018. — № 10. — С. 34–39.
  9. A new linear tire model with varying parameters / M. Kissai [et al.] // 2017 2nd IEEE International Conference on Intelligent Transportation Engineering (ICITE), Sep. 2017. — Pp. 108–115. — DOI: https://doi.org/10.1109/ICITE.2017.8056891.
  10. Немчинов, М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобиля / М.В. Немчинов. — М.: Траспорт, 1985. — 231 с.
  11. Mitschke A. Aufbau und Wirkung des Antiblockiersystems ABS fur Nutzfahrzeuge / A. Mitschke // Automobiltechnische Zeitschrift. — 1981. — Vol. 83, iss. 9. — Pp. 439–446.
  12. Petersen, E. Anti-Lock Braking System (ABS) with Integrated Drive Slip Control (ASR) for Commercial Vehicles / E. Petersen, E. Reinecke, P. Liermann // SAE International Truck and Bus Meeting and Exposition. — 1986. — DOI: https://doi.org/10.4271/861961.
  13. On-board road friction estimation technique for autonomous driving vehicle following maneuvers / S. Santini [et al.] // Appl. Sci. — 2021. — Vol. 11, iss. 5. — DOI: https://doi.org/10.3390/app11052197.
  14. Ružinskas, A. Magic formula tyre model application for a tyreice interaction / A. Ružinskas, H. Sivilevičius // Procedia Engineering. — 2017. — Vol. 187. — Pp. 335–341. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.04.383.
  15. Шинный тестер для исследования характеристик эластичных шин при движении колеса с уводом / А.И. Федотов // Вестник ИрГТУ. — 2016. — № 2(109). — C. 123–127.
  16. Influence of tire tread pattern wear on characteristics of its longitudinal adhesion with bearing surface / A.I. Fedotov [et al.] // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. — 2019. — Vol. 632. — DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/632/1/012026.
  17. The experimental measurement of the tyre casing defects for the freight vehicles at the dynamic loading / J. Vavro [et al.] // MATEC Web of Conferences. — 2018. — Vol. 157. — DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/201815705022.
  18. Принцип создания шинного тестера на базе серийного легкового автомобиля / С.Р. Кристальный [и др.] // Журнал автомобильных инженеров. — 2013. — № 5(82). — C. 38–45.
  19. Harsh, D. Tire model with temperature effects for formula SAE vehicle / D. Harsh, B. Shyrokau // Appl. Sci. — 2019. — Vol. 9, iss. 24. — DOI: https://doi.org/10.3390/app9245328.
  20. The application of hardware-in-the-loop (HIL) simulation for evaluation of active safety of vehicles equipped with electronic stability control (ESC) systems / A.V. Tumasov [et al.] // Procedia computer science. — 2019. — Vol. 150. — Pp. 309–315. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.02.057.
  21. Evaluation of vehicle-based tyre testing methods / A. Albinsson [et al.] // Proc IMechE Part D: J Automobile Engineering. — 2019. — Vol. 233, iss. 1. — Pp. 4–17. — DOI: https://doi.org/10.1177/0954407018760953.
  22. Легковой автомобиль — шинный тестер / С.Р. Кристальный [и др.] // Автомобильная промышленность. — 2014. — №. 1. — C. 34–36.
  23. Experimental study of winter tyre usage according to tread depth and temperature in vehicle braking performance / V. Zuraulis [et al.] // Iran J Sci Technol Trans Mech Eng. — 2020. — Vol. 44, iss. 1. — Pp. 83–91. — DOI: https://doi.org/10.1007/s40997-018-0243-0.
  24. Measuring friction of patterned and textured pavements: a comparative study / C. Holzschuher [et al.] // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. — 2010. — Vol. 2155, iss. 1. — Pp. 91–98. — DOI: https://doi.org/10.3141/2155-10.
  25. Zhang, K. An Algorithm for Parameter Identification of Semi-Empirical Tire Model / K. Zhang, Y. Zhang, P. Xu // SAE Int. J. Veh. Dyn., Stab., and NVH. — 2021. — Vol. 5, iss. 3. — Pp. 379–396. — DOI: https://doi.org/10.4271/10-05-03-0026.
  26. Верификация методики виртуально-физических исследований динамики криволинейного движения автомобилей по результатам дорожных испытаний / Е.И. Торопов [и др.] // Тр. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. — 2019. — № 2(125). — С. 210–216.