Название статьи О ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К МЕХАТРОННЫМ СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИМИ ТРАНСМИССИЯМИ БАТАРЕЙНЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Авторы

Л.Г. КРАСНЕВСКИЙ, чл.-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории бортовых мехатронных систем мобильных машин НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. БЕЛЕВИЧ, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2023
Номер журнала 3(64)
Страницы 5–16
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 62-235
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-3-64-5-16
Аннотация Батарейные электромобили с автоматическими трансмиссиями — новый быстро развивающийся сегмент типажа электромобилей и автоматических трансмиссий, сконфигурированных для такого применения. Перспективным направлением их развития является интеграция мехатронных систем управления автоматическими трансмиссиями и электроприводом, т. е. переход к интегрированным силовым установкам батарейных электромобилей. Для формирования технических требований к конструкции мехатронных систем управления такой установки необходимы предварительно заданные критерии. Однако не только по мехатронным системам управления, но и по самим батарейным электромобилям с автоматическими трансмиссиями еще не накоплен достаточный опыт производства и эксплуатации, что определяет актуальность данной статьи. Ее цель — формирование подходов к разработке технических требований на создаваемые мехатронные системы управления автоматических трансмиссий интегрированных силовых установок батарейных электромобилей с автоматическими трансмиссиями. Проведен анализ (по сформированной информационной базе) совокупности общих требований к конструкциям близких аналогов — современных мехатронных систем управления автоматическими трансмиссиями гибридных электромобилей, а также результатов оптимизации их параметров, характеристик и алгоритмов управления процессами переключения ступеней автоматических трансмиссий для применения в батарейных электромобилях. Показано, что составы базовых функциональных свойств мехатронных систем управления автоматическими трансмиссиями батарейных и гибридных электромобилей во многом совпадают. В результате сформирован состав комплекса базовых критериев оценки мехатронных систем управления батарейных электромобилей. По результатам экспертной оценки и анализа аналогов, соответствующих современным требованиям и близких к типажам отечественной техники, предложены базовые технические требования к составу и функциональным характеристикам мехатронных систем управления автоматическими трансмиссиями силовых установок батарейных электромобилей (с учетом частных требований к входящим в них подсистемам). В перечни технических требований и критериев их оценки включен ряд сложившихся в мировом автомобилестроении технологий. Учитывая, что для практического их применения необходима систематизированная информация, которую сложно найти в русскоязычном изложении, даны необходимые пояснения.
Ключевые слова автоматические трансмиссии, мехатронные системы управления автоматических трансмиссий, гибридные электромобили, батарейные электромобили
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии: анализ и перспективы применения на гибридных и батарейных электромобилях. Часть 1 / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 2(51). — С. 16–29.
  2. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии: анализ и перспективы применения на гибридных и батарейных электромобилях. Часть 2 / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 3(52). — С. 12–26. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-3-52-12-26.
  3. Hendrickson, J. General Motors front wheel drive two-mode hybrid transmission / J. Hendrickson, A. Holmes, D. Freiman // SAE World Congress & Exhibition, April 2009. — DOI: https:// doi.org/10.4271/2009-01-0508.
  4. Miller, J.M. Hybrid electric vehicle propulsion system architectures of the e-CVT type / J.M. Miller // IEEE Transactions on Power Electronics. — 2006. — Vol. 21, iss. 3. — Pp. 756–767. — DOI: https://doi.org/10.1109/TPEL.2006.872372.
  5. Method and apparatus to determine a preferred output torque for operating a hybrd transmission in a fixed gear operating range state: pat. US 8135519B2 / A.H. Heap, T.-M. Hsieh, B. Wu. — Publ. date: 13.03.2017.
  6. Two-speed DCT electric powertrain shifting control and rig testing / Zhu B. [et al.] // Advances in Mechanical Engineering. — 2013. — Vol. 5. — DOI: https://doi.org/10.1155/2013/323917.
  7. Transmission and controls: pat. US 3505907A / J.R. Fox, J.R. Marlow, R.H. Schaefer. — Publ. date: 1970.
  8. Manual valve control for multispeed planetary transmission: pat. US 8403791B2 / C.F. Long, C.T. Taylor. — Publ. date: 26.03.2013.
  9. Fischer, R. The automotive transmission book / R. Fischer [et al.]. — Springer, 2015. — DOI https://doi.org/ 10.1007/978-3-319-05263-2.
  10. Еlectro-hydraulic failure recovery control for dual clutch transmission: pat. US 9897201B2 / В. Hagelskamp. — Publ. date: 20.02.2018.
  11. C.F. Long. Fly-by-wire limp home and multi-plex system: pat. USRE 42131Е1 / C.F. Long, P.F. McCauley, D.J. Weber, S.E. Mundy, J.E. Shultz. — Publ. date: 08.02.2011.
  12. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии: технология «управление по проводам» / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2017. — № 1(38). — С. 27–38.
  13. Hydraulic control system for an automatic transmission having electronic transmission range selection with failure mode control: pat. US 8435148B2 / S.P. Moorman. — Publ. date: 07.05.2013.
  14. Allison transmission offers 5 percent better fuel economy with TC10 for tractor trucks [Electronic resource]. — Mode of access: https://ir.allisontransmission.com/ news-releases/news-release-details/allison-transmission-offers-5-percent-better-fuel-economy-tc10.
  15. Allison снабдила автоматом новую «гармошку» МАЗа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dvizhok.su/komtrans/allison-snabdila-avtomatom-novuyu-garmoshku-maza. — Дата доступа: 26.10.2018.
  16. Adaptive control of an automatic transmission: pat. US 5072390A / C.A. Lentz; J.K. Runde; J.H. Hunter; C.R. Wiles. — Publ. date: 10.12.1991.
  17. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии. Комплекс алгоритмов технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»: анализ архитектуры, обобщенная структура, развитие. Часть 1 / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2021. — № 2(55). — С. 25–34. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-25-34.
  18. Красневский Л.Г. Автоматические трансмиссии. Комплекс алгоритмов технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»: анализ архитектуры, обобщенная структура, развитие. Часть 2 / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2021. — № 3(56). — С. 13–24. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-13-24.