Умный поиск 



Название статьи ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ В СИЛОВЫХ УСТАНОВКАХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. ШПОРТЬКО, магистр физ.-мат. наук, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2021
Номер журнала 3(56)
Страницы 5–12
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33; 621.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-5-12
Аннотация При всех своих преимуществах электрические транспортные средства обладают существенным недостатком — относительно небольшим по сравнению с автомобилями, использующими углеводородное топливо, запасом хода на одной зарядке тяговой батареи. Решение проблемы состоит в выборе рациональной структурной схемы электромеханической силовой установки для получения высокой ее энергоэффективности независимо от условий эксплуатации. Значительное число выпускаемых сегодня электромобилей либо не содержат коробок передач, либо содержат односкоростные редукторы. Применение многоскоростной коробки передач решает задачу адаптации рабочих процессов тягового электродвигателя к нагрузочным условиям, максимально приближая его КПД к диапазону высокоэффективных значений. В работе выполнена расчетная оценка затрат энергии развозного грузового электромобиля МАЗ-4381ЕЕ для различных вариантов исполнения механической части силовой установки: без редуктора, с использованием редуктора и двух видов двухскоростных коробок передач (вальной и вально-планетарной). Оценка произведена на основе рассмотрения европейского испытательного ездового цикла NEDC с учетом использования карт КПД тягового асинхронного электродвигателя. Результаты расчета показали, что применение двухскоростных коробок передач позволяет уменьшить более чем в 1,8 раза общее потребление энергии по сравнению с силовой установкой с высокомоментным двигателем и без редуктора.
Ключевые слова грузовой электромобиль, запас хода, энергоэффективность, силовая установка, аккумуляторная батарея, тяговый электродвигатель, карта КПД, коробка передач, передаточное число
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Харитонов, С.А. Перспективы использования коробок передач в электрических транспортных средствах / С.А. Харитонов, Э.И. Абасов // Тр. НАМИ. — 2017. — № 2(269). — С. 101–106.
  2. Energy consumption and lifecycle cost analysis of electric city buses with multispeed gearboxes / A. Ritari [et al.] // Energies. — 2020. — Vol. 13, no. 8. DOI: https://doi.org/10.3390/ en13082117.
  3. Обоснование параметров силовой установки развозного грузового электромобиля на базе автомобиля МАЗ / С.Н. Поддубко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 230–236.
  4. Расчетная оценка запаса хода электромобиля на одной зарядке аккумуляторной батареи / С.Н. Поддубко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2019. — Вып. 8. — С. 209–215.
  5. Применение коробок передач в силовых приводах электротранспорта / С.Н. Поддубко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 3(52). — С. 5–11.
  6. Вахламов, В.К. Автомобили: эксплуатационные свойства: учеб. для вузов / В.К. Вахламов. — 2-е изд. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
  7. Медингер, Ч. Что следует учитывать при выборе асинхронного электродвигателя [Электронный ресурс] / Ч. Медингер // Control Engineering Россия. — 2018. — № 4(76). — С. 60–61. — Режим доступа: https://controleng.ru/wp-content/ uploads/7660.pdf. — Дата доступа: 24.06.2020.
  8. Hajduga, A. The use of multi-speed mechanical transmission in electric drives / A. Hajduga, A. Kieracińska // The Archives of Automotive Engineering – Archiwum Motoryzacji. — 2017. — Vol. 75, no. 1. — Pp. 39–67. DOI: https://doi.org/10.14669/ AM.VOL75.ART3.
  9. Ren, Q. Effect of transmission design on Electric Vehicle (EV) performance / Q. Ren, D.A. Crolla, A. Morris // 2009 IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference. — 2009. — Pp. 1260–1265. DOI: https://doi.org/10.1109/VPPC.2009.5289707.
  10. On the comparison of 2- and 4-wheel-drive electric vehicle layouts with central motors and single- and 2-speed transmission systems / De Pinto S. [et al.] // Energies. — 2020. — Vol. 13, no. 13. DOI: https://doi.org/10.3390/en13133328.
  11. ZF presents two-speed drive for electric cars [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.electrive. com/2019/07/17/zf-presents-two-speed-transmission-forelectric- cars/. — Date of access: 04.05.2021.
  12. Ruan, J. Comparison of power consumption efficiency of CVT and multi-speed transmissions for electric vehicle / J. Ruan, P. Walker, N. Zhang // International Journal of Automotive Engineering. — 2018. — Vol. 9, no. 4. — Pp. 268–275. DOI: https://doi.org/10.20485/jsaeijae.9.4_268.
  13. Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Ч. 1. Электромобили: ГОСТ Р ЕН 1986-1-2011 (EN 1986-1:1997, ІDT). — Введ. 01.03.12. — М.: Стандартинформ, 2012. — 23 с.
  14. Автомобили грузовые. Общие технические требования: ГОСТ Р 52280-2004. — Введ. 01.07.05. — М.: Изд-во стандартов, 2005. — 12 с.