Аннотация |
На основе анализа зарубежных публикаций представлен ряд новых научных результатов в области гидродинамики потоков рабочей жидкости в гидротрансформаторах (ГТ) автоматических гидромеханических трансмиссий (АГМТ), в том числе кавитации в ГТ, которые получены с применением новой технологии CFD (Computational Fluid Dynamics — вычислительная динамика жидкости) в рамках исследований по снижению виброакустической нагруженности АГМТ. Методами CFD-моделирования показано, что кавитация в ГТ наряду с созданием шума и вибрации существенно ухудшает его характеристики (в приведенном примере коэффициент трансформации — на 18,1 %, КПД — 5,8 %, крутящий момент турбины — на 20,3 %), а также создает высокочастотные колебания в широком диапазоне, которые могут попадать в резонанс с собственными частотами компонентов АГМТ. Исследовано влияние на кавитацию конструктивных и эксплуатационных факторов. Наибольшая кавитация возникает на лопатках статора ГТ на стоповом режиме при разгоне автомобиля с места. Результаты CFD-моделирования хорошо согласуются с экспериментальными данными. Технология CFD стала эффективным инструментом оптимизации конструкции автомобильного ГТ — его лопаточной системы, проточной части, визуализации внутренних потоков, исследования механизма возникновения и воздействия кавитации. Проведен анализ методов ослабления кавитации, в числе которых выбор и поддержание величины давления подпитки ГТ. Представленные положения в русскоязычном изложении публикуются впервые. |
Список цитируемой литературы |
- Middelmann, V. The Torque Converter as a System [Electronic resource] / V. Middelmann, U. Wagner. — Mode of access: https://www.schaeffler.com/remotemedien/media/_shared_media/ 08_media_library/01_publications/schaeffler_2/symposia_ 1/downloads_11/6_Torque_Converter.pdf. — Date of access: 20.08.2022.
- Automatic Transmissions — A Brief History [Electronic resource] // Auto Service Experts. — Mode of access: https://www.autorepairsanantonio.com/40-automatic-transmission-history. — Date of access: 20.08.2022.
- Еffective driveline vibration detection algorithm in transmission ТСС slip control: Pat. US 8,010,265 B2 / Farzad Samie, Chunhao J. Lee, Paul G. Otanez. — Publ. date: 30.08.2011.
- Desired torque converter clutch slip feedback recovery algorithm for tip-in maneuvers: Pat. US 2011/0060509 A1 / Paul G. Otanez, Chunhao J. Lee, Farzad Samie. — Publ. date: 10.03.2011.
- Антипенко, Г.Л. Дефекты и методы диагностирования механических и гидромеханических трансмиссий: монография / Г.Л. Антипенко. — Могилев: БРУ, 2020. — 243 с.
- Диагностирование гидромеханических передач мобильных машин: монография / Н.Н. Горбатенко [и др.]. — Могилев: БРУ, 2010. — 511 с.
- Региня, В.В. Комплексная система диагностирования технического состояния гидромеханической передачи с мехатронной системой управления карьерных самосвалов БелАЗ: автореф. дис. …канд. техн. наук: 05.05.03 / В.В. Региня. — Минск, 2018. — 24 с.
- Антонюк, В.Е. Особенности конструкции и эксплуатации фрикционных дисков / В.Е. Антонюк // Механика машин, механизмов и материалов. — 2022. — № 2(59). — С. 39–46.
- Держанский, В.Б. Прогнозирование динамической нагруженности гидромеханических трансмиссий транспортных машин / В.Б. Держанский, И.А. Тараторкин. — Екатеринбург: УрО РАН, 2010. — 176 с.
- Тараторкин, И.А. Разработка расчетных и экспериментальных методов снижения динамической нагруженности и повышения долговечности гидромеханических трансмиссий
транспортных машин: дис. ... д-ра техн. наук: 05.05.03 / И.А. Тараторкин. — Курган, 2009. — 302 л.
- Держанский, В.Б. Механика и прогнозирование резонансных режимов металлокерамических дисков перспективных гидромеханических трансмиссий транспортных машин / В.Б. Держанский, И.А. Тараторкин, Е.А. Бураков // Изв. высш. учеб. заведений. Машиностроение. — 2007. — № 11. — С. 15–23.
- Тараторкин, А.И. Снижение динамической нагруженности фрикционных элементов управления трансмиссией транспортных машин методом исключения параметрических колебаний: дис. … канд. техн. наук: 05.05.03 / А.И. Тараторкин. — М., 2015. — 16 л.
- Тараторкин, А.И. Прогнозирование и снижение динамической и виброакустической нагруженности энергосиловых блоков колесных и гусеничных машин на основе совершенствования модальных свойств / А.И. Тараторкин. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. — 200 с.
- Strategy for optimizing the NVH parameters of the transport vehicle powertrain during its design / A.I. Taratorkin [et al.] // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering/. — 2020. — Vol. 971. — DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/971/5/052085.
- Predicting cavitation desinence in automotive torque converters / C. Walber [et al.] // Рroc. of ISMA2014 including USD2014. — Pp. 4079–4094.
- Прокофьев, В.Н. Гидравлические передачи колесных и гусеничных машин / В.Н. Прокофьев. — М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1960. — 300 с.
- Кочкарев, А.Я. Гидродинамические передачи / А.Я. Кочкарев. — Л.: Машиностроение, 1971. — 336 с.
- Robinette, D. Development of a Dimensionless Model for Predicting the Onset of Cavitation in Torque Converters / D. Robinette, C. Anderson, J. Blough // New Advances in Vehicular and Automotive Engineering. — 2012. — DOI: https://doi.org/10.5772/45793.
- Robinette, D.L. Detecting and Predicting the Onset of Cavitation in Automotive Torque Converters: Diss. ... Ph.D. in Eng. [Electronic resource] / D.L. Robinette. — Michigan, 2007. — Mode of access: https://www.proquest.com/openview/b87e860d962b- 2c16df8c1a728ede2402/1?pq-origsite=gscholar&cbl=18750&- diss=y. — Date of access: 20.08.2022.
- Development and validation of a CFD based optimization procedure for the design of torque converter cascade / Cheng Liu [et al.] // Engineering applications of computational fluid mechanics. — 2019. — Vol. 13, iss. 1. — Pp. 128–141. — DOI: https://doi.org/10.1080/19942060.2018.1562383.
- Torque Converter CFD Engineering Part II: Performance Improvement Through Core Leakage Flow and Cavitation Control / Y. Dong [et al.] // SAE 2002 World Congress & Exhibition, Detroit, Mich, USA, March 2002. — 01-0884.
- Mekkes, J. Static Pressure Measurements and Cavitation Signatures on the Nose of a Torque Converter’s Stator Blades [Electronic resource] / J. Mekkes, C. Anderson, A. Narain // 10th International Symposium on Transport Phenomena and Dynamics of Rotating Machinery (ISROMAC), Honolulu, February 2004. — Mode of access: https://pages.mtu.edu/~narain/IJRM2.pdf. — Date of access: 20.08.2022.
- Dynamic Three-Dimensional CFD Simulation of Closed Circuit Torque Converter Systems / C. Srinivasan [et al.] // SAE International Journal of Passenger Cars: Mechanical Systems. — 2016. — Vol. 9, iss. 1. — Pp. 289–300. — DOI: https://doi.org/10.4271/2016-01-1345.
- Influence of Charging Oil Condition on Torque Converter Cavitation Characteristics / C. Liu [et al.] // Chinese Journal of Mechanical Engineering. — 2022. — No. 35. — DOI: https://doi.org/10.1186/s10033-022-00727-y.
- Еxperimental investigation of cavitation signatures in an automotive torque converter using a microwave telemetry technique / C.L. Anderson [et al.] // International Journal of Rotating Machinery. — 2003. — Vol. 9. — DOI: https://doi.org/10.1155/S1023621X03000381.
- Rivera, E. De J. Рressure measurements inside multiple cavities of a torque converter and CFD correlation [Electronic resource]: Diss. … Ph. D. in Eng. / E. De J. Rivera. — Michigan, 2018. — Mode of access: https://digitalcommons.mtu.edu/etdr/719. — Date of access: 20.08.2022.
- The Effect of Rotating Speeds on the Cavitation Characteristics in Hydraulic Torque Converter / M. Guo [et al.] // Machines. — 2022. — Vol. 10, iss. 2, 80. — DOI: https://doi.org/10.3390/machines10020080.
- Application of slotted blade in the improvement of turbomachinery performance / Xiong Pan [et al.] // AIP Advances. — 2021. — Vol. 11, iss. 4, 045017. — DOI: https://doi.org/10.1063/5.0041144.
- Ran, Z. 3D Cavitation Shedding Dynamics: Cavitation Flow-Fluid Vortex Formation Interaction in a Hydrodynamic Torque Converter / Z. Ran, W. Ma, C. Liu // Appl. Sci. — 2021. — Vol. 11, iss. 6, 2798. — DOI: https://doi.org/10.3390/app11062798.
- Torque Converter Capacity Improvement Through Cavitation Control by Design / C. Liu [et al.] // Journal of Fluids Engineering. — 2016. — Vol. 139, iss. 4. — DOI: https://doi.org/10.1115/1.4035299.
|