Название статьи | МЕТОДОЛОГИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В МИРОВОМ МАШИНОСТРОЕНИИ |
Авторы |
А.Н. ПАНОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2023 |
Номер журнала | 2(63) |
Страницы | 5–13 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.113.001.63178.3 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-2-63-5-13 |
Аннотация | В статье представлены материалы по разработке методологии риск-ориентированного проектирования как нового этапа в развитии системы проектирования, изготовления, эксплуатации, обслуживания, ремонта и утилизации техники для результативного и эффективного обеспечения конкурентоспособности в мировом машиностроении. Показано, что традиционное проектирование уже не адекватно глобальным планетарным изменениям, сопровождающимся сокращением ресурсов, сроков проектирования, выхода на рынок в конкурентной среде и конфликтного мирового разделения труда. Отмечено, что в настоящее время значительно усложнились техника и технологии, в том числе в связи со встроенным программным обеспечением. Акцентировано внимание на том, что прогнозирование и оценка поведения, надежности и управления соответствием требований социотехнических систем по причине существенно нелинейных процессов функционирования человеко-машинных систем и деградации как для штатных, так и нештатных условий требует инновационных методов и средств. Обращено внимание на то, что создание техники сопровождается увеличением взаимосвязанных техногенных, природных и социальных рисков, первоисточником которых является неадекватность информации при создании и использовании техники. Для широкого практического применения риск-ориентированного проектирования предложены методология, методики для управления рисками на этапах жизненного цикла техники, государственные стандарты, а также способы идентификации значимости ущербов как в существующих формах конструкторской, технологической и другой документации на продукцию и процессы изготовления, так и в новых видах документов, например, в плане управления рисками. Отмечено, что в настоящее время осуществляется планирование дальнейших работ по широкому внедрению риск-ориентированного подхода в машиностроении и смежных областях промышленности отдельных стран и союзов для обеспечения эффективной конкурентоспособности цепей поставок. |
Ключевые слова | машиностроение, методология, системы, проектирование, риски, результативность, эффективность, конкурентоспособность, стандарты |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|