Название статьи |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КОРПУСА АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ КАТЕГОРИИ N2 НА ОСНОВЕ МЕТОДА МОДАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |
Авторы |
И.А. ТРУСЕВИЧ, канд. техн. наук, младший научный сотрудник, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; инженер-конструктор 1-й категории, АО «Специальное конструкторское бюро машиностроения», г. Курган, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.И. ТАРАТОРКИН, д-р техн. наук, старший научный сотрудник, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
И.А. ТАРАТОРКИН, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник, заведующий отделом механики транспортных машин, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; профессор кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
В рубрике |
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год |
2023 |
Номер журнала |
4(65) |
Страницы |
38–36 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
629.3 |
Идентификатор DOI |
https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-4-65-38-46 |
Аннотация |
В настоящее время общемировой тенденцией в области разработки транспортных машин является обеспечение высоких показателей безопасности, энергоэффективности и комфортабельности, характеризующейся, в первую очередь, эргономическими и виброакустическими показателями. Это вынуждает инженеров и ученых постоянно стремиться к снижению уровня шума, издаваемого как машиной в целом, так и отдельными агрегатами и системами. Данная работа является продолжением серии статей, посвященных разработке верифицированной математической модели перспективной автоматической коробки передач (АКП) для автомобиля категории N2, достоверно характеризующей ее виброакустическое поведение. Представлены результаты расчетно-экспериментального исследования виброакустического поведения АКП, включающие этапы испытаний, обработки и анализа их результатов, верификацию расчетной модели, созданной в программном продукте Simcenter 3D, определение основных источников акустического излучения и разработку предложений по его снижению. Получены виброакустические характеристики объекта исследования — частоты — и соответствующие им значения акустического давления, выполнена их локализация на корпусе АКП. Разработанная и верифицированная модель АКП позволяет с удовлетворительной точностью прогнозировать уровень вибрации и акустического излучения. На основании сравнительного оценочного моделирования различных вариантов изменения конструкции определены наилучшие, позволяющие получить минимальный уровень акустического давления в точках измерения и нейтрализовать наиболее значимые формы колебаний. Внесение в конструкцию разработанных научно-обоснованных технических решений позволило снизить интегральный уровень акустического давления во всем диапазоне от 2 до 10 дБА. |
Ключевые слова |
NVH, виброакустика, коробка передач, симуляция, верификация, экспериментальное исследование, цифровая копия, нелинейность, прогнозирование |
|
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
- Xu, Z. Experimental Research on Idle Combustion Noise of a Diesel Engine / Z. Xu // Journal of Physics: Conference Series. — 2022. — Vol. 2359. — DOI: https://doi.org/10.1088/1742-596/2359/1/012003.
- Modeling and NVH Analysis of a Full Engine Dynamic Model with Valve Train System / Z. Xu [et al.] // Applied Sciences. — 2020. — Vol. 10, iss. 15. — DOI: https://doi.org/10.3390/app10155145.
- Tan, Y. Sound Quality Evaluation Metrics on Diesel Engines / Y. Tan, B. Zhang, Z. Yuan // SAE Technical Paper 2023-01-1128. — 2023. — DOI: https://doi.org/10.4271/2023-01-1128.
- Tan, Y. Sound Quality Enhancement with Exhaust Manifold and Hot-End Structure Optimization on H8 Engine Systems / Y. Tan // SAE Technical Paper 2022-01-0621. — 2022. — DOI: https://doi.org/10.4271/2022-01-0621.
- Hou, H. Coupled Fluid-Structure Analysis for Exhaust System NVH / H. Hou // SAE Technical Paper 2014-01-0020. — 2014. — DOI: https://doi.org/10.4271/2014-01-0020.
- Air Intake System NVH Performance Development for Commercial Vehicle / V. John Britto [et al.] // SAE Technical Paper 2014-01-0019. — 2014. — DOI: https://doi.org/10.4271/2014-01-0019.
- Impact of engine cooling fan on vehicle interior NVH / Y.-L. Gao [et al.] // Chinese Internal Combustion Engine Engineering. — 2015. — No. 1. — Pp. 53–56. — DOI: https://doi.org/10.13949/j.cnki.nrjgc.2015.01.009.
- Abe, T. Driving the next generation of Powertrain NVH Refinement through Virtual Design / T. Abe, M.J. Felice // Proc. of ISMA 2010 – International Conference on Noise and Vibration Engineering, including USD 2010, Leuven, Belgium, 2010. — Pp. 4275–4291.
- Pasch, G. NVH System Simulation of a Tractor with Hydrostatic-Mechanical Power Split Transmission / G. Pasch, G. Jacobs, J. Berroth // Landtechnik. — 2020 — Vol. 75, no. 4. — Pp. 301–315. — DOI: https://doi.org/10.15150/lt.2020.3254.
- Zhang, J. Launching Rattle Noise Test Analysis and Improvement for a SUV with 6AT Automatic Transmission / J. Zhang, Y. Bao // Proc. of China SAE Congress 2022: Selected Papers. — 2023. — Pp. 288–298. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-99-1365-7_21.
- Tůma, J. Vehicle Gearbox Noise and Vibration: Measurement, Signal Analysis, Signal Processing and Noise Reduction Measures / J. Tůma. — John Wiley & Sons, Ltd, 2014. — 243 p. — DOI: https://doi.org/10.1002/9781118797563.
- Zhang, J. From Measured Road Profile to Tire Blocked Forces for Road Noise Prediction / J. Zhang, T. Geluk // SAE Technical Paper 2023-01-1084. — 2023. — DOI: https://doi.org/10.4271/2023-01-1084.
- Vehicle road noise prediction using component-based transfer path analysis from tire test-rig measurements on a rolling tire / J. Ortega Almirón [et al.] // Journal of Sound and Vibration. — 2022. — Vol. 523. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsv.2021.116694.
- Heckl, M. Tyre noise generation / M. Heckl // Wear. — 1986. — Vol. 113, iss. 1. — Pp. 157–170. — DOI: https://doi.org/10.1016/ 0043-1648(86)90065-7.
- Lukić, J. An Approach to an NVH Investigation of Vehicle Hydraulic Pumps / J. Lukić // Journal of Low Frequency Noise Vibration and Active Control. — 2011. — Vol. 30, iss. 2. — Pp. 137–147. — DOI: https://doi.org/10.1260/0263-0923.30.2.137.
- Oh, J. A Computational and Experimental Investigation on the Effect of Bleed Slits for a Shim Stack Type Hydraulic Damper / J. Oh, S. Sankaran, J. Truitt // SAE Technical Paper 2023-01-1059. — 2023. — DOI: https://doi.org/10.4271/2023-01-1059.
- Study on pressure fluctuation control of a regenerative pump for fuel system / L. Zhang [et al.] // Chinese Journal of Engineering Design. — 2017. — Vol. 24, iss. 4. — Pp. 395–402. — DOI: https://doi.org/10.3785/j.issn.1006-754X.2017.04.005.
- Beidl, C. Key Steps and Methods in the Design and Development of Low Noise Engines / C. Beidl, A. Rust, M. Rasser // SAE Technical Paper 1999-01-1745. — 1999. — DOI: https://doi.org/10.4271/1999-01-1745.
- Combining sensitivity and uncertainty analysis to efficiently quantify parametric uncertainties in NVH system simulation models / S. Wischmann [et al.] // Forschung im Ingenieurwesen. — 2023. — Vol. 87, iss. 1. — Pp. 453–467. — DOI: https://doi.org/10.1007/s10010-023-00644-z.
- Prediction and Analysis of Diesel Engine Combustion Noise Using Transfer Function Method / Z. Wei [et al.] // International Journal of Automotive Technology. — 2021. — Vol. 22, iss. 3. — Pp. 665–676. — DOI: https://doi.org/10.1007/s12239-021-0062-y.
- Handbook of Noise and Vibration Control / M.J. Crocker [et al.]; ed. by M.J. Crocker. — John Wiley & Sons, Inc., 2007. — 1600 p. — DOI: https://doi.org/10.1002/9780470209707.
- Automotive Engineering Powertrain, Chassis System and Vehicle Body / ed by D. Crolla. — Butterworth-Heinemann, 2009. — 834 p.
- Plunt, J. Finding and fixing vehicle NVH problems with transfer path analysis / J. Plunt // Sound and vibration. — 2005. — Vol. 39, iss. 11. — Pp. 12–17.
- Refinement of vehicle interior noise by reduction of driveline vibrations / O. Tandogan [et al.] // The Journal of the Acoustical Society of America. — 2010. — Vol. 127, iss. 3_Supplement. — DOI: https://doi.org/10.1121/1.3384011.
- Dynamic Vibration Analysis of Gear Box Casing using ANSYS Software / B. Ganesha [et al.] // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. — 2017. — Vol. 6, iss. 7. — Pp. 13354–13362. — DOI: https://doi.org/10.15680/IJIRSET.2017.0607128.
- Analysis for the Dynamic Characteristic of the Automobile Transmission Gearbox / F. Yu [et al.] // Research Journal of Applied Sciences, Engineering and Technology. — 2013. — Vol. 5, iss. 4. — Pp. 1449–1453. — DOI: https://doi.org/10.19026/rjaset.5.4886.
- Верификация модальной модели трансмиссии с целью прогнозирования NVH параметров / И.А. Трусевич [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2021. — Т. 21, № 3. — С. 61–68.
- Алгоритм оптимизации вибрационных нагрузок, формируемых зубчатыми зацеплениями перспективной коробки передач грузового автомобиля / И.А. Трусевич [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2021. — Т. 21, № 4. — С. 5–14.
- Тараторкин, А.И. Научные методы снижения динамической и виброакустической нагруженности силовых передач колесных и гусеничных машин путем вариации модальных свойств: дис. … д-ра техн. наук: 05.05.03 / А.И. Тараторкин. — М., 2022. — 377 л.
|