Умный поиск 



Название статьи РАЗРАБОТКА СПЕЧЕННОГО ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА ГМП САМОСВАЛОВ БЕЛАЗ
Авторы

А.Ф. ИЛЬЮЩЕНКО, чл.-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., директор, Институт порошковой металлургии имени академика О.В. Романа, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. ЛЕШОК, канд. техн. наук, доц., старший научный сотрудник, Институт порошковой металлургии имени академика О.В. Романа, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Н. РОГОВОЙ, заведующий лабораторией, Институт порошковой металлургии имени академика О.В. Романа, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. РЕГИНЯ, канд. техн. наук, инженер-конструктор 1-й категории КБ гидромеханических передач, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..b">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Год 2024
Номер журнала 1(66)
Страницы 58–64
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.762
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-1-66-58-64
Аннотация Гидротрансформатор предназначен для передачи механической энергии от двигателя через циркулирующий поток жидкости, автоматически бесступенчато изменяет в определенных пределах угловую скорость и передаваемый крутящий момент в зависимости от нагрузки на колесах самосвала. Гидротрансформатор позволяет получить малые скорости движения самосвала с увеличенным тяговым усилием на ведущих колесах, обеспечивает устойчивую работу двигателя при изменении нагрузки, а также способствует снижению динамических нагрузок в трансмиссии самосвала. В работе представлены результаты исследования влияния порошка железохромистого сплава ПХ30 на повышение эксплуатационных свойств спеченного фрикционного материала для применения во фрикционе блокировки гидротрансформатора гидромеханической коробки передач. Это достигается за счет высоких физико-механических свойств ПХ30 и формируемого в процессе спекания слоя Cr23C6 толщиной до 6 мкм. Установлено, что введение 10–40 об.% порошка ПХ30 способствует повышению коэффициента трения с 0,042 до 0,075, при этом предельное содержание составляет 28 %. На основе полученных данных разработан и запатентован состав композиционного фрикционного материала ФМ-15. Изготовленные фрикционные диски, установленные и эксплуатируемые в гидротрансформаторе гидромеханической коробки передач карьерного самосвала БЕЛАЗ-7555Е грузоподъемностью 60 т, показали высокие эксплуатационные свойства. Разработанный состав фрикционного материала применен также во фрикционах погрузочно-доставочной машины МоАЗ-40751 грузоподъемностью 16 т и машины погрузочно-транспортной шахтной МоАЗ-75851 грузоподъемностью 50 т с электронно-гидравлической системой автоматического управления. Исследование триботехнических свойств осуществлялось на машине трения типа ИМ58. Морфологию поверхности трения изучали на сканирующем электронном микроскопе MIRA (Чехия) с микрорентгеноспектральной приставкой INCA 350 компании Оxford Instruments (Великобритания), фазовый состав — на рентгеновском дифрактометре Ultima IV компании Rigaku (Япония) в CuKα-излучении при напряжении на рентгеновской трубке 40 кВ, анодном токе 40 мА.
Ключевые слова гидромеханическая коробка передач, фрикционный материал, коэффициент трения, износ, гидротрансформатор, граничная смазка
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Региня, В.В. Комплексная система диагностирования технического состояния гидромеханической передачи с мехатронной системой управления самосвалов БелАЗ: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.05.03 / В.В. Региня; Бел.-Рос. ун-т. — Минск, 2018. — 23 с.
  2. Шарипов, В.М. О величине момента трения фрикционного сцепления при разгоне автомобиля или тракторного агрегата с места / В.М. Шарипов, М.И. Дмитриев, Е.В. Климова // Изв. МГТУ «МАМИ». — 2017. — Т. 11, № 2. — С. 78–83. — DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-66930.
  3. Тарасик, В.П. Теория движения автомобиля: учеб. для вузов / В.П. Тарасик. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 478 с.
  4. Альгин, В.Б. Ресурсная механика трансмиссий мобильных машин / В.Б. Альгин, С.Н. Поддубко. — Минск: Бел. навука, 2019. — 549 с.
  5. Красневский, Л.Г. Современная теория и техника управления гидромеханическими передачами мобильных машин / Л.Г. Красневский // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол. Д.А. Дюжев [и др.]. — Минск, 2013. — Вып. 2. — С. 53–62.
  6. Белабенко, Д.С. Тенденции развития исполнительных механизмов и алгоритмов управления гидромеханическими передачами / Д.С. Белабенко // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2017. — Вып. 6. — С. 106–117.
  7. Тарасик, В.П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач / В.П. Тарасик. — Минск: Наука и техника, 1973. — С. 320.
  8. Региня В.В. Гидромеханические передачи самосвалов БЕЛАЗ: конструктивные особенности систем автоматического управления и диагностирования // Горный журнал. — 2013. — № 1. — С. 69–74.
  9. Исследование ведомых дисков ГМП БЕЛАЗ с новым маслом LZ_G-Base и фрикционными материалами ФМ-15 и МК-5 / В.В. Региня [и др.] // Изв. МГТУ «МАМИ». — 2018. — Т. 12, № 1. — С. 24–32. — DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-66834.
  10. Ильющенко, А.Ф. Исследование триботехнических свойств фрикционного материала МК-5 для гидромеханической передачи БелАЗ, полученного по технологии свободно насыпанного слоя / А.Ф. Ильющенко, А.В. Лешок, О.А. Шаповалова // Трение и износ. — 2012. — Т. 33, № 5. — С. 500–507.
  11. Диагностирование гидромеханических передач: моногр. / Н.Н. Горбатенко [и др.]; под общ. ред. В.П. Тарасика. — Могилев: Бел.-Рос. ун-т, 2010. — 510 с.
  12. Механизм фазообразования и особенности мехзанохимического синтеза карбида хрома / О.Н. Приписнов [и др.] // Изв. вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. — 2014. — № 3. — С. 8–15. — DOI: https://doi.org/10.17073/1997-308X-2014-3-8-15.
  13. Триботехнические свойства порошкового фрикционного материала на основе меди с добавкой порошка железо-хромистого сплава / А.В. Лешок [и др.] // Трение и износ. — 2021. — Т. 42, № 1. — С. 5–12.
  14. Изделия фрикционные порошковые. Технические условия: ТУ BY 100219793.431-2015. — Введ. 24.09.2015. — Минск: Ин-т порошк. метал. имени акад. О.В. Романа, Госстандарт, 2015. — 25 с.
  15. Использование влияния порошка железо-хромистого сплава ПХ-30 в составе фрикционного материала на основе меди для ведомых дисков гидромеханической передачи погрузочно-доставочной машины МОАЗ-40751 / А.Ф. Ильющенко [и др.] // Новые материалы и технологии: порошковая металлургия, композиционные материалы, защитные покрытия, сварка: мат. 14-й Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 60-летию порошковой металлургии Беларуси, Минск, 9–11 сент. 2020 г. — Минск, 2020. — С. 195–199.