Умный поиск 



Название статьи МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ ШИН АВТОПОЕЗДА В РЕЖИМЕ ВЫБЕГА
Авторы

В.С. КАРАБЦЕВ, канд. техн. наук, доц., руководитель службы конструкторских и научно-исследовательских расчетов, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; доцент кафедры информационных систем, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 3(68)
Страницы 21–27
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.113:539.621
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-21-27
Аннотация Для анализа топливного баланса и оптимизации показателей топливной экономичности колесных транспортных средств (КТС) с использованием математических моделей разработчикам требуется большое количество конструктивных параметров в качестве исходных данных. Среди них — потери в трансмиссии, аэродинамическое сопротивление КТС и сопротивление качению шин. Разработано много методов исследований этих параметров как в условиях стендовых испытаний, так и дорожных. Многие из них основаны на анализе замедлений в процессе выбега КТС в двух или даже трех весовых состояниях. Поэтому в целях экономии времени и средств на подготовку и выполнение исследований по оценке сил сопротивления предлагается методика, основанная на анализе результатов испытаний КТС методом выбега только в одном весовом состоянии — при полной массе.
Ключевые слова колесное транспортное средство, автопоезд, выбег, сопротивление качению шин, аэродинамическое сопротивление, силовой баланс
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Шины пневматические. Определение сопротивления качению методом выбега: ГОСТ Р 52102-2003. — Введ. 01.01.2004. — М.: Изд-во стандартов, 2003. — 16 с.
  2. Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний: ГОСТ 22576-90. — Введ. 01.01.1992. — М.: Изд-во стандартов, 1991. — 15 с.
  3. Автомобильные транспортные средства. Сопротивление качению и аэродинамическое сопротивление: OCT 37.001.523-2000. — Введ. 01.01.2000.
  4. Высоцкий, М.С. Основы проектирования модульных магистральных автопоездов / М.С. Высоцкий, С.И. Кочетов, С.В. Харитончик. — Минск: Беларус. навука, 2011. — 391 с.
  5. Высоцкий, М.С. Топливная экономичность автомобилей и автопоездов / М.С. Высоцкий, Ю.Ю. Беленький, В.В. Московкин. — Минск: Наука и техника, 1984. — 208 с.
  6. Петрушов, В.А. Автомобили и автопоезда: Новые технологии исследования сопротивлений качения и воздуха / В.А. Петрушов. — М.: ТОРУС ПРЕСС, 2008. — 351 с.
  7. Автомобильный справочник / пер. с англ. ООО «Стар-СПб». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжное изд-во «За рулем», 2012. — 1280 с.
  8. Вонг, Дж. Теория наземных транспортных средств / Дж. Вонг; пер. с англ. А.И. Аксенова. — М.: Машиностроение, 1982. — 284 с.
  9. Штулас, В.П. Улучшение топливной экономичности грузовых автомобилей и автопоездов в процессе доводочных работ: на примере автомобилей КАМАЗ: дис. … канд. техн. наук: 05.05.03 / В.П. Штулас. — М., 1987. — 172 с.
  10. Improving energy efficiency of heavy-duty vehicles: a systemic perspective and some case studies / J. Laurikko [et al.] // Proc. of the FISITA 2012 World Automotive Congress. Lecture Notes in Electrical Engineering. — Berlin, Heidelberg, 2012. — Vol. 195. — Pp. 51–63. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-33835-9_6.
  11. Рабинович, Э.Х. Определение сопротивлений движению автомобиля методом однократного выбега / Э.Х. Рабинович, З.Э. Кемалов, А.В. Сосновый // Автомобильный транспорт: сб. науч. тр. / ХНАДУ. — Харьков, 2008. — Вып. 22. — С. 46–48.
  12. Рабинович, Э.Х. Определение сопротивлений движению автомобиля методом двукратного выбега / Э.Х. Рабинович, В.А. Зуев, Н.В. Воскобойников // Автомобильный транспорт: сб. науч. тр. / ХНАДУ. — Харьков, 2008. — Вып. 22. — С. 49–52.
  13. Рябинин, В.В. Определение коэффициента сопротивления качению и фактора обтекаемости автомобиля по результатам дорожных испытаний методом выбега / В.В. Рябинин, А.И. Герасимов, В.В. Терентьев // Аграрный вестник Верхневолжья. — 2017. — № 3(20). — С. 72–76.
  14. Определение сопротивления качению автомобильных шин в зависимости от условий эксплуатации. Часть 1. Методика многофакторного эксперимента / В.В. Можаровский [и др.] // Трение и износ. — 2007. — Т. 28, № 2. — С. 151–157.
  15. Валеев, Д.Х. Методика определения потерь в трансмиссии двухосных колесных транспортных средств / Д.Х. Валеев, И.Ф. Гумеров, В.С. Карабцев // Вестн. машиностроения. — 2020. — № 6. — С. 22–28.
  16. Расчетно-экспериментальная оценка технических характеристик шин 315/60 R22,5 и 315/80 R22,5 моделей NF-201 NR-201 и их эталонов для грузовых автомобилей / С.В. Гончаренко [и др.] // Автомоб. пром-сть. — 2015. — № 8. — С. 16–19.
  17. Годжаев, З.А. Массово-инерционные характеристики цельнометаллокордных шин грузовых автомобилей / З.А. Годжаев, В.И. Прядкин, В.С. Карабцев // Автомоб. пром-сть. — 2022. — № 9. — С. 14–18.
  18. Валеев, Д.Х. Теория размерностей и сопротивление качению шин / Д.Х. Валеев, В.С. Карабцев // Механика машин, механизмов и материалов. — 2008. — № 1(2). — С. 30–32.
  19. Lucas, G.G. A new look at the analysis of coast-down test results / G.G. Lucas, A.L. Emtage / Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Part D: Journal of Automobile Engineering. — 1987. — Vol. 201, iss. 2. — Рр. 91–97. — DOI: https://doi.org/10.1243/PIME_PROC_1987_201_163_02.