Умный поиск 



Название статьи МОДЕЛЬНЫЙ РЯД УНИФИЦИРОВАННЫХ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. БЕЛЕВИЧ, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.В. КАЛИНИН, начальник отдела проектирования электромеханических компонентов НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

П.Э. ШАБАНОВ, главный конструктор по автомобильной технике – начальник управления главного конструктора, ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 4(69)
Страницы 5–16
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33; 621.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-5-16
Аннотация Рассматривается создание модельного ряда унифицированных силовых электроприводов для коммерческого электротранспорта. Особенностью работы является реализация концепции снижения себестоимости изготовления электромеханических силовых установок (ЭМСУ) электромобилей путем унификации узлов и компонентов, входящих в ее состав. При формировании ряда унифицированных силовых электроприводов к компонентам предъявлялся комплекс конструктивных, компоновочных, технологических и экономических требований, обеспечивающих изготовление на их базе грузовых либо пассажирских электромобилей полной массой от 3,5 до 12 т, что соответствует категориям транспортных средств N1, N2, М2, М3. Разработанные основные компоненты унифицированных ЭМСУ включают: асинхронные трехфазные тяговые электрические моторы с диапазоном мощностей от 80 до 300 кВт, диапазоном крутящих моментов от 250 до 1000 Н·м соответственно, частотой вращения выходного вала 9000 мин–1 и жидкостным охлаждением статора и ротора; инверторы, предназначенные для управления тяговыми электромоторами с диапазоном входных напряжений от 300 до 900 В, диапазоном выходных фазных токов от 200 до 600 А и жидкостным охлаждением силовых ключей; понижающие редукторы с передаточным отношением от 3 до 4,5 и ступенчатые коробки передач с количеством передач от 2 до 4. Результатом работ по унификации силовых электроприводов для коммерческого транспорта также является ряд типовых конструкций деталей и узлов и сборочных единиц; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений) сертификации и оценки качества продукции; установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материало-, энерго- и трудоемкости для обеспечения применения малоотходных технологий. При создании электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ, соответствующего категории транспортного средства N2, была применена ЭМСУ в составе электродвигателя ТАЕМ 130 мощностью 130 кВт и двухступенчатой вальной коробки передач. Созданный образец электрического грузовика характеризуется практически полной локализацией, обеспечивающей импортонезависимость большинства компонентов и интеллектуальной составляющей авто.
Ключевые слова электромобиль, трансмиссия, тяговый электромотор, силовой электропривод, типоразмерный ряд, вальная коробка передач, планетарная коробка передач
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Two-speed gearbox dynamic simulation predictions and test validation // NTRS. — URL: https://ntrs.nasa.gov/citations/20100024378 (date of access: 28.07.2024).
  2. Electric vehicle architectures // Edisciplinas. — URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/3514256/mod_folder/content/ 0/Electric%20Vehicle%20Architecture.pdf (date of access: 03.08.2024).
  3. BorgWarner launches its first integrated electric drive module for the EV market // Green Car Congress. — URL: https://www.greencarcongress.com/2016/11/20161116-edm.html (date of access: 16.08.2024).
  4. Xtrac introduces integrated lightweight electric vehicle (ILEV) transmission system; torque vectoring with dual motors // Green Car Congress. — URL: https://www.greencarcongress.com/2016/07/20160713-xtrac.html (date of access: 22.08.2024).
  5. Two-speed transmission for EVs could make a comeback // GREEN CAR REPORTS. — URL: https://clck.ru/3EXfSy (date of access: 27.08.2024).
  6. Battery company Kreisel Electric introduces automated 2-speed transmission for EVs // Green Car Congress. — URL: https://www.greencarcongress.com/2018/09/20180906-kreisel.html (date of access: 08.09.2024).
  7. Performance evaluation criteria for the analysis of class-4 electric truck / A. Morozov, K. Humphries, T. Zou, J. Angeles // CSME International Congress. — URL: https://www.researchgate.net/publication/305398171 (date of access: 15.08.2024).
  8. Multi-Speed transmission for commercial delivery medium duty plug-in electric drive vehicles // Eaton Corporation. — URL: https://www.energy.gov/sites/prod/files/2016/06/f33/ vs161_chavdar_2016_o_web.pdf (date of access: 03.09.2024).
  9. Gear ratio optimization of a multi-speed transmission for electric dump truck operating on the structure route / S. Tan, J. Yang, X. Zhao [et al.] // Energies. — 2018. — Vol. 11, iss. 6. — DOI: https://doi.org/10.3390/en11061324.
  10. CeTrax — electric central drive // ZF. — URL: https://www.zf.com/products/en/special_vehicles/products_64419.html (date of access: 01.09.2024).
  11. Богданов, К.Л. Тяговый электропривод автомобиля: учеб. пособие для спец. 1609 / К.Л. Богданов, под ред. С.П. Банникова. — М.: МАДИ, 2009. — 57 с.
  12. Effect of transmission design on electric vehicles (EV) performance / Q. Ren; D.A. Crolla; A. Morris // IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference, Dearborn, 7–10 September 2009. — 2009. — P. 1260–1265. — DOI: https://doi.org/10.1109/VPPC.2009.5289707.
  13. Electrically scalable axial-module // ESKAM. — URL: http://www.a3ps.at/site/sites/default/files/Workshop_Lightweight/ Wolfgang%20Pflug_Projekt%20ESKAM.pdf (date of access: 01.03.2024).
  14. UNDP pilots electric trucks for waste collection in central Vietnam // Tuoi Tre News. — URL: https://tuoitrenews.vn/news/society/20230518/undp-pilots- electric-trucks-for-wastecollection-in-central-vietnam/73193.html (date of access: 29.08.2024).
  15. Status of vehicle standards in Europe and North America // ICCT. — URL: https://www.theicct.org/wp-content/uploads/ 2024/06/TTDS24-Policy-Brief-WEB-A4-65008-v5.pdf (date of access: 04.03.2024).