Авторы |
А.И. ТАРАТОРКИН, аспирант, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация; инженер-конструктор 3-й категории, Специальное конструкторское бюро машиностроения, г. Курган, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С.В. АБДУЛОВ, канд. техн. наук, исполнительный директор – главный конструктор, Специальное конструкторское бюро машиностроения, г. Курган, Российская Федерация; доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В.Б. ДЕРЖАНСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; ведущий научный сотрудник, нститут машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.А. ВОЛКОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; инженер-программист, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Е.Б. САРАЧ, д-р техн. наук, профессор кафедры СМ-9, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.И. КОМИССАРОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры СМ-9, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
Аннотация |
В статье представлен анализ методов исследования динамики ветвей гусеничного обвода, обоснована и предложена методология исследования и имитационная пространственная модель гусеничного движителя транспортной машины высокой проходимости, отличающаяся от распространенных струнных безынерционных и стержневых инерционных моделей ветвей гусеничного движителя возможностью учета сложной совокупности кинематических и силовых факторов, возбуждаемых при движении гусеничной машины на установившихся и переходных режимах движения. Модель разработана в программном комплексе «Универсальный механизм», сочетает в себе основные зависимости работы системы подрессоривания машины в различных условиях движения и зависимости взаимодействия траков гусеницы между собой, учитывающие радиальные, продольные и крутильные жесткости при их взаимодействии. Модель допускает дальнейшее развитие с целью углубленного изучения и учета различных факторов, действующих в элементах конструкции гусеничного движителя, например таких, как особенностей взаимодействия опорных катков с траками в опорной ветви гусеницы, особенностей формирования момента сопротивления повороту и поворачивающего момента в зависимости от типа механизма поворота — ступенчатого, дифференциального гидрообъемного. Эффективность модели оценивается на примере исследования явления «захвата» гусеницы ведущим колесом при наезде на типовую неровность синусоидального профиля. Приводится обоснование варианта технического решения проблемы — установка успокоителя свободной ветви — и результаты определения численных параметров его динамической нагруженности применительно к объекту исследования — транспортной гусеничной машины высокой проходимости. Таким образом, по результатам проведенных исследований установлены особенности динамических процессов в гусеничном движителе, выявлены основные закономерности процесса формирования поперечных колебаний, их зависимости от конструктивных параметров обвода и различных эксплуатационных факторов. |
Список цитируемой литературы |
- Платонов, В.Ф. Динамика и надежность гусеничного движения / В.Ф. Платонов. — М.: Машиностроение, 1973. — 232 с.
- Теория и конструкция танка: в 10 т. / под. ред. П.П. Исакова. — М.: Машиностроение, 1985. — Т. 6: Вопросы проектирования ходовой части военных гусеничных машин. — 244 с.
- Аврамов, В.П. Динамика гусеничной транспортной машины при установившемся движении по неровностям / В.П. Аврамов, Н.Б. Калейчев. — Харьков: Вища школа, Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1989 г. — 111 с.
- Кошляков, Н.С. Уравнения в частных производных математической физики / Н.С. Кошляков, Е.Б. Глинер, М.М. Смирнов. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1970. — 710 с.
- Тимошенко, С.П. Колебания в инженерном деле / С.П. Тимошенко, Д.Х. Янг, У. Уивер; пер. Я.Г. Пановко. — М.: Наука 1967. — 444 с.
- Светлицкий, В.А. Задачи и примеры по теории колебаний: учеб. пособ. для втузов / В.А. Светлицкий. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — Ч. II. — 264 с.
- Светлицкий, В.А. Строительная механика машин. Механика стержней: учеб. для вузов: в 2 т. / В.А. Светлицкий. — М.: Физматлит, 2009. — Т. 1: Статика. — 408 с.
- Жданович, Ч.И. Экспериментальные исследования колебаний верхней ветви резиноармированной гусеницы сельскохозяйственного трактора / Ч.И. Жданович, В.Н. Плищ // Агропанорама. — 2023. — № 4(158). — С. 4–9. — DOI: https://doi.org/10.56619/2078-7138-2023-158-4-4-9.
- Жданович, Ч.И. Выбор количества и расположения поддерживающих катков гусеничного трактора на основании анализа колебаний верхней ветви резиноармированной гусеницы / Ч.И. Жданович, В.Н. Плищ // Известия НАН Беларуси. Серия физ.-техн. наук. — 2023. — Т. 68, № 2. — С. 121–136. — DOI: https://doi.org/10.29235/1561-8358-2023-68-2-121-136.
- Strutynskyi, S. Mathematical modelling of a specialized vehicle caterpillar mover dynamic processes under condition of the distributing the parameters of the Caterpillar / S. Strutynskyi, V. Kravchuk, R. Semenchuk // International Journal of Engineering & Technology. — 2018. — Vol. 7, no. 4.3. — Pp. 40–46. — DOI: https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.3.19549.
- Strutynsky, S.V. Impulse dynamic processes and wave phenomena in the caterpillar mover of the terrestrial robotic complex / S.V. Strutynsky // Вібрації в техніці та технологіях. — 2018. — № 4(91). — С. 5–13.
- Scholar, C. Efficient vibration modelling of elastic vehicle track systems / C. Scholar, N.C. Perkins // J. Sound Vib. — 1999. — Vol. 228, iss. 5. — Pp. 1057–1078. — DOI: https://doi.org/10.1006/jsvi.1999.2458.
- Chołodowski, J. On the energy losses due to tracks vibrations in rubber track crawler vehicles / J. Chołodowski, P.A. Dudziński, M. Ketting // Archives of Civil and Mechanical Engineering. — 2021. — Vol. 21. — DOI: https://doi.org/ 10.1007/s43452-021-00212-8.
- Chołodowski J., A method for experimental identification of bending resistance of reinforced rubber belts / J. Chołodowski, P. Baranowski, P. Dudzinski // Computational technologies in engineering: Proc. of the 15th conference on computational technologies in engineering. — Melville: AIP Publishing, 2019. — DOI: https://doi.org/10.1063/1.5092042.
- Visualized simulation and design method of mechanical system dynamics based on transfer matrix method for multibody systems / X. Rui, J. Gu, J. Zhang [et al.] // Adv. Mech. Eng. — 2017. — Vol. 9, iss. 8. — DOI: https://doi.org/10.1177/1687814017714729.
- Riccati transfer matrix method for linear tree multibody systems / J. Gu, X. Rui, J. Zhang [et al.] // J. Appl. Mech. — 2017. — Vol. 84, iss. 1. — DOI: https://doi.org/10.1115/1.4034866.
- A new version of transfer matrix method for multibody systems / X. Rui, D. Bestle, J. Zhang, Q. Zhou // Multibody Syst. Dyn. — 2016. — Vol. 38, iss. 2. — Pp. 137–156. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11044-016-9528-5.
- Stephen, N.G. On the Riccati transfer matrix method for repetitive structures / N.G. Stephen // Mech. Res. Commun. — 2010. — Vol. 37, iss. 7. — Pp. 663–665. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.mechrescom.2010.07.017.
- Pogorelov, D. Parallel computations and co-simulation in Universal Mechanism software. Part 1: Algorithms and implementation / D. Pogorelov, A. Rodikov, R. Kovalev // Transport problems. — 2019. — Vol. 14, iss. 3. — P. 163–175. — DOI: https://doi.org/10.20858/tp.2019.14.3.15.
- Сакало, В.И. Кривые контактной усталости рельсовой стали / В.И. Сакало, А.В. Сакало // Вестн. Научно-исслед. ин-та железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). — 2024. — Т. 83, № 2. — С.124–135. — DOI: https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-2-124-135.
- Болотин, В.В. Динамическая устойчивость упругих систем / В.В. Болотин. — М.: Гос. изд-во технико-теоретич. лит-ры, 1956. — 600 с.
- Возбуждение волновых процессов в движителе быстроходной гусеничной машины / А.И. Тараторкин, С.В. Абдулов, В.Б. Держанский [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2023. — Вып. 12. — С. 36–41.
- Динамика процессов взаимодействия элементов гусеничного движителя при наезде первого опорного катка на неровность / И.А. Тараторкин, В.Б. Держанский, С.В. Абдулов [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2023. — Т. 23, № 3. — С. 27–38. — DOI: https://doi.org/10.14529/engin230303.
- Merhof, W. Fahrmechanik der Kettenfahrzeuge / W. Merhof, E.-M. Hackbarth // AtheneForschung. — URL: https://atheneforschung. unibw.de/doc/111331/111331.pdf (date of access: 12.07.2024).
|