| Авторы |
Н.В. КОЧЕТОВ, канд. техн. наук, доц., магистр экономики, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
И.В. ПОДОРОЖНЯЯ, магистр техн. наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
О.Л. МИРАНОВИЧ, канд. техн. наук, доц., начальник научно-исследовательского отдела, ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
| Аннотация |
Рассматривается процесс совершенствования двухтактных двигателей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Подробно проанализирована система охлаждения и способы эффективного отвода тепла. Традиционно для двухтактных двигателей используют воздушное охлаждение, которое впоследствии рассеивает избыточную теплоту в окружающую среду через поток воздуха. Такие двигатели внутреннего сгорания относительно просты, имеют малый вес, дешевы. В более мощных автомобильных двигателях система охлаждения сложнее. Здесь используется жидкостное охлаждение с применением радиатора, что позволяет существенно увеличить площадь рассеяния избыточного тепла в окружающую среду — воздушный поток. Для увеличения воздушного потока включают специальный вентилятор. Двигатели летательных аппаратов сталкиваются с техническим противоречием: нужен мощный двигатель, но использование водяного охлаждения существенно увеличивает вес воздушного судна. Некоторые зарубежные фирмы, например немецкая Hirth, предлагают двигатели с жидкостным охлаждением для средних мощностей, но они не получили широкого распространения. Авторы предлагают сочетание воздушного и жидкостного охлаждения. Основное теплоотведение осуществляется за счет обдуваемой воздушной струи. В случае повышения температуры двигателя выше критической величины быстрый отвод тепла осуществляется жидкостным охлаждением посредством испарения воды. Парообразование требует много тепла, которое выводится в окружающую среду с образующимся паром. Использование эндотермического явления при парообразовании легло в основу предложенного вида охлаждения двигателя БПЛА. При переходе из одного агрегатного состояния (воды в пар) температура вещества практически не меняется, что позволяет стабилизировать температурный режим двигателя.
|
| Список цитируемой литературы |
- Каталог авиационных двигателей для СЛА // Вид сверху. — URL: https://vidsverhu.ru/aviatehnika/dvigateli (дата доступа: 25.06.2025).
- ТОП 10. Китайские производители двигателей BLDC // Greensky Power. — URL: https://greensky-power.com/ru/chinese-bldc-motor-manufacturers (дата доступа: 25.06.2025).
- Двигатели для отечественных беспилотников: прошлое, настоящее и будущее / А.Н. Черкасов, Д.С. Легконогих, Ю.В. Зиненков, С.Ю. Панов // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. — 2018. — Т. 17, № 3. — С. 127–137. — DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2018-17-3-127-137.
- Эволюция тепловых двигателей / Н.В. Кочетов, С.Н. Янкевич, И.Н. Хроль [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2024. — № 3(68). — С. 99–104. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-99-104.
- Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания / В.М. Кондрашов, Ю.С. Григорьев, В.В. Тупов [и др.]. — М.: Машиностроение, 1990. — 272 с.
- Боярских, С. Как четырехтактные моторы одолели двухтактные и любые другие / С. Боярских // ABW.by. — URL: https://abw.by/news/knowledge/2024/02/26/kak-chetyrehtaktnyemotory- odoleli-dvuhtaktnye-i-lubye-drugie (дата обращения: 31.05.2025.
- Патент RU 2712352 C1, МПК В64С 39/02 (2006.01), Н01М 8/00 (2006.01). Беспилотный летательный аппарат с системой охлаждения батареи топливных элементов: № 2019112528: заявлено 24.04.2019: опубл. 28.01.2020 / Сычев И.А., Ермухамедов М.А., Сергеев А.И., Сивак А.В., Кашин А.М.; заявитель ООО «Инэнерджи». — URL: https://patents.google.com/patent/RU2712352C1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Патент RU 2492116 C1, МПК В64D 27/00 (2006.01). Авиационная силовая установка на базе топливных элементов: № 2012103819: заявлено 06.05.2012: опубл. 10.09.2013 / Братухин А.Г., Яновский Л.С., Пекарш А.И., Байков А.В., Разносчиков В.В., Аверьков И.С., Олесова Н.И.; заявитель ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова». — URL: https://patents.google.com/patent/RU2492116C1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Патент RU 2829240 C1, МПК F02B 57/06 (2006/01). Способ работы двигателя беспилотного летательного аппарата: № 2023126326: заявлено 13.10.2023: опубл. 30.10.2024 / Оленев Е.А.; заявитель Оленев Евгений Александрович. — URL: https://patents.google.com/patent/RU2829240C1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Патент RU 211789 U1, МПК B64D 33/08 (2006/01). Гибридная силовая установка беспилотного летательного аппарата: № 2022105968: заявлено 05.03.2022: опубл. 22.06.2022 / Барбасов В.К., Черницкий Р.О., Омелько В.В., Халиуллин А.М.; заявитель ООО «ДРОН СОЛЮШЕНС». — URL: https://patents.google.com/patent/RU211789U1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Патент RU 2567496 C1, МПК В64С 39/02 (2006.01). Многовинтовой беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки: № 2014138255/11: заявлено 22.09.2014: опубл. 10.11.2015 / Голощапов В.М., Баклин А.А., Асанина Д.А., Силаков В.Р., Бурлов В.В., Барабаш В.С.; заявитель Пензенский гос. технолог. ун-т. — URL: https://patents.google.com/patent/RU2567496C1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Патент RU 2371359 C1, МПК B64D 27/00 (2006/01). Беспилотный летательный аппарат: № 2008110343/11: заявлено 20.03.2008: опубл. 27.10.2009 / Голобородько В.Е., Карпов С.И., Левченко Ю.Н., Обрезчиков В.В., Смирнов В.Н., Сыздыков Е.К., Усачев М.А., Щеглов В.А.; заявитель ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка» — URL: https://patents.google.com/patent/RU2371359C1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Патент RU 2818844 C1, МПК F04F 5/14 (2006/01). Эжектор системы воздушного охлаждения беспилотного летательного аппарата: № 2023129403: заявлено 14.11.2023: опубл. 06.05.2024 / Сатин А.А., Брончуков С.А., Табунов Н.А.; заявитель ПАО «ОАК». — URL: https://patents.google.com/patent/RU2818844C1/ru (дата обращения: 31.05.2025).
- Приводные решения для беспилотных летательных аппаратов // ИНЕЛСО. — URL: https://inelso.ru/library/blog/privodnye-resheniya-dlya-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov/ (дата обращения: 31.05.2025).
- Зиненков, Ю.В. Концепция многодисциплинарного формирования предварительного технического облика силовых установок беспилотных летательных аппаратов военного назначения / Ю.В. Зиненков, А.В. Луковников // Вестник Московского авиационного института. — 2022. — Т. 29, № 3. — С. 94–110. — DOI: https://doi.org/10.34759/vst-2022-3-94-110.
- Дружинин, А.М. Модернизация двигателей внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа нового поколения: учеб. пособие / А.М. Дружинин. — М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. — 148 с.
- Сухопаров, С.И. Двигатели внутреннего сгорания: учеб.-методич. пособие / С.И. Сухопаров, В.Б. Врублевский, В.А. Дашковский. — Гомель: БелГУТ, 2009. — 48 с.
- Старостин, А.А. Специальные температурные измерения / А.А. Старостин, Е.М. Шлеймович, В.Г. Лисиенко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 168 с.
- Салтыкова, А. Какой должна быть рабочая температура двигателя / А. Салтыкова // Авто.ру. — URL: https://auto.ru/mag/article/kakoy-dolzhna- byt-rabochaya-temperaturadvigatelya /?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 16.10.2023).
- Яворский, Б.М. Справочник по физике / Б.М. Яворский, А.А. Детлаф. — М.: Наука, 1979. — 944 с.
- Варгафтик, Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей / Н.Б. Варгафтик. — 2-е изд., доп. и перераб. — M.: Наука, 1972. — 721 с.
- Кириллин, В.А. Техническая термодинамика / В.А. Кириллин, В.В. Сычев, А.Е. Шейндлин. — М.: Энергоатомиздат, 1983. — 409 с.
- Справочник по элементарной математике, механике и физике / под ред. Н.И. Кузнецова. — 9-е изд. — Минск: Наука и техника, 1966. — 200 с.
- Исаченко, В.П. Теплопередача: учеб. для вузов / В.П. Исаченко, В.А. Осипова, В.С. Сукомел. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергия, 1975. — 488 с.
|