Умный поиск 



Название статьи ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН
Авторы

В.Е. Антонюк, доктор технических наук, главный научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2016 номер журнала 3 Страницы 43-52
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 629.839.1:621.825.54 Индекс ББК  
Аннотация Наиболее часто встречающейся причиной выхода из строя в процессе эксплуатации фрикционных тормозов и фрикционных муфт в гусеничных и колесных машинах является коробление фрикционных дисков. Коробление дисков приводит к нечеткому включению и выключению фрикционного узла, повышенному температурному режиму и расходу топлива, сокращению срока службы всего фрикционного узла. Потеря четкости включения и выключения фрикционного узла снижает технические характеристики управляемости всей машиной. На основе анализа теплового баланса фрикционного узла и относительной ширины дисков установлена возможность коробления дисков в виде «тарельчатости» и даны рекомендации по выбору оптимального соотношения диаметров и относительной ширины диска. Рассмотрены варианты известных технологических процессов изготовления дисков и сделаны выводы об их недостаточности для достижения требуемой точности по отклонению от плоскостности рабочих поверхностей дисков и снижению технологических остаточных напряжений. Выявлена связь между технологическими остаточными напряжениями и короблением дисков. Для снижения коробления дисков в процессе эксплуатации рекомендуется использовать технологический процесс изготовления дисков с динамической стабилизацией. Снижение коробления дисков, изготовленных с использованием динамической стабилизации, подтверждено стендовыми испытаниями.
Ключевые слова диск, фрикцион, муфта, тормоз, отклонение от плоскостности, коробление, остаточные напряжения, динамическая стабилизация
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  • Трансмиссии гусеничных и колесных машин / В.М. Труханов [и др.]; под ред. В.М. Труханова. — М.: Машиностроение, 2001. — 736 с.
  • Стрелков, А.Г. Конструкция быстроходных гусеничных машин: учеб. пособие / А.Г. Стрелков. — М.: МГТУ «МАМИ», 2005. — 616 с.
  • Шарипов, В.М. Проектирование механических, гидромеханических и гидрообъемных передач тракторов / В.М. Шарипов. — М.: МГТУ «МАМИ», 2002. — 300 с.
  • Конструкция и расчет танков и БМП: учеб. / под общ. ред. В.А. Чобитка. — М.: Военное изд-во, 1984. — 375 с.
  • Безлюдько, А.В. Основы теории и конструкции трансмиссий: учеб. пособие / А.В. Безлюдько. — Минск: БНТУ, 2009. — 118 с.
  • Оценка технического уровня танковых трансмиссий и пути его повышения / В.Л. Чернышев [и др.] // 10-я междунар. науч.-техн. конф. «Технологии ХХI века», 8–14 сент. 2003 г., Алушта.
  • Тарасик, В.П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач / В.П. Тарасик. — Минск: Наука и техника, 1973. — 320 с.
  • Проектирование фрикционов гидромеханических передач / В.П. Тарасик [и др.] // Вестн. Бел.-Рос. ун-та. — 2011. — № 4 (33). — С. 107–116.
  • Тарасик, В.П. Система мониторинга технического состояния гидромеханической передачи / В.П. Тарасик, Н.Н. Горбатенко, Р.В. Плякин // Вестн. Бел.-Рос. ун-та. — 2013. — № 3 (40). — С.46–56.
  • Шаповалова, О.А. Анализ отказов фрикционов ГМП и пути их снижения / О.А. Шаповалова, А.В. Лешок // Механика машин, механизмов и материалов. — 2011. — № 3 (16). — С. 67–73.
  • Фрикционные материалы для гидромеханических передач / А.Ф. Ильющенко [и др.] // Тракторы и сельхозмашины. — 2011. — № 6. — С. 41–44.
  • Результаты испытаний фрикционных дисков из различных материалов для гидромеханических передач самосвалов «БелАЗ» / А.Ф. Ильющенко [и др.] // Трение и износ. — 2011. — Т. 32, № 6. — С. 284–255.
  • Прогнозирование цикличности переключения передач трансмиссии гусеничных машин / В.Б. Держанский [и др.] // Вестн. ЮУрГУ. — 2007. — № 25. — С. 66–69.
  • Оценка энергоемкости и теплонагруженности многодискового маслоохлаждаемого тормоза / В.Е. Антонюк [и др.] // Трение и износ. — 2009. — Т. 30, № 5. — С. 456–465.
  • Тепловой режим работы многодискового маслоохлаждаемого тормоза / В.П. Сергиенко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2009. — № 4 (9). — С. 39–46.
  • Тараторкин, А.И. Снижение динамической нагруженности фрикционных элементов управления трансмиссией транспортных машин методом исключения параметрических колебаний: дис. … канд. техн. наук / А.И. Тараторкин; МГТУ им. Н.Э. Баумана. — М., 2015. — 158 с.
  • Жучков, М.Г. Расчет долговечности трансмиссий военных гусеничных машин / М.Г. Жучков, Р.Н. Корольков, О.С. Петров; под ред. П.П. Исакова. — М.: ЦНИИ информации, 1987. — 372 с.
  • Германчук, Ф.К. Долговечность и эффективность тормозных устройств / Ф.К. Германчук. — М.: Машиностроение, 1973. —176 с.
  • Конореев, Р.В. Совершенствование технологии восстановления дисков фрикционных передач газодетаноционным напылением (на примере трактора К-700): дис. … канд. техн. наук / Р.В. Конореев. — Новосибирск, 2007. — 124 с.
  • Антонюк, В.Е. Выбор конструкционных параметров и совершенствование технологии изготовления фрикционных дисков / В.Е. Антонюк // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2005. — № 7. — С. 45–47.
  • Reibbeläge / Miba Frictec GmbH [Electronic reosource]. — Mode of access: http://www.miba.com/Reibbelaege,4,de.html. — Date of access: 15.05.2015.
  • Hoerbiger Lamellenhandbuch – A5K113 / HOERBIGER Antriebstechnik GmbH [Electronic reosource]. — Mode of access: http://www.hoerbiger.com / Publikationen. 255.0.html. — Date of access: 15.05.2015.
  • Антонюк, В.Е. Динамическая стабилизация геометрических параметров деталей знакопеременным нагружением / В.Е. Антонюк. — Минск: Технопринт, 2004. — 184 с.
  • Рудый, В.В. Работоспособность фрикционных тормозных дисков карьерных самосвалов семейства БелАЗ / В.В. Рудый, В.Е. Антонюк, Э.М Дечко // Вестн. ПГУ. Сер. В. Прикладные науки. — 2010. — № 2. — С. 81–86.
  • Антонюк, В.Е. Импульсная правка фрикционных дисков / В.Е. Антонюк // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2004. — № 9. — С. 44–46.
  • Гупалов, Б.А. Разработка технологии вибрационной правки маложестких деталей типа дисков: дис. … канд. техн. наук / Б.А. Гупалов. — Новоуральск, 2013. — 251 с.
  • Рудый, В.В. Расчетно-экспериметальное обоснование параметров дисков маслоохлаждаемых тормозов карьерных самосвалов и оборудования для их динамической стабилизации: дис. … канд. техн. наук / В.В. Рудый. — Минск, 2011. — 121 с.
  • Антонюк, В.Е. Влияние динамической стабилизации фрикционных дисков на их работоспособность / В.Е. Антонюк // Трение и износ. — 2005. — Т. 26, № 1. — С. 84–89.