Умный поиск 



Название статьи ОБ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ИСХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ НА РЕСУРС ПАР ТРЕНИЯ И ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Авторы

А.В. БОГДАНОВИЧ, д-р техн. наук, доц., профессор кафедры теоретической и прикладной механики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 88–96
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 620.178
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-88-96
Аннотация В статье анализируется взаимосвязь неравномерности исходных состояний и ресурса пар трения и трибофатических систем по результатам их обследования после лабораторных испытаний и эксплуатационной наработки. Неравномерность исходных состояний определяется по варьированию в пределах допусков геометрии элементов, обусловленному технологией изготовления, и оценивается ее влияние на интенсивность изнашивания, динамические характеристики и ресурс в эксплуатации механических систем на примере автомобильных подшипниковых пар трения скольжения и подшипников качения. Анализируются результаты лабораторного эксперимента по оценке работоспособности модели трибофатической системы «вал (сталь 45) — ролик (сталь 25ХГТ)» в связи с локальным нарушением геометрии вала при качении. Приводятся корреляционные уравнения, связывающие интегральные характеристики локального процесса износоусталостного повреждения, основанные на измерениях кругового контура испытуемого образца (коэффициенты асимметрии и неравномерности), с относительным числом циклов до достижения предельного износа трибофатической системы «вал (сталь 45) — вкладыш (силумин)» при трении скольжения.
Ключевые слова узел трения, трибофатическая система, подшипники, неравномерный износ, испытания, износоусталостное повреждение
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Гребенников, А.С. Зависимость ресурса агрегата автомобиля от неравномерности исходных зазоров в одноименных сопряжениях / А.С. Гребенников, С.А. Гребенников, А.В. Коновалов // Вестн. машиностроения. — 2007. — № 6. — С. 34–38.
  2. Пеpель, Л.Я. Подшипники качения / Л.Я. Перель. — М.: Машиностpоение, 1983. — 543 с.
  3. Сеpов, А.В. Упpавление эффективностью и качеством pаботы машин в условиях эксплуатации / А.В. Серов. — М.: Изд-во стандаpтов, 1979. — 147 с.
  4. Ящерицын, П.И. Работоспособность узлов трения машин / П.И. Ящерицын, Ю.В. Скорынин. — Минск: Наука и техника, 1984. — 288 с.
  5. Назаров, А.Д. Дисбалансы автотракторных двигателей: определение и нормирование / А.Д. Назаров. — М.: Машиностроение, 1992. — 268 с.
  6. Непомилуев, В.В. Исследование возможностей повышения качества сборки путем индивидуального подбора деталей / В.В. Непомилуев, Е.А. Майорова // Сборка в машиностроении, приборостроении. — 2006. — № 10. — С. 43–46.
  7. Санинский, В.А. Групповая идентифицированная сборка вкладышей коренных подшипников скольжения с коренными опорами и коленчатым валом ДВС / В.А. Санинский // Вестник машиностроения. — 2006. — № 4. — С. 31–36.
  8. Скорынин, Ю.В. Регулирование скоростных подшипников качения / Ю.В. Скорынин, М.А. Леванцевич, В.А. Шапарь. — Минск: Наука и техника, 1989. — 166 с.
  9. Герасимова, Н.Н. Исследования влияния волнистости рабочих поверхностей деталей радиальных шарикоподшипников на уровень вибрации // Н.Н. Герасимова, В.В. Суханова // Труды ВНИПП. — 1965. — № 2. — С. 74–83.
  10. Кинематика и долговечность подшипников качения машин и приборов / И.С. Цитович [и др.]. — Минск: Наука и техника, 1977. — 175 с.
  11. Авдонькин, Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей / Ф.Н. Авдонькин. — М.: Транспорт, 1985. — 215 с.
  12. Денисов, А.С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А.С. Денисов. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. — 350 с.
  13. Басков, В.Н. Анализ технического состояния агрегатов трансмиссии / В.Н. Басков, А.А. Сурков, А.С. Супрун // Повышение технической готовности автомобильного транспорта: межвуз. науч. сб. / Саратовский политех. ин-т; редкол.: Ф.Н. Авдонькин [и др.]. — Саратов, 1985. — С. 18–21.
  14. Григорьев, М.А. Износ и долговечность автотракторных двигателей / М.А. Григорьев, Н.Н. Пономарев. — М.: Машиностроение, 1976. — 248 с.
  15. Перов, А.А. Технологические факторы, влияющие на повышенный износ гильз цилиндров двигателей КамАЗ / А.А Перов, Д.А. Соцков // Вестн. машиностроения. — 2011. — № 1. — С. 22–24.
  16. Сосновский, Л.А. Формирование остаточных волнообразных поверхностных повреждений при контактно-механической усталости / Л.А. Сосновский, С.С. Щербаков // Вестн. БелГУТа: Наука и транспорт. — 2005. — № 2. — С. 71–87.
  17. Тюрин, С.А. Экспериментальное исследование остаточных волнообразных повреждений при инициированном начальном искажении формы образца / С.А. Тюрин, С.С. Щербаков // Вестн. БелГУТа: Наука и транспорт. — 2005. — № 2. — С. 88–93.
  18. Ахметханов, Р.С. Влияние поврежденности элемента конструкции на динамические характеристики системы / Р.С Ахметханов // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2015. — № 6. — С. 63–69.
  19. Износоусталостные повреждения и их прогнозирование (трибофатика) / науч. ред. Л.А. Сосновский; Л.А. Сосновский [и др.]. — Гомель; Киев; Москва; Ухань, 2001. — 170 с.
  20. Экспериментальное исследование закономерностей обратного эффекта силовой системы «сталь 45 – силумин» при фрикционно-механической усталости / А.В. Богданович [и др.] // Трибофатика: тр. VI Междунар. симп. по трибофатике МСТФ 2010, Минск, 25 окт.–1 нояб. 2010 г.: в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: М.А. Журавков [и др.]. — Минск, 2010. — Ч. 1. — С. 527–532.