Умный поиск 



Название статьи О ВЫБОРЕ СОВРЕМЕННОГО КОНСТРУКЦИОННОГО МЕТАЛЛИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ЧАСТЬ 2
Авторы

Л.А. СОСНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Локомотивы», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Год 2022
Номер журнала 4(61)
Страницы 86–96
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 669.13.018; 669.131.7
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2022-4-61-86-96
Аннотация Показано, что при решении проблем обеспечения качества, надежности, конкурентоспособности механических систем ответственного назначения фундаментальное значение имеет металл, комплекс его механических и служебных свойств. Сталистый чугун МОНИКА (Mo–Ni–Cu) (патент BY 15617) обнаруживает нетрадиционную и уникальную способность терять хрупкость (повышать вязкость) с ростом прочности. По служебным свойствам он не уступает легированным термоупрочненным сталям. Это позволяет рекомендовать его для изготовления многих и разных высоконагруженных деталей и узлов современной техники. В статье приведено несколько примеров эффективного применения МОНИКИ для изготовления литых ножей режуще-измельчающих аппаратов кормоуборочных комбайнов (Hi-Tech), крупногабаритных зубчатых колес диаметром 500 мм для бортовых редукторов сельскохозяйственных комбайнов (ноу-хау), а также опытных литых рельсов для железнодорожного транспорта (Hi-Tech). Комплексом лабораторных и натурных испытаний убедительно доказано, что одна марка нового конструкционного материала вполне обеспечивает требуемую эксплуатационную надежность разных трибофатических систем, работоспособность которых определяется многими критериями (усталость, износ, трение, трещиностойкость и др.) при действии высоких повторно-переменных и ударно-циклических нагрузок. Это обусловливает безусловную экономичность и конкурентоспособность механических систем ответственного назначения (трибофатических систем) для современных машин и оборудования.
Ключевые слова металл; механические и служебные свойства; пределы прочности, усталости, трещиностойкости; износостойкость; напряженно-деформированное и предельное состояния; модифицирование; микроструктура; МОНИКА
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Чугун и сталь в трибофатических системах современных машин и оборудования / Л.А. Сосновский [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2014. — № 4(29). — С. 5–20.
  2. Псырков, Н.В. Эксплуатационная стойкость ножей режущих барабанов кормоуборочных комбайнов КВК-800 / Н.В. Псырков, В.О. Замятнин // Механика-2011: сб. науч. тр. V Белорус. конгресса по теоретич. и прикл. механике, Минск, 26–28 окт. 2011 г.: в 2 т. / Объединенный ин-т машиностроения НАН Беларуси, редкол.: М.С. Высоцкий [и др.]. — Минск, 2011. — Т. 2. — С. 85–91.
  3. Щербаков, С.С. Напряженно-деформированное состояние и повреждаемость трибофатической системы «прижим — нож — опора» режущего инструмента комбайна / С.С. Щербаков // Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 2(19). — С. 75–80.
  4. Псырков, Н.В. Опыт внедрения специального чугуна марки ВЧТГ для изготовления ножей режущих барабанов кормоуборочной техники / Н.В. Псырков, А.А. Квитанов, В.О. Замятнин // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — 2013. — Вып. 2. — С. 388–390.
  5. Комиссаров, В.В. Крупногабаритные зубчатые колеса из высокопрочного чугуна / В.В. Комиссаров, В.О. Замятнин, Е.С. Таранова // Живучесть и конструкционное материаловедение: материалы конф., 22–24 окт. 2012 г. — М.: ИМАШ РАН им. А.А. Благонравова, 2012. — С. 26.
  6. Опытные крупногабаритные зубчатые колеса для бортовых редукторов сельскохозяйственных комбайнов из специального чугуна марки ВЧТГ / Н.В. Псырков [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — 2013. — Вып. 2. — С. 391–394.
  7. Сравнительная оценка работоспособности крупногабаритных зубчатых колес из специального чугуна марки ВЧТГ и стали / В.В. Комиссаров [и др.] // Живучесть и конструкционное материаловедение: тез. докл. 2-й междунар. конф. SSMS-2014, Москва, 21–23 окт. 2014 г. — М.: ИМАШ РАН им. А.А. Благонравова, 2014. — С. 68.
  8. Об опыте изготовления и эксплуатации зубчатых колес из нового конструкционного материала «МОНИКА» / В.В. Комиссаров [и др.] // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. — 2017. — Т. 20, № 2. — С. 107–112.
  9. Сосновский, Л.А. О литых рельсах из нового конструкционного материала / Л.А. Сосновский, В.И. Матвецов, С.С. Щербаков // Наука и образование транспорту. — 2016. — № 2. — С. 200–204.
  10. Сосновский, Л.А. Новый конструкционный материал для железнодорожных рельсов: механические и служебные свойства / Л.А. Сосновский [и др.] // Вест. БелГУТа: Наука и транспорт. — 2014. — № 2(29). — С. 77–82.
  11. Матвецов, В.И. Натурные испытания тяжелых железнодорожных рельсов из чугуна ВЧТГ / В.И. Матвецов, Н.Е. Мирошников, Л.А. Сосновский // Живучесть и конструкционное
    материаловедение: тез. докл. 2-й Междунар. конф. SSMS-2014, Москва, 21–23 окт. 2014 г. — М.: ИМАШ РАН им. А.А. Благонравова, 2014. — С. 41.
  12. Матвецов, В.И. Опыт изготовления и испытаний рельсов длиной 6,5 м из специального чугуна / В.И. Матвецов, Н.Е. Мирошников // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — 2013. — Вып. 2. — С. 405–407.
  13. Сосновский, Л.А. Об изготовлении железнодорожных рельсов из высокопрочного чугуна / Л.А. Сосновский, В.И. Матвецов, Н.В. Псырков // Проблемы взаимодействия пути и подвижного состава: тр. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию профессора М.А. Фришмана, Днепропетровск, 18–20 сент. 2013 г. — Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. нац. ун-та ж.-д. транспорта им. акад. В. Лазаряна, 2013. — С. 54–55.
  14. Одинг, И.А. Допускаемые напряжения в машиностроении и циклическая прочность металлов / И.А. Одинг. — М.: Машгиз, 1962. — 260 с.
  15. Олейник, Н.В. Выносливость деталей машин / Н.В. Олейник. — Киев: Техника, 1979. — 199 с.
  16. Почтенный, Е.К. Прогнозирование долговечности и диагностика усталости деталей машин / Е.К. Почтенный. — Минск: Наука и техника, 1982. — 246 с.
  17. Колеса цельнокатаные. Технические условия: ГОСТ 10791-2011. — Взамен ГОСТ 10791-2004 и ГОСТ 9036-88; введ. 01.01.2012. — М.: Стандартинформ, 2011. — 27 с.
  18. Особенности химического состава и свойств стали литых и цельнокатаных железнодорожных колес / М.Е. Гетманова [и др.] // Сталь. — 2017. — № 1. — С. 59–66.
  19. Кудрявцев, И.В. Усталость крупных деталей машин / И.В. Кудрявцев, Н.Е. Наумченков, Н.М. Саввина. — М.: Машиностроение, 1981. — 237 с.