Умный поиск 



Название статьи СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КОРПУСА АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ КАТЕГОРИИ N2 НА ОСНОВЕ МЕТОДА МОДАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Авторы

И.А. ТРУСЕВИЧ, канд. техн. наук, младший научный сотрудник, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; инженер-конструктор 1-й категории, АО «Специальное конструкторское бюро машиностроения», г. Курган, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.И. ТАРАТОРКИН, д-р техн. наук, старший научный сотрудник, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.А. ТАРАТОРКИН, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник, заведующий отделом механики транспортных машин, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; профессор кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2023
Номер журнала 4(65)
Страницы 38–36
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-4-65-38-46
Аннотация В настоящее время общемировой тенденцией в области разработки транспортных машин является обеспечение высоких показателей безопасности, энергоэффективности и комфортабельности, характеризующейся, в первую очередь, эргономическими и виброакустическими показателями. Это вынуждает инженеров и ученых постоянно стремиться к снижению уровня шума, издаваемого как машиной в целом, так и отдельными агрегатами и системами. Данная работа является продолжением серии статей, посвященных разработке верифицированной математической модели перспективной автоматической коробки передач (АКП) для автомобиля категории N2, достоверно характеризующей ее виброакустическое поведение. Представлены результаты расчетно-экспериментального исследования виброакустического поведения АКП, включающие этапы испытаний, обработки и анализа их результатов, верификацию расчетной модели, созданной в программном продукте Simcenter 3D, определение основных источников акустического излучения и разработку предложений по его снижению. Получены виброакустические характеристики объекта исследования — частоты — и соответствующие им значения акустического давления, выполнена их локализация на корпусе АКП. Разработанная и верифицированная модель АКП позволяет с удовлетворительной точностью прогнозировать уровень вибрации и акустического излучения. На основании сравнительного оценочного моделирования различных вариантов изменения конструкции определены наилучшие, позволяющие получить минимальный уровень акустического давления в точках измерения и нейтрализовать наиболее значимые формы колебаний. Внесение в конструкцию разработанных научно-обоснованных технических решений позволило снизить интегральный уровень акустического давления во всем диапазоне от 2 до 10 дБА.
Ключевые слова NVH, виброакустика, коробка передач, симуляция, верификация, экспериментальное исследование, цифровая копия, нелинейность, прогнозирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Xu, Z. Experimental Research on Idle Combustion Noise of a Diesel Engine / Z. Xu // Journal of Physics: Conference Series. — 2022. — Vol. 2359. — DOI: https://doi.org/10.1088/1742-596/2359/1/012003.
  2. Modeling and NVH Analysis of a Full Engine Dynamic Model with Valve Train System / Z. Xu [et al.] // Applied Sciences. — 2020. — Vol. 10, iss. 15. — DOI: https://doi.org/10.3390/app10155145.
  3. Tan, Y. Sound Quality Evaluation Metrics on Diesel Engines / Y. Tan, B. Zhang, Z. Yuan // SAE Technical Paper 2023-01-1128. — 2023. — DOI: https://doi.org/10.4271/2023-01-1128.
  4. Tan, Y. Sound Quality Enhancement with Exhaust Manifold and Hot-End Structure Optimization on H8 Engine Systems / Y. Tan // SAE Technical Paper 2022-01-0621. — 2022. — DOI: https://doi.org/10.4271/2022-01-0621.
  5. Hou, H. Coupled Fluid-Structure Analysis for Exhaust System NVH / H. Hou // SAE Technical Paper 2014-01-0020. — 2014. — DOI: https://doi.org/10.4271/2014-01-0020.
  6. Air Intake System NVH Performance Development for Commercial Vehicle / V. John Britto [et al.] // SAE Technical Paper 2014-01-0019. — 2014. — DOI: https://doi.org/10.4271/2014-01-0019.
  7. Impact of engine cooling fan on vehicle interior NVH / Y.-L. Gao [et al.] // Chinese Internal Combustion Engine Engineering. — 2015. — No. 1. — Pp. 53–56. — DOI: https://doi.org/10.13949/j.cnki.nrjgc.2015.01.009.
  8. Abe, T. Driving the next generation of Powertrain NVH Refinement through Virtual Design / T. Abe, M.J. Felice // Proc. of ISMA 2010 – International Conference on Noise and Vibration Engineering, including USD 2010, Leuven, Belgium, 2010. — Pp. 4275–4291.
  9. Pasch, G. NVH System Simulation of a Tractor with Hydrostatic-Mechanical Power Split Transmission / G. Pasch, G. Jacobs, J. Berroth // Landtechnik. — 2020 — Vol. 75, no. 4. — Pp. 301–315. — DOI: https://doi.org/10.15150/lt.2020.3254.
  10. Zhang, J. Launching Rattle Noise Test Analysis and Improvement for a SUV with 6AT Automatic Transmission / J. Zhang, Y. Bao // Proc. of China SAE Congress 2022: Selected Papers. — 2023. — Pp. 288–298. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-99-1365-7_21.
  11. Tůma, J. Vehicle Gearbox Noise and Vibration: Measurement, Signal Analysis, Signal Processing and Noise Reduction Measures / J. Tůma. — John Wiley & Sons, Ltd, 2014. — 243 p. — DOI: https://doi.org/10.1002/9781118797563.
  12. Zhang, J. From Measured Road Profile to Tire Blocked Forces for Road Noise Prediction / J. Zhang, T. Geluk // SAE Technical Paper 2023-01-1084. — 2023. — DOI: https://doi.org/10.4271/2023-01-1084.
  13. Vehicle road noise prediction using component-based transfer path analysis from tire test-rig measurements on a rolling tire / J. Ortega Almirón [et al.] // Journal of Sound and Vibration. — 2022. — Vol. 523. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsv.2021.116694.
  14. Heckl, M. Tyre noise generation / M. Heckl // Wear. — 1986. — Vol. 113, iss. 1. — Pp. 157–170. — DOI: https://doi.org/10.1016/ 0043-1648(86)90065-7.
  15. Lukić, J. An Approach to an NVH Investigation of Vehicle Hydraulic Pumps / J. Lukić // Journal of Low Frequency Noise Vibration and Active Control. — 2011. — Vol. 30, iss. 2. — Pp. 137–147. — DOI: https://doi.org/10.1260/0263-0923.30.2.137.
  16. Oh, J. A Computational and Experimental Investigation on the Effect of Bleed Slits for a Shim Stack Type Hydraulic Damper / J. Oh, S. Sankaran, J. Truitt // SAE Technical Paper 2023-01-1059. — 2023. — DOI: https://doi.org/10.4271/2023-01-1059.
  17. Study on pressure fluctuation control of a regenerative pump for fuel system / L. Zhang [et al.] // Chinese Journal of Engineering Design. — 2017. — Vol. 24, iss. 4. — Pp. 395–402. — DOI: https://doi.org/10.3785/j.issn.1006-754X.2017.04.005.
  18. Beidl, C. Key Steps and Methods in the Design and Development of Low Noise Engines / C. Beidl, A. Rust, M. Rasser // SAE Technical Paper 1999-01-1745. — 1999. — DOI: https://doi.org/10.4271/1999-01-1745.
  19. Combining sensitivity and uncertainty analysis to efficiently quantify parametric uncertainties in NVH system simulation models / S. Wischmann [et al.] // Forschung im Ingenieurwesen. — 2023. — Vol. 87, iss. 1. — Pp. 453–467. — DOI: https://doi.org/10.1007/s10010-023-00644-z.
  20. Prediction and Analysis of Diesel Engine Combustion Noise Using Transfer Function Method / Z. Wei [et al.] // International Journal of Automotive Technology. — 2021. — Vol. 22, iss. 3. — Pp. 665–676. — DOI: https://doi.org/10.1007/s12239-021-0062-y.
  21. Handbook of Noise and Vibration Control / M.J. Crocker [et al.]; ed. by M.J. Crocker. — John Wiley & Sons, Inc., 2007. — 1600 p. — DOI: https://doi.org/10.1002/9780470209707.
  22. Automotive Engineering Powertrain, Chassis System and Vehicle Body / ed by D. Crolla. — Butterworth-Heinemann, 2009. — 834 p.
  23. Plunt, J. Finding and fixing vehicle NVH problems with transfer path analysis / J. Plunt // Sound and vibration. — 2005. — Vol. 39, iss. 11. — Pp. 12–17.
  24. Refinement of vehicle interior noise by reduction of driveline vibrations / O. Tandogan [et al.] // The Journal of the Acoustical Society of America. — 2010. — Vol. 127, iss. 3_Supplement. — DOI: https://doi.org/10.1121/1.3384011.
  25. Dynamic Vibration Analysis of Gear Box Casing using ANSYS Software / B. Ganesha [et al.] // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. — 2017. — Vol. 6, iss. 7. — Pp. 13354–13362. — DOI: https://doi.org/10.15680/IJIRSET.2017.0607128.
  26. Analysis for the Dynamic Characteristic of the Automobile Transmission Gearbox / F. Yu [et al.] // Research Journal of Applied Sciences, Engineering and Technology. — 2013. — Vol. 5, iss. 4. — Pp. 1449–1453. — DOI: https://doi.org/10.19026/rjaset.5.4886.
  27. Верификация модальной модели трансмиссии с целью прогнозирования NVH параметров / И.А. Трусевич [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2021. — Т. 21, № 3. — С. 61–68.
  28. Алгоритм оптимизации вибрационных нагрузок, формируемых зубчатыми зацеплениями перспективной коробки передач грузового автомобиля / И.А. Трусевич [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2021. — Т. 21, № 4. — С. 5–14.
  29. Тараторкин, А.И. Научные методы снижения динамической и виброакустической нагруженности силовых передач колесных и гусеничных машин путем вариации модальных свойств: дис. … д-ра техн. наук: 05.05.03 / А.И. Тараторкин. — М., 2022. — 377 л.