Название статьи НОВЫЕ СТАЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АЗОТИРУЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ПОВЫШЕННОГО РЕСУРСА
Авторы

П.А. ВИТЯЗЬ, акад. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., руководитель аппарата НАН Беларуси, Президиум НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.В. СОТНИКОВ, младший научный сотрудник лаборатории проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Г. СИДОРЕНКО, канд. техн. наук, заведующий лабораторией проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.И. МОИСЕЕНКО, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.А. ШИШКО, заместитель главного конструктора, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2021
Номер журнала 3(56)
Страницы 42–51
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.833, 621.785.53
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-42-51
Аннотация Проведен анализ применяемых сталей для азотированных деталей. На основе новой методологии повышения прочности конструкционных сталей и деталей предложены и рассмотрены новые научные подходы и практические решения по созданию зубчатых колес, упрочняемых азотированием как при использовании алюминийсодержащих сталей, так и нового материала, не содержащего алюминий, — стали 40ХМФА. Для повышения работоспособности и технологичности производства деталей из широко используемой в машиностроении алюминийсодержащей стали 38Х2МЮА разработана принципиально новая технология предварительной термической обработки заготовок деталей — неполная закалка, обеспечивающая как повышение обрабатываемости и точности крупногабаритных зубчатых колес, так и увеличение их прочности из-за устранения шелушения азотированного слоя. Приведены результаты исследований по стали 40ХМФА, которая не содержит алюминий, обладает повышенными характеристиками жаростойкости, прокаливаемости, обрабатываемости, а также упрочненного слоя деталей. Азотированный слой шестерен толщиной 0,5–0,7 мм не содержит хрупких составляющих, что при твердости сердцевины 300–320 НВ исключает его шелушение и последующее разрушение деталей. Применение стали 40ХМФА позволяет не только решать проблемы надежности и ресурса крупногабаритных азотированных зубчатых колес, но и является перспективным для всего ряда зубчатых колес с внутренним зацеплением, а также деталей подвижных шлицевых зацеплений и мелкомодульных шестерен с целью замены цементации азотированием.
Ключевые слова азотирование, микротвердость, азотированный слой, механические характеристики
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Кейз, С.Л. Алюминий в чугуне и стали / С.Л. Кейз, К.Р. Ван Горн. — М.: Металлургиздат, 1959. — С. 457.
  2. Лахтин, Ю.М. Азотирование стали / Ю.М. Лахтин, Я.Д. Коган. — М.: Машиностроение, 1976. — С. 1–57.
  3. Термическая обработка в машиностроении / под ред. Ю.М. Лахтина, А.Г. Рахштадта. — М.: Машиностроение, 1980. — С. 322–344.
  4. Харитончик, Д.И. Крупногабаритные зубчатые колеса с внутренним зацеплением из алюминийсодержащих сталей / Д.И. Харитончик, В.И. Моисеенко. — Минск: Беларус. навука, 2012. — 125 с.
  5. Моисеенко, В.И. Основы структурной равнопрочности стали и элементов крупногабаритных деталей машин / В.И. Моисеенко, П.Л. Мариев. — Минск: Ин-т кибернетики НАН
    Беларуси, 1999. — 200 с.
  6. Азотируемая сталь для зубчатых колес: пат. RU 2553764 / В.И. Моисеенко, А.Л. Сапунов, Н.Д. Шкатуло. — Опубл. 20.06.2015.
  7. Харитончик, Д.И. Конструкционная прочность алюминий-содержащих сталей в крупногабаритных азотированных зубчатых колесах с внутренним зацеплением / Д.И. Харитончик // Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 1(18). — С. 71–75.
  8. Конструкционная прочность и технологичность безалюминиевых сталей крупногабаритных азотированных зубчатых колес / В.В. Куриленко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2013. — № 1. — С. 60–66.
  9. Опыт и перспективы использования конструкционных сталей для азотированных зубчатых колес / П.А. Витязь [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. — 2021. — Т. 66, № 1. — С. 58–65.
  10. Способ изготовления зубчатых колес: пат. BY 9749 / В.И. Моисеенко, П.И. Папковский, Н.Д. Шкатуло, С.А. Шишко, Д.И. Харитончик, П.Л. Мариев. — Опубл. 30.10.2007.