Название статьи СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВИБРАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПОРНЫХ БЛОКОВ МЕТРОПОЛИТЕНА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ И ЦИКЛИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ
Авторы

В.В. КОМИССАРОВ, канд. техн. наук, заместитель начальника Испытательного центра железнодорожного транспорта, Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. ЛАПУШКИН, старший преподаватель кафедры «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 33–40
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 625.421:620.1.051
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-33-40
Аннотация Объектом исследования являются различные конструкции опорных блоков с промежуточными скреплениями для метрополитенов как отечественного, так и зарубежного производства. Предложен и реализован комплексный подход к испытаниям конструкций блочного пути: моделирование циклического нагружения, характерного для всей конструкции пути, а также ударного — характерного для промежуточных стыковых рельсовых скреплений. Установлено значение испытательной частоты 10 Гц при циклическом нагружении. Представлен способ доработки испытательного оборудования в рамках моделирования передачи нагрузок от колеса на рельс в плоскости контакта поверхностей катания колеса и рельса. Приводятся основные результаты испытаний. При динамическом нагружении максимальные усилия в рельсе возникают в конструкции с обычной прокладкой (порядка 50–55 кН), для деревянного блока «Метро» характерен более сложный спектр изменения усилия с максимальной амплитудой порядка 20–25 и размахом 30–40 кН. Наиболее низкие значения виброускорений при осуществлении данного подхода показывает блок «LVT». Конструкции с виброизолирующей прокладкой имеют наибольшие значения виброускорений в диапазоне частот от 10 до 31,5 (40) Гц. В зоне более высоких частот исследуемые конструкции имеют соизмеримые значения виброускорений. Выполнен анализ вибрационных характеристик на основании зарегистрированных значений виброускорений в характерных измерительных точках. Приведены значения виброускорений и их относительное сравнение в зависимости от позиции установки измерительных каналов и в зависимости от вида конструкции. Отмечено, что в зоне 10 Гц значения виброускорений минимальны при использовании виброизолирующей прокладки твердостью 65 по Шору А. Представлены сравнительные результаты по частотам 31,5 и 63 Гц. Рекомендовано для вариантов конструкций, показавших лучшие результаты, провести эксплуатационные испытания в условиях метрополитена.
Ключевые слова опорные блоки, железнодорожный путь, метрополитен, упругие элементы, подвижной состав, осевая нагрузка, частота, испытательное оборудование, виброускорение, вертикальные силы
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Современное состояние и перспективы развития конструкций пути для метрополитена / Д.И. Бочкарев [и др.] / Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 2(19). — С. 94–99.
  2. Инструкция по текущему содержанию пути и контактного рельса Минского метрополитена: утв. 07.06.19. — Минск, 2019. — 196 с.
  3. Шахунянц, Г.М. Железнодорожный путь: учеб. для студ. и аспирантов вузов ж.-д. транспорта / Г.М. Шахунянц. — 3-е изд., доп и перераб. — М.: Транспорт, 1987. — 479 с.
  4. Инструкция по эксплуатации пути с промежуточным скреплением Vossloh W21, UTS300 и содержанию контактного рельса на бетонных блоках в минском метрополитене: утв. 31.08.2020. — Минск, 2020. — 57 с.
  5. Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров: СТБ ИСО 5348-2001. — Введ. 25.04.2001. — Минск: Госстандарт, 2001. — 15 с.
  6. Kouroussis, G. Structural impact response for assessing railway vibration induced on buildings / G. Kouroussis, H.P. Mouzakis, K.E. Vogiatzis // Mechanics & Industry. — 2017. — Vol. 18, no. 8. — 11 p. — DOI: https://doi.org/10.1051/meca/2017043.
  7. Guidelines for noise and vibrations, Metro rail transit system: CT-38. — Ministry of Railways, India, 2015. — 94 p.
  8. Vogiatzis K.E. Athens metro extension project to Piraeus ground borne noise and vibration assessment and control / K.E. Vogiatzis // International journal of mechanics. — 2012. — Vol. 6, iss. 2. — Pp. 130–139.
  9. Cao, Z. Vibration measurement in a metro depot with trains running in the top story / Z. Cao, T. Guo 2, Z. Zhang // Journal of vibroengineering. — 2017. — Vol. 19, iss. 1. — Pp. 502–519. — DOI: https://doi.org/10.21595/jve.2016.17304.
  10. Скрепление рельсовое промежуточное железнодорожного пути. Общие технические условия: ГОСТ Р 59428-2021. — Введ. РФ 20.04.2021. — М.: Стандартинформ, 2021. — 28 с.
  11. Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний: ГОСТ Р 55050. — Введ. РФ 01.07.2013. — М.: Стандартинформ, 2013, 2019. — 25 с.