Название статьи ВЫБОР МЕТОДА ОБРАБОТКИ ДАННЫХ И ПОЛУЧЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГИ, РЕЖИМА ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С ПОМОЩЬЮ GPS (GNSS-ПРИЕМНИКА)
Авторы

Д.В. МИШУТА, канд. техн. наук, генеральный директор, ООО «Мидивисана», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.Г. МИХАЙЛОВ, канд. техн. наук, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.В. СЫРАЙ, начальник в/ч, Министерство обороны Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ
Год 2022
Номер журнала 2(59)
Страницы 88–96
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33.028(075.8)
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2022-2-59-88-96
Аннотация Проанализированы существующие методы получения и обработки данных от GNSS-приемника, принимаемых на движущемся автомобиле в виде сообщений в градусах широты и долготы и преобразование их в метры. Проведена оценка точности определения местоположения и перемещения техники с помощью различных методов. Предложен метод обработки данных и получения продольного профиля дороги, скорости (режима) движения автомобиля с помощью GNSS-приемника (по параметрам скорости и высоты движущегося объекта на поверхности Земли). Выявлено, что рассмотренные зарубежные методы определения местоположения применительно к СНГ дают значительные расхождения (до 2 раз), что связано с использованием различных систем базовых точек отсчета в СНГ и за рубежом, в т. ч. в картографии, электронных картах. Установлено, что при оценке пройденного пути по разности перемещений 2 точек проекций позиционирования и их суммирования для небольших шагов квантования (8–20 м, зависящих от скорости и частоты) рассмотренные методы могут приводить к расхождению до 30–47 %. Предложено на территории Республики Беларусь при определении относительных расстояний и привязке к картам пользоваться упрощенной линейной формулой lat_m = 112297,6196∙Ddec lat, lon_m = 63215,444∙Ddec lon. Установлено, что для получения продольного профиля дороги в зависимости от пройденного пути, режима перемещения автомобилей, военной техники (ВТ), беспилотных летательных аппаратов (БЛА) более корректным является использование данных GNSS-приемника по скорости и высоте, обеспечивающих минимальную погрешность (0,15 %), что подтверждается характером изменения h = f(l), υa = f(l) и свидетельствует о корректности предложенного метода. Также при моделировании движения автомобиля необходимо учитывать дорожные факторы, влияющие на режим движения.
Ключевые слова GPS, программное обеспечение, NMEA-0184, Raspberry Pi 3/4
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. The NMEA 0183 Protocol [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.tronico.fi/OH6NT/docs/NMEA0183.pdf. — Date of access: 03.08.2021.
  2. NMEA-GPS [Electronic resource]. — Mode of access: https://github.com/craigpeacock/NMEA-GPS/blob/master/gps.c. — Date of access: 03.08.2021.
  3. Основы работы с GPS оборудованием [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ispolnitelnayashema. ru/2018/02/28/instrukciya-po-rabote-s-gnss-gpsoborudovaniem. — Дата доступа: 20.04.2021.
  4. Карта для определения высоты местности и профиля высот [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vhfdx.ru/karta-vyisot. — Дата доступа: 24.12.2017.
  5. Михайлов, В.Г. Компьютерное имитационное моделирование автомобиля / В.Г. Михайлов. — Минск: Беларус. навука, 2020. — 316 с.
  6. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек: ГОСТ 32453-2017. — Введ. 01.07.2018. — М.:
    Стандартинформ, 2017. — 19 с.
  7. Исследования углов крена автомобиля при прохождении поворотов в зависимости от изменения его массы / В.С. Ершов [и др.] // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2020. — № 4(26). — 12 c.
  8. Mercator [Electronic resource]. — Mode of access: https://wiki.openstreetmap.org/wiki/Mercator. — Date of access: 22.12.2020.
  9. Geographic coordinate system [Electronic resource]. — Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Geographic_coordinate_system. — Mode of access: 22.12.2020.
  10. Latitude [Electronic resource] — Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Latitude#Length_of_a_degree_of_latitude. — Date of access: 24.02.2021.
  11. Longitude [Electronic resource] — Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Longitude#Length_of_a_degree_of_ longitude. — Date of access: 24.02.2021.
  12. Волченко, Ю.М. Интерполяция функций [Электронный ресурс] / Ю.М. Волченко // Лекции с анимацией. — Режим доступа: http://yura.volchenko.com/Education/Interpol.pdf. — Дата доступа: 24.02.2021.
  13. Catmull, E. A class of local interpolating splines / E. Catmull, R. Rom // Computer aided geometric design. — 1974. — Pp. 317–326. — DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12- 079050-0.50020-5.