Название статьи МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКА МАЗ-4381ЕЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА MATLAB SIMULINK
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Н. КОЛЕСНИКОВИЧ, начальник отдела моделирования и виртуальных испытаний Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексей Л. КРАВЧЁНОК, научный сотрудник отдела моделирования и виртуальных испытаний Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

П.Э. ШАБАНОВ, главный конструктор по автомобильной технике – начальник управления главного конструктора, ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», г. Минск, Республика Беларусь

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 2(67)
Страницы 5–14
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-5-14
Аннотация Рассматривается динамическая модель батарейной силовой установки электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ с двухступенчатой коробкой передач (КП). Исследуются динамические процессы, возникающие при переключении КП. Оно осуществляется путем управления частотой вращения тягового электромотора синхронно с процессом включения зубчатой синхронизированной муфты КП. При моделировании процессов переключения передач оцениваются динамические нагрузки, время включения муфт и синхронизации частот вращения звеньев КП, работа и мощность буксования фрикционных элементов синхронизатора. По результатам моделирования показана необходимость применения обратных связей для управления тяговым электромотором и параметрами состояния синхронизированных муфт КП и предложен алгоритм управления силовым электроприводом электрогрузовика, обеспечивающим минимальные динамические нагрузки в электроприводе и низкую нагруженность синхронизаторов КП.
Ключевые слова электрогрузовик, батарейная силовая установка, тяговый электромотор, двухступенчатая коробка передач, переключение передач, синхронизатор, зубчатая муфта
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Применение коробок передач в силовых приводах электротранспорта / С.Н. Поддубко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 3(52). — С. 5–11. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-3-52-5-11.
  2. Chavdar, B. Multi-speed transmission for commercial delivery medium duty plug-in electric drive vehicles / B. Chavdar // Conference: 2016 DOE Vehicle Technologies Office Annual Merit Review and Peer Evaluation, Washington, June 9, 2016. — DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.10951.70562.
  3. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии. Технология «Clutch-to-Clutch Shifts»: практика применения // Л.Г. Красневский // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2018. — Вып. 7. — C. 48–59.
  4. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии: технология «Clutch-to-Clutch Shifts» — история и современное состояние / Л.Г. Красневский, А.В. Белевич // Механика машин, механизмов и материалов. — 2018. — № 1(42). — С. 5–13.
  5. Альгин, В.Б. Расчет мобильной техники: кинематика, динамика, ресурс / В.Б. Альгин. — Минск: Беларус. навука, 2014. — 271 с.
  6. Альгин, В.Б. Комментарий к статье В.В. Михайлова [и др.] «Математическая модель автоматической трансмиссии в структуре испытательного комплекса» / В.Б. Альгин // Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 2(19). — С. 30–31.
  7. Тарасик, В.П. Влияние характеристик управления фрикционами гидромеханической передачи на показатели эффективности их функционирования / В.П. Тарасик, О.В. Пузанова //
    Автомобильная промышленность. — 2020. — № 11. — С. 4–11.
  8. Тарасик, В.П. Управление фрикционами гидромеханической передачи / В.П. Тарасик, О.В. Пузанова // Вестн. Белорус.-Рос. ун-та. — 2021. — №. 2(71). — С. 20–30.
  9. Математическая модель автоматической трансмиссии в структуре испытательного комплекса / В.В. Михайлов [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 2(19). — С. 22–29.
  10. Павловский, В.Е. Динамическая модель механической трансмиссии автомобиля / В.Е. Павловский, В.Н. Огольцов // Спецтехника и связь. — 2012. — № 5–6. — С. 27–36.
  11. Результаты исследования электромобиля на шасси «ГАЗель» / А.Н. Блохин [и др.] // Наука и образование: науч. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2012. — № 12. — С. 75–106. — DOI: https://doi.org/10.7463/1212.0499839.
  12. Шарипов, В.М. О коэффициенте трения в контакте пар трения фрикционных муфт в коробках передач автомобилей и тракторов при переключении передач без разрыва потока мощности / В.М. Шарипов, М.И. Дмитриев, К.И. Городецкий / Наука и образование: науч. издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2016. — № 8. — С. 21–30.
  13. Flexible shaft [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.mathworks.com/help/sdl/ref/flexibleshaft.html. — Date of access: 14.02.2024.
  14. Pacejka, H.B. Tyre and vehicle dynamics / H.B. Pacejka. — Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2002. — 627 p.
  15. Design, analysis, and simulation of a four-wheel-drive transmission for an all-terrain vehicle / C. Kannan [et al.] // SAE Technical Paper. — 2022. — No. 2022-01-5039. — DOI: https://doi.org/10.4271/2022-01-5039.
  16. Closed loop clutch control of an automatic shift transmission: pat. US 5046176A / W.C. Lin. — Publ. date: 03.09.1991.
  17. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии. Комплекс алгоритмов технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»: анализ архитектуры, обобщенная структура, развитие. Часть 2 / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2021. — № 3(56). — С. 13–24. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-13-24.
  18. Поддубко, С.Н. Выбор рационального режима процесса переключения передач в механической трансмиссии с двойным сцеплением / С.Н. Поддубко, А.М. Гоман, В.В. Шпортько. — Механика машин, механизмов и материалов. — 2015. — № 3(32). — С. 15–21.
  19. Осепчугов, В.В. Автомобиль: анализ конструкции, элементы расчета: учеб. для студ. вузов по спец. «Автомобили и автомоб. хоз-во» / В.В. Осепчугов, А.К. Фрункин. — М.: Машиностроение, 1989. — 304 с.