Название статьи АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ЧИСЛЕННЫЙ РАСЧЕТЫ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ С ВАЛЬНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. ШПОРТЬКО, магистр физ.-мат. наук, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2024
Номер журнала 3(68)
Страницы 43–52
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33; 621.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-43-52
Аннотация Статья посвящена исследованию динамических процессов в силовой установке электромобиля при переключении передач в двухвальной коробке передач посредством конусного синхронизатора. Для получения аналитических зависимостей используется двухмассовая динамическая модель. Такая модель силовой установки позволяет получить качественное представление и количественную оценку процесса переключения передач электромобиля, выбрать параметры законов изменения момента двигателя и момента трения синхронизатора. Для более точного описания колебаний в силовой установке с учетом ее упругих свойств рассмотрена трехмассовая динамическая модель. Приведен пример расчета времени переключения передач с низшей на высшую для развозного электрогрузовика МАЗ-4381EE. Проведенные исследования показали, что возникающие в силовой установке электромобиля колебательные процессы не оказывают существенного влияния на динамическую нагруженность ее элементов.
Ключевые слова электромобиль, силовая установка, вальная коробка передач, динамическая модель, конусный синхронизатор, механическая характеристика электродвигателя, время переключения передач, алгоритм переключения передач
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Харитонов, С.А. Перспективы использования коробок передач в электрических транспортных средствах / С.А. Харитонов, Э.И. Абасов // Труды НАМИ. — 2017. — № 2(269). — С. 101–106.
  2. Hajduga, A. The use of multi-speed mechanical transmission in electric drives / A. Hajduga, A. Kieracińska // The Archives of Automotive Engineering – Archiwum Motoryzacji. — 2017. — Vol. 75, no. 1. — Pp. 39–67. — DOI: https://doi.org/10.14669/AM.VOL75.ART3.
  3. Ruan, J. Comparison of power consumption efficiency of CVT and multi-speed transmissions for electric vehicle / J. Ruan, P. Walker, N. Zhang // International Journal of Automotive Engineering. — 2018. — Vol. 9, iss. 4. — Pp. 268–275. — DOI: https://doi.org/10.20485/jsaeijae.9.4_268.
  4. Energy consumption and lifecycle cost analysis of electric city buses with multispeed gearboxes / A. Ritari [et al.] // Energies. — 2020. — Vol. 13, iss. 8. — 20 p. — DOI: https://doi.org/10.3390/en13082117.
  5. Multi-speed gearboxes for battery electric vehicles: current status and future trends / F.A. Machado [et al.] // IEEE Open Journal of Vehicular Technology. — 2021. — Vol. 2. — Pp. 419–435. — DOI: https://doi.org/10.1109/OJVT.2021.3124411.
  6. О безопасности колесных транспортных средств: ТР ТС 018/2011: принят 09.12.2011: вступ. в силу 01.01.2015 / Комис. Тамож. союза. – М.: Стандартинформ, 2014. — 465 с.
  7. Выбор рационального количества передач при разработке типоразмерного ряда высокоскоростных коробок передач электромобилей / С.Н. Поддубко [и др.]. // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2023. — Вып. 12. — С. 225–230.
  8. Красненьков, В.И. Синхронизаторы в ступенчатых трансмиссиях / В.И. Красненьков, В.В. Егоркин. — М.: Машиностроение, 1967. — 199 с.
  9. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия: учеб. пособие / А.И. Гришкевич [и др.]; под ред. А.И. Гришкевича. — Минск: Выш. шк., 1985. — 240 с.
  10. Шарипов, В.М. Синхронизаторы: учеб. пособие / В.М. Шарипов, И.М. Эглит. — М.: МГТУ «МАМИ», 2001. — 28 с.
  11. Богомолов, В.О. Моделювання робочого процесу синхронізації у десятиступінчастій коробці передач вантажного автомобіля / В.О. Богомолов [и др.] // Автомобильный транспорт. — 2011. — № 29. — С. 56–61.
  12. Крючков, В.А. Методы оценки нагруженности инерционных синхронизаторов в коробке передач трактора с фрикционными муфтами: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.05.03 / В.А. Крючков; ОАО «Науч.-исслед. ин-т стали». — М., 2012. — 23 с.
  13. Study of a synchronizer mechanism through multibody dynamic analysis / A.F. Nejad [et al.] // Proc. Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. — 2019. — Vol. 233, iss. 6. — Pp. 1601–1613. — DOI: https://doi.org/10.1177/0954407018772238.
  14. Tseng, C.-Y. Advanced shifting control of synchronizer mechanisms for clutchless automatic manual transmission in an electric vehicle / C.-Y. Tseng, C.-H. Yu // Mechanism and Machine Theory. — 2015. — Vol. 84. — Pp. 37–56. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.mechmachtheory.2014.10.007.
  15. Design of synchromesh mechanism to optimization manual transmission’s electric vehicle / F. Zainuri [et al.] // AIP Conference Proceedings. — 2017. — Vol. 1823, iss. 1. — 8 p. — DOI: https://doi.org/10.1063/1.4978104.
  16. Mo, W. Gearshift analysis for an electric vehicle with a novel synchronizer mechanism: thesis … for the degree of doctor of philosophy [Electronic resource] / W. Mo. — Sydney, 2020. — 167 p. — Mode of access: https://opus.lib.uts.edu.au/bitstream/10453/142521/2/02whole.pdf. — Date of access: 27.03.2024.
  17. A novel synchronizer for clutchless automated manual transmissions applied in electric vehicles / L. Zhang [et al.] // Mechanism and Machine Theory. — 2022. — Vol. 170. — 23 p. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.mechmachtheory.2021.104688.
  18. Methods for calculating the load of electric vehicle gearboxes using their dynamic models / S.N. Poddubko [et al.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2022. — № 2(59). — С. 16–23. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2022-2-59-16-23.
  19. Вахламов, В.К. Автомобили: эксплуатационные свойства: учеб. для вузов / В.К. Вахламов. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
  20. Левитский, Н.И. Теория механизмов и машин: учеб. пособие / Н.И. Левитский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1990. — 590 с.
  21. Альгин, В.Б. Расчет мобильной техники: кинематика, динамика, ресурс / В.Б. Альгин. — Минск: Беларус. навука, 2014. — 271 с.