Название статьи ОБ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ИСХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ НА РЕСУРС ПАР ТРЕНИЯ И ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Авторы

А.В. БОГДАНОВИЧ, д-р техн. наук, доц., профессор кафедры теоретической и прикладной механики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 88–96
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 620.178
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-88-96
Аннотация В статье анализируется взаимосвязь неравномерности исходных состояний и ресурса пар трения и трибофатических систем по результатам их обследования после лабораторных испытаний и эксплуатационной наработки. Неравномерность исходных состояний определяется по варьированию в пределах допусков геометрии элементов, обусловленному технологией изготовления, и оценивается ее влияние на интенсивность изнашивания, динамические характеристики и ресурс в эксплуатации механических систем на примере автомобильных подшипниковых пар трения скольжения и подшипников качения. Анализируются результаты лабораторного эксперимента по оценке работоспособности модели трибофатической системы «вал (сталь 45) — ролик (сталь 25ХГТ)» в связи с локальным нарушением геометрии вала при качении. Приводятся корреляционные уравнения, связывающие интегральные характеристики локального процесса износоусталостного повреждения, основанные на измерениях кругового контура испытуемого образца (коэффициенты асимметрии и неравномерности), с относительным числом циклов до достижения предельного износа трибофатической системы «вал (сталь 45) — вкладыш (силумин)» при трении скольжения.
Ключевые слова узел трения, трибофатическая система, подшипники, неравномерный износ, испытания, износоусталостное повреждение
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Гребенников, А.С. Зависимость ресурса агрегата автомобиля от неравномерности исходных зазоров в одноименных сопряжениях / А.С. Гребенников, С.А. Гребенников, А.В. Коновалов // Вестн. машиностроения. — 2007. — № 6. — С. 34–38.
  2. Пеpель, Л.Я. Подшипники качения / Л.Я. Перель. — М.: Машиностpоение, 1983. — 543 с.
  3. Сеpов, А.В. Упpавление эффективностью и качеством pаботы машин в условиях эксплуатации / А.В. Серов. — М.: Изд-во стандаpтов, 1979. — 147 с.
  4. Ящерицын, П.И. Работоспособность узлов трения машин / П.И. Ящерицын, Ю.В. Скорынин. — Минск: Наука и техника, 1984. — 288 с.
  5. Назаров, А.Д. Дисбалансы автотракторных двигателей: определение и нормирование / А.Д. Назаров. — М.: Машиностроение, 1992. — 268 с.
  6. Непомилуев, В.В. Исследование возможностей повышения качества сборки путем индивидуального подбора деталей / В.В. Непомилуев, Е.А. Майорова // Сборка в машиностроении, приборостроении. — 2006. — № 10. — С. 43–46.
  7. Санинский, В.А. Групповая идентифицированная сборка вкладышей коренных подшипников скольжения с коренными опорами и коленчатым валом ДВС / В.А. Санинский // Вестник машиностроения. — 2006. — № 4. — С. 31–36.
  8. Скорынин, Ю.В. Регулирование скоростных подшипников качения / Ю.В. Скорынин, М.А. Леванцевич, В.А. Шапарь. — Минск: Наука и техника, 1989. — 166 с.
  9. Герасимова, Н.Н. Исследования влияния волнистости рабочих поверхностей деталей радиальных шарикоподшипников на уровень вибрации // Н.Н. Герасимова, В.В. Суханова // Труды ВНИПП. — 1965. — № 2. — С. 74–83.
  10. Кинематика и долговечность подшипников качения машин и приборов / И.С. Цитович [и др.]. — Минск: Наука и техника, 1977. — 175 с.
  11. Авдонькин, Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей / Ф.Н. Авдонькин. — М.: Транспорт, 1985. — 215 с.
  12. Денисов, А.С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А.С. Денисов. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. — 350 с.
  13. Басков, В.Н. Анализ технического состояния агрегатов трансмиссии / В.Н. Басков, А.А. Сурков, А.С. Супрун // Повышение технической готовности автомобильного транспорта: межвуз. науч. сб. / Саратовский политех. ин-т; редкол.: Ф.Н. Авдонькин [и др.]. — Саратов, 1985. — С. 18–21.
  14. Григорьев, М.А. Износ и долговечность автотракторных двигателей / М.А. Григорьев, Н.Н. Пономарев. — М.: Машиностроение, 1976. — 248 с.
  15. Перов, А.А. Технологические факторы, влияющие на повышенный износ гильз цилиндров двигателей КамАЗ / А.А Перов, Д.А. Соцков // Вестн. машиностроения. — 2011. — № 1. — С. 22–24.
  16. Сосновский, Л.А. Формирование остаточных волнообразных поверхностных повреждений при контактно-механической усталости / Л.А. Сосновский, С.С. Щербаков // Вестн. БелГУТа: Наука и транспорт. — 2005. — № 2. — С. 71–87.
  17. Тюрин, С.А. Экспериментальное исследование остаточных волнообразных повреждений при инициированном начальном искажении формы образца / С.А. Тюрин, С.С. Щербаков // Вестн. БелГУТа: Наука и транспорт. — 2005. — № 2. — С. 88–93.
  18. Ахметханов, Р.С. Влияние поврежденности элемента конструкции на динамические характеристики системы / Р.С Ахметханов // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2015. — № 6. — С. 63–69.
  19. Износоусталостные повреждения и их прогнозирование (трибофатика) / науч. ред. Л.А. Сосновский; Л.А. Сосновский [и др.]. — Гомель; Киев; Москва; Ухань, 2001. — 170 с.
  20. Экспериментальное исследование закономерностей обратного эффекта силовой системы «сталь 45 – силумин» при фрикционно-механической усталости / А.В. Богданович [и др.] // Трибофатика: тр. VI Междунар. симп. по трибофатике МСТФ 2010, Минск, 25 окт.–1 нояб. 2010 г.: в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: М.А. Журавков [и др.]. — Минск, 2010. — Ч. 1. — С. 527–532.

Название статьи ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУТАНОЛА В ДИЗЕЛЯХ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Авторы

Г.М. КУХАРЕНОК, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.Г. ГЕРШАНЬ, старший преподаватель кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. КЛИМУК, начальник отдела силовых агрегатов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА ЖИДКОСТИ И ГАЗА
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 81–87
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.436-634:502.17
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-81-87
Аннотация Приведены результаты компьютерного моделирования и экспериментальных исследований влияния содержания бутанола в топливе на удельные мощностные, топливно-экономические и экологические показатели дизеля 4ЧН 11/12,5 при различных цикловых подачах топлива и степенях рециркуляции отработавших газов. Исследования выполнены при частотах вращения коленчатого вала 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000 и 2200 мин–1 с 25-, 50-, 75- и 100-процентной нагрузкой. Содержание бутанола в топливе составляло 5, 10, 15, 20, 25 и 30 % по объему. Разработана компьютерная модель рабочего процесса дизеля, которая учитывает физико-химические свойства топлива, характеристики течения топлива в носке распылителя и развития топливных струй в камере сгорания. По результатам компьютерного моделирования определены зависимости, позволяющие проводить оценку влияния процентного содержания бутанола в смесевом топливе на среднее индикаторное давление, удельный расход топлива, индикаторный КПД, выбросы оксидов азота и динамические показатели процесса сгорания при выборе состава смесевого бутанолсодержащего топлива. На основании проведенных исследований выбран следующий состав смесевого топлива: дизельное топливо 85 % и бутанол 15 %. Проведены сравнительные экспериментальные испытания дизеля при работе по внешней скоростной характеристике (ВСХ) на дизельном топливе и его смеси с 15 % бутанола. Получено, что при использовании смесевого топлива характер изменения мощности остается неизменным, дымность отработавших газов уменьшается, выбросы оксидов азота снижаются при частотах вращения коленчатого вала 1400, 1600, 1800 и 2200 мин–1, эффективный КПД двигателя практически не изменяется.
Ключевые слова бутанол, дизельное топливо, смесь, моделирование, рабочий процесс, дизель
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Кухаренок, Г.М. Влияние состава бутанолсодержащего топлива на процесс сгорания дизеля / Г.М. Кухаренок, Д.Г. Гершань // Сб. науч. тр. / БНТУ. — Минск, 2017. — Организация дорожного движения и перевозок пассажиров и грузов и транспорт. — С. 68–74.
  2. Болотник, Е.В. Основы технологии получения биобутанола использованием отселектированного штамма clostridiumacetobutylicum БИМ В-709 Д: автореф. дис. … канд. биолог. наук:
    03.01.06 / Е.В. Болотник; Нац. акад. наук Беларуси. — Минск, 2015. — 25 с.
  3. Butanol/Biobutanol as a Component of an Aviation and Diesel Fuel / W. Dziegielewski [et al.] // Journal of KONES Powertrain and Transport. — 2014. — Vol. 21, no. 2. — Pр. 69–75.
  4. Anil Kumar, Y. Perfomance and Emission Characteristics of Spark Ignition Engine Fuelled with Gasoline/n-ButanolBlends / Y. Anil Kumar, B. Prabakaran // International Journal of Engineering Sciences & Research Technology. — 2015. — Vol. 4, no. 3. — Pр. 257–263.
  5. Investigation of the Performance and Emissions of Bus Engine Operating on Butanol/Diesel Fuel Blends / D.C. Rakopoulos [et al.] // Fuel. — 2010. — Vol. 89, no. 10. — Pр. 2781–2790. DOI: 10.1016/j.fuel.2010.03.047.
  6. Impact of Diesel-butanol Blends on Performance and Emission of Diesel Engine / R.L. Swamy [et al.] // Oil Gas Res. — 2015. — Vol. 1, iss. 1. — 7 p. DOI: 10.4172/2472-0518.1000101.
  7. Kumar, N. Blending of Higher Alcohols with Vegetable Oil Based Fuels for Use in Compression Ignition Engine / N. Kumar, S. Bansal, H. Pali // SAE Technical Paper. — 2015. DOI: 10.4271/2015-01-0958.
  8. Study on Performance and Emissions of a Passenger-Car Diesel Engine Fueled with Butanol—Diesel Blends / Z. Chen [et al.] // Energy. — 2013. — no. 55. — Pp. 638–646.
  9. The Influence of Diesel Fuel-biodiesel-ethanol-butanol Blends on the Performance and Emission Characteristics of a Diesel Engine / A. Keskin [et al.] // Energy Sources, Part A: Recovery, Utilization, and Environmental Effects. — 2013. — Vol. 35, iss. 19. — Pp. 1873—1881. DOI: 10.1080/15567036.2010.529568.
  10. Performance Characteristics of n-Butanol-Diesel Fuel Blend Fired in a Turbo-Charged Compression Ignition Engine. / L. Siwale [et al.] // Journal of Power and Energy Engineering. — 2013. — no. 1. — Pp. 77–83.
  11. Combustion and emissions characteristics of a compression ignition engine fuelled with N-butanol blends. / I.M. Yusria [et al.] // Jurnal Teknologi. — 2015. — Vol. 77, no. 8. — Pp. 69–73.
  12. Bio-Butanol — Alternative Fuel for Diesel Engine / Al. Dobre [et al.] // INMATEH — Agricultural Engineering. — 2014. — Vol. 42, no. 1. — Pp. 145–152.
  13. Гершань, Д.Г. Влияние состава топлива, содержащего бутанол, на показатели рабочего процесса дизеля / Д.Г. Гершань // Наука и техника. — 2017. — Т. 16, № 3. — С. 225–231.
  14. Кухаренок, Г.М. Моделирование характеристик топливных струй и параметров камеры сгорания дизеля / Г.М. Кухаренок, Д.Г. Гершань // Вестн. БНТУ. — 2011. — № 4. — C. 35–39.
  15. Кухаренок, Г.М. Методика прогнозирования влияния состава и свойств топлив на показатели рабочего процесса дизеля / Г.М. Кухаренок, Д.Г. Гершань // Изобретатель. — 2017. — № 4. — C. 42–45.
  16. Hershan, Dz. Coordination of fuel sprays characteristics with combustion chamber parameters / Dz. Hershan // 12th EAEC 2009 European Automotive Congress, Bratislava 29 June – 1 July 2009. — Bratislava, 2009. — Рp. 57–58.
  17. Гершань, Д.Г. Исследование характеристик топливных струй при применении смесей дизельного топлива с бутанолом / Д.Г. Гершань // Совершенствование организации дорожного движения и перевозок пассажиров и грузов: cб. науч. тр. / БНТУ. — Минск, 2015. — С. 65–70.

Название статьи ОТРАБОТКА СПОСОБА И ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА И РЕЖИМОВ ПОЛУЧЕНИЯ БИОРАЗЛАГАЕМОЙ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ С ЛИТИЙ-КАЛЬЦИЕВЫМ ЗАГУСТИТЕЛЕМ
Авторы

В.И. ЖОРНИК, д-р техн. наук, проф., заведующий лабораторией наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. ЗАПОЛЬСКИЙ, аспирант лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. ИВАХНИК, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. ПАРНИЦКИЙ, канд. техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 60–72
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.762
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-60-72
Аннотация Отмечено, что разработка биоразлагаемых смазочных материалов является неотъемлемой частью развития современной «зеленой» экономики. Описаны отличительные особенности предложенного способа получения биоразлагаемого пластичного смазочного материала на смешанном литий-кальциевом загустителе, предусматривающего введение в реакционную массу щелочных исходных компонентов дисперсной фазы (моногидрата гидроксида лития и гидроксида кальция) не в виде их водных растворов, а в порошкообразном состоянии и исключение длительного воздействия воды и высоких температур на компонент дисперсионной среды растительного происхождения (рапсовое масло) в процессе синтеза смазки. Наряду с этим предложено использовать в качестве минерального компонента дисперсионной среды высокоочищенное масло III группы по стандарту API (American Petroleum Institute), что в совокупности обуславливает более высокую стабильность реологических и трибологических характеристик смазочного материала (в течение не менее 12 месяцев) при заданном уровне биоразлагаемости. Разработана экспериментально-статистическая математическая модель процесса получения биоразлагаемой пластичной литий-кальциевой смазки, позволяющая определять параметры компонентного состава (содержание смешанного литий-кальциевого загустителя в смазке и содержание стеарата лития в смешанном загустителе) и режимов синтеза (температуру термообработки реакционной массы) для достижения заданного уровня основных характеристик готовой пластичной смазки (пенетрация, температура каплепадения) при обеспечении ее биоразлагаемости не ниже 80 %.
Ключевые слова пластичный смазочный материал, дисперсионная среда, смесь растительного и минерального масел, дисперсная фаза, литий-кальциевый загуститель, реологические и трибологические свойства, биоразлагаемость
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Fessenbecker, A. Additives for environmentally acceptable lubricant / A. Fessenbecker, I. Roehrs, R. Pegnoglou // NLGI Spokesman: Journal of the National Lubricating Grease Institute. — 1996. — No. 6(60). — Pp. 9–25.
  2. Rhee, I. 21st century military biodegradable greases / I. Rhee // NLGI Spocesman: Journal of the National Lubricating Grease Institute. — 2000. — No. 1(64). — Pp. 8–17.
  3. Стрельцов, В.В. Тенденции использования биологических смазочных материалов / В.В. Стрельцов, С.В. Стребков // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ. — 2009. — № 2. — С. 67–71.
  4. Евдокимов, А.Ю. Смазочные материалы в техносфере и биосфере: экологический аспект / А.Ю. Евдокимов, И.Г. Фукс, И.А. Любинин. — Киев: Атика-Н, 2012. — 292 с.
  5. Состояние и перспективы развития производства биоразлагаемых пластичных смазок (обзор) / О.П. Паренаго [и др.] // Нефтехимия. — 2017. — № 6. — С. 766–768.
  6. Запольский, А.В. Биоразлагаемые смазочные материалы — важнейший продукт смазочной индустрии будущего / А.В. Запольский // Новая экономика. — 2018. — № 1. — С. 226–229.
  7. Девянин, С.Н. Растительные масла и топлива на их основе для дизельных двигателей / С.Н. Девянин, В.А. Марков, В.Г. Семенов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2018. — 340 с.
  8. Kato, N. Lubrication life of biodegradable greases with rapeseed oil base / N. Kato // Lubr. Eng. — 1999. — No. 8(55). — Рp. 19–25.
  9. Облащикова, И.Р. Исследование рапсового масла в качестве основы альтернативных смазочных материалов: дис. ... канд. техн. наук / И.Р. Облащикова. — М., 2004. — 103 с.
  10. Gnanasekaran, D. Vegetable Oil based Biolubricants and Transformer Fluids: Applications in Power Plants / D. Gnanasekaran, V.P. Chavadi. — Springer Nature Pte. Ltd., 2018. — 155 р.
  11. Трибологические особенности экологически чистых смазочных композиций на основе рапсового масла / С.Ф. Ермаков [и др.] // Трение и износ. — 2019. — Т. 40, № 2. — С. 245–252.
  12. Любинин, И.А. Высокотемпературные пластичные смазки: состояние и перспективы производства в странах СНГ / И.А. Любинин, Л.В. Железный // Трение и смазка в машинах и механизмах. — 2013. — № 7. — С. 30–35.
  13. Ищук, Ю.Л. Состав структура и свойства пластичных смазок / Ю.Л. Ищук. — Киев.: Наук. думка, 1996. — 510 с.
  14. Манг, Т. Смазки. Производство, применение, свойства: справочник : пер. 2-го англ. изд. / Т. Манг, У. Дрезель; под ред. В.М. Школьникова. — СПб.: ЦОП «Профессия», 2010. — 994 с.
  15. Zhornik, V.I. Mechanism of formation of geterogeneous dispersed phase of greases with participation of nanosized additives and its influence on properties of lubricants / V.I. Zhornik, A.V. Ivakhnik, A.V. Zapolsky // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 3(52). — С. 63–70.
  16. Масла индустриальные. Технические условия: ГОСТ 20799-88. — Взамен ГОСТ 20799-75; введ. 01.01.1990. — М.: Стандартинформ, 2005. — 7 с.
  17. Масло рапсовое. Технические условия: ГОСТ 31759-2012. — Введ. 01.07.2013. — М.: Стандартинформ, 2014. — 15 с.
  18. Реактивы. Кальция гидроокись. Технические условия: ГОСТ 9262-77. — Взамен ГОСТ 9262-66; введ. 01.01.1978. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1995. — 13 с.
  19. Лития гидроокись техническая. Технические условия: ГОСТ 8595-83. — Взамен ГОСТ 8595-75; введ. 01.01.85. — М.: Издательство стандартов, 1984. — 27 с.
  20. Смазки пластичные. Методы определения пенетрации пенетрометром с конусом: ГОСТ 5346-78. — Взамен ГОСТ 5346-50; введ. 01.01.1979. — М.: Стандартинформ, 2006. — 9 с.
  21. Смазки пластичные. Определение температуры каплепадения в широком диапазоне температур: ГОСТ 32322-2013. — Введ. 01.01.2015. — М.: Стандартинформ, 2017. — 14 с.
  22. Смазки пластичные. Методы определения коллоидной стабильности: ГОСТ 7142-74. — Введ. 01.01.1975. — М.: Стандартинформ, 2006. — 5 с.
  23. Смазки пластичные. Метод определения механических примесей: ГОСТ 1036-75. — Взамен ГОСТ 1036-50; введ. 01.01.1977. — М.: Стандартинформ, 2006. — 4 с.
  24. Масла и смазки. Методы определения наличия воды: ГОСТ 1547-84. — Введ. 01.01.1986. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. — 2 с.
  25. Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине: ГОСТ 9490-75. — Взамен ГОСТ 9490-60; введ.
    01.01.1978. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. — 8 с.
  26. Стандартный метод испытаний для определения аэробно-водного биохимического разложения смазок или их компонентов в закрытом респирометре: ГОСТ 32552-2015. — Введ. 01.09.2017. — 16 с.
  27. Пластичная смазка: пат. RU 2552989C1 / В.С. Поляков, М.Ю. Колобов, Т.Е. Никифорова, Н.И. Замятина, И.В. Поляков, А.А. Смирнов. — Опубл. 10.06.2015.
  28. Экологически чистый смазочный материал и способ его производства: пат. RU 2551679C1 / В.И. Колесников, М.В. Бойко, Д.Ю. Марченко, К.С. Лебединский. — Опубл. 27.05.2015.
  29. Биоразлагаемая пластичная смазка и способ ее получения: заявка № а20200310 / В.И. Жорник, А.В. Запольский, А.В. Ивахник, В.П. Ивахник.
  30. Lingg, G. Unconventional base oils for liquid and semi-solid lubricants / G. Lingg // 14th International Colloquium Esslingen, 2004. — Vol. 1. — Рp. 1–4.
  31. Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Оценка биоразлагаемости органических соединений методом определения диоксида углерода в закрытом сосуде: ГОСТ 32433-2013. — Введ. 01.08.2014. — М.: Стандартинформ, 2019.
  32. Препарирование пластичных смазок для исследования их структурного каркаса методом сканирующей электронной микроскопии / В.А. Чекан [и др.] // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. — 2005. — № 8. — С. 36–38.
  33. Спиридонов, А.А. Планирование эксперимента при исследовании технологических процессов / А.А. Спиридонов. — М.: Машиностроение, 1981. — 184 с.

Название статьи СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ПОРШНЕВОГО СПЛАВА АК12М2МгН, СФОРМИРОВАННЫЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МОДИФИЦИРУЮЩЕЙ ДОБАВКИ ФУЛЛЕРЕНСОДЕРЖАЩЕЙ САЖИ И МЕДИ
Авторы

А.И. КОМАРОВ, канд. техн. наук, заведующий лабораторией технологий модифицирования конструкционных материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.В. ОРДА, научный сотрудник лаборатории технологий модифицирования конструкционных материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.О. ИСКАНДАРОВА, младший научный сотрудник лаборатории технологий модифицирования конструкционных материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">donatаЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 73–80
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 669.046.52
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-73-80
Аннотация В статье представлены результаты исследования комплексного модифицирования эвтектического силумина АК12М2МгН добавками фуллеренсодержащей сажи (ФСС) и меди. Показано, что воздействие на структуру сплава обусловлено введением углеродных наночастиц в расплав и проявляется в диспергировании структурных фаз и их равномерном распределении в объеме отливки. При этом использование дисперсного порошка меди обеспечивает смачивание частиц углерода алюминиевым расплавом и дополнительное легирование расплава. Формирование дисперсной структуры приводит к повышению механических и триботехнических характеристик сплава: повышению предела прочности (в 1,3–1,6 раза) с одновременным увеличением относительного удлинения до 3 раз, существенному снижению коэффициента трения (в 1,1–1,7 раза) и интенсивности изнашивания. Наиболее низкий коэффициент трения и высокая износостойкость достигаются при малых долях ФСС (0,05–0,1 масс.%) и содержании меди в модификаторе не более 0,5 масс.%.
Ключевые слова фуллеренсодержащая сажа, порошок меди, модифицирование, алюминий-кремниевые сплавы, структура, предел прочности, износостойкость, коэффициент трения
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Создание наноструктурированных композиционных модификаторов для сплавов алюминия / П.А. Витязь [и др.] // Докл. НАН Беларуси. — 2011. — Т. 55, № 5. — С. 91–96.
  2. Крушенко, Г.Г. Модифицирование алюминиевых сплавов нанопорошками / Г.Г. Крушенко, М.А. Фильков // Нанотехника. — 2007. — № 4, Т. 12. — С. 58–64.
  3. Чернышова, Т.А. Трибологические свойства литых алюмоматричных композитов, модифицированных нанопорошками / Т.А. Чернышова, И.Е. Калашников, Л.К. Болотова // Металлургия машиностроения. — 2010. — № 2. — С. 21–26.
  4. Production and characterization of micro and nano Al2O3 particle-reinforced LM25 aluminium alloy composites / S.M Suresh [et al.] // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. — 2011. — Vol. 6, no. 6. — Pp. 94–98.
  5. Borodianskiy, K. Mechanical Properties and Microstructure Characterization of Al-Si Cast Alloys Formation Using Carbide Nanoparticles / K. Borodianskiy, M. Zinigrad // Journal of Materials Sciences and Applications. — 2015. — Vol. 1, no. 3. — Pp. 85–90.
  6. Jiang, D. Fabrication of Al2O3/SiC/Al Hybrid Nanocomposites Through Solidification Process for Improved Mechanical Properties / D. Jiang, J. Yu // Metals. — 2018. — No. 8, 572. DOI:
    https://doi.org/10.3390/met8080572.
  7. Влияние фазового состава наноструктурированного тугоплавкого модификатора на структуру и триботехнические свойства сплава АК12М2МгН / П.А. Витязь [и др.] // Трение и износ. — 2013. — Т. 34, № 5. — С. 435–445.
  8. Способ получения литого композиционного материала на основе алюминиевого сплава: пат. BY 17840 / А.И. Комаров, В.И. Комарова, В.Т. Сенють. — Опубл. 30.12.2013.
  9. Комаров, А.И. Синтез карбидо-корундового наполнителя и его воздействие на структуру и свойства поршневого сплава АК12М2МгН / А.И. Комаров, В.И. Комарова, Д.В Орда //
    Механика машин, механизмов и материалов. — 2016. — № 1(34). — С. 81–86.
  10. Воздействие синтезируемой нанокомпозиции SiC-Al2O3 на структурообразование и триботехнические свойства композита на основе поршневого сплава АК12М2МгН / А.И. Комаров [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2017. — № 1(38). — С. 71–78.
  11. Знаменский, Л.Г. Рафинирование и модифицирвоание сплавов рециклинговыми наноструктурированными материалами / Л.Г. Знаменский, О.В. Ивочкина, И.В. Речкалов // Вестн. ЮУрГУ. Сер. «Металлургия». — 2015. — Т. 15, № 4. — С. 68–72.
  12. Sahed, D.A. Aluminum silicon carbide and aluminum graphite particulate composites / D.A. Sahed // ARPN Journal of Engineering and Applied sciences. — 2011. — Vol. 6, no. 10. — Pp. 41–46.
  13. Tribological characteristics of aluminium hybrid composites reinforced with silicon carbide and graphite. A review / B. Stojanovic [et al.] // Journal of the Balkan Tribological Association. — 2013. — Vol. 19, no. 1. — Pp. 83–96.
  14. Способ модифицирования алюминия и алюминиево-кремниевых сплавов (силуминов) углеродом: пат. RU 2538850 / В.А. Изотов, Ю.В. Чибирнова. — Опубл. 10.01.2015.
  15. Влияние комплексного модифицирования углеродными нанотрубками и медью на структуру и свойства силумина АК12М2МгН / А.И. Комаров [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2017. — Вып. 6. — С. 369–371.
  16. Способ модифицирования алюминия или алюминий-кремниевых сплавов: пат. BY 22644 / А.И. Комаров, В.И. Комарова, Д.В. Орда, Д.О. Искандарова. — Опубл. 30.08.2019.
  17. Порошок медный электролитический. Технические условия: ГОСТ 4960-2009. — Взамен ГОСТ 4960-75; введ. 01.07.2010. — М.: Стандартинформ, 2009. — 18 с.
  18. Сталь подшипниковая. Технические условия: ГОСТ 801-78. — Взамен ГОСТ 801-60; введ. 01.01.1980. — М.: ИПК Изд-во стандартов. — 26 с.
  19. Масла индустриальные. Технические условия: ГОСТ 20799-88. — Взамен ГОСТ 20799-75; введ. 01.01.1990. — М.: Стандартинформ, 2005. — 7 с.

Название статьи ВЛИЯНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АЗОТИРОВАНИЯ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗА
Авторы

В.Ф. ГАХРАМАНОВ, канд. техн. наук, старший преподаватель кафедры «Металлургия и металловедение», Азербайджанский технический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Э.А. АСЛАНОВ, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Механика», Азербайджанский технический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 54–59
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.762
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-54-59
Аннотация В статье приведены результаты изучения кинетики окисления сплавов Fe-Cr, Fe-Al и железа при температурах 450–550 °С. Исследовано влияние предварительного окисления этих сплавов на процесс азотирования. Установлено, что легирование сплавов Fe-Cr, Fe-Al увеличивает количество поглощаемого азота, но уменьшает общую глубину азотированного слоя. Продолжительность азотирования, необходимая для получения высокой твердости (более HV 1000), зависит от состава твердого раствора. При температуре азотирования 520 °С выдержка составляет 10–15 мин для сталей первой группы, не менее 3–4 ч — для сталей второй и третьей групп и 5–6 ч — для сталей четвертой группы. Исследования показали, что твердость слоя определяется в основном составом твердого раствора; количество и дисперсность карбидной фазы оказывают меньшее влияние. Твердость возрастает в результате повышения температуры закалки и снижения температуры отпуска, уменьшающих количество карбидной фазы, но увеличивающих легированность твердого раствора. Твердость азотированного слоя быстрорежущих сталей Р9, Р18, имеющих одинаковый состав твердого раствора, одинакова (HV 1340) даже несмотря на значительное различие в количестве карбидной фазы. Твердость слоя стали 4Х5В2ФС, содержащей больше хрома в растворе, на HV 50–90 выше, чем твердость слоя стали 3Х2В8Ф, имеющей в 1,5–2 раза больше карбидной фазы. Характерно поведение сталей, имеющих одинаково высокое содержание хрома (12 %), но различное содержание углерода. Твердость слоя у стали 1Х13, имеющей мало карбидов, на HV 100–180 выше, чем твердость слоя у стали Х12М, у которой значительная часть хрома связана в карбиды.
Ключевые слова состав, режимы, азотирование, железо и сплавы, диффузия, сталь, аммиак
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Намазов, С.Н. Изучение влияния азотирования на свойства соединений на основе железа / С.Н. Намазов, В.Ф. Гахраманов // Научно-техническая конференция, посвященная Году промышленности / АзТУ-Национальная Авиационная Академия. — Баку, 2014. — С. 61–65.
  2. Widi, K.A. Surface microporous formation on AISI 4140 using combination of diffusion treatment after nitriding gas in muffle reactor / K.A. Widi, W. Sujana, T. Rahardjo // International Journal of Surface Science and Engineering. — 2020. — Vol. 14, iss. 4. — Pp. 320–335.
  3. Pye, D. Nitriding techniques, ferritic nitrocarburizing, and austenitic nitrocarburizing techniques and methods / D. Pye // Steel heat treatment: Metallurgy and technologies / ed. by G.E. Totten. — Boca Raton: Taylor & Francis, 2006. — Pp. 475–538.
  4. Dvortsin, M.D. The stainless steel nitriding problem / M.D. Dvortsin, V.D. Yakhnina // Chemical and Petroleum Engineering. — 1966. — Vol. 2, no. 2. — Pp. 95–100.
  5. Азотирование пассивирующихся сталей с применением четыреххлористого углерода / А.В. Смирнов [и др.]. — Л.: [б. и.], 1964. — 23 с.: ил.; 22 см. — (Передовой производственный опыт / Ленингр. обл. отд-ние о-ва «Знание» РСФСР. Ленингр. дом науч.-техн. пропаганды. Металловедение и термическая обработка; 28; Вып. 3).
  6. Повышение прочностных свойств поверхностей стальных деталей вакуумным термоциклическим азотированием в плазме пульсирующего тлеющего разряда / А.В. Дудан [и др.] // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В. Промышленность. Прикладные науки. — 2020. — № 11. — С. 45–54.
  7. Pogrebetskaya, T.M. Nitriding of engine cylinders with the use of carbon tetrachloride / T.M. Pogrebetskaya, V.F. Onokhin // Metal Science and Heat Treatment. — 1969. — Vol. 11, no. 8. — Pp. 646–648.
  8. Намазов, С.Н. Улучшение механических свойств порошковых композиционных материалoв на основе железа после цементации и борирования / С.Н. Намазов, В.Ф Гахраманов // Вісник Національного технічного університету «ХПІ». Сер.: Автомобіле- та тракторобудування: зб. наук. пр. — Харків: НТУ «ХПІ», 2018. — № 49(1325). — С. 63–66.
  9. Davies, M.H. On the Mechanism and Kinetics of the Scaling of Iron / M.H. Davies, M.T. Simnad, C.E. Birchenall // Journal of Metals. — 1951. — Vol. 3, no. 10. — Pp. 889–896.
  10. Горбунов, Н.С. Диффузионные покрытия на железе и стали / Н.С. Горбунов. — М.: Акад. наук СССР, 1958. — 207 с.
  11. Prescott, R. The oxidation of iron-aluminum alloys / R. Prescott, M.J. Graham // Oxidation of metals. — 1992. — Vol. 38, no. 1. — Pp. 73–87.
  12. Дубинин, Г.Н. Диффузионное хромирование сплавов / Г.Н. Дубинин. — М.: Машиностроение, 1964. — 450 с.
  13. Попов, А.А. Теоретические основы химико-термической обработки стали / А.А. Попов. — М.: Металлургия, 1962. — 120 с.
  14. Намазов, С.Н. Технологические особенности химико-термической обработки выпеченных тестовых композиций / С.Н. Намазов, В.Ф. Гахраманов // Научные труды АзТУ. Спецвыпуск. — Баку, 2013. — C. 75–77.
  15. Физическое материаловедение / В.В. Нечаев [и др.]; под общ. ред. Б.А. Калина. — М.: Московский инженерно-физ. ин-т (гос. ун-т), 2007. — Т. 2: Основы материаловедения. — 606 с.
  16. Кубашевский, О. Окисление металлов и сплавов / О. Кубашевский, Б.Э. Гопкинс. — 2-е изд. — М.: Металлургия, 1965. — 428 с.
  17. Лахтин, Ю.М. Физические основы процесса азотирования / Ю.М. Лахтин. — М.: Машгиз, 1948. — 144 с.