Название статьи | ОБ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ИСХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ НА РЕСУРС ПАР ТРЕНИЯ И ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
Авторы |
А.В. БОГДАНОВИЧ, д-р техн. наук, доц., профессор кафедры теоретической и прикладной механики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 88–96 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 620.178 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-88-96 |
Аннотация | В статье анализируется взаимосвязь неравномерности исходных состояний и ресурса пар трения и трибофатических систем по результатам их обследования после лабораторных испытаний и эксплуатационной наработки. Неравномерность исходных состояний определяется по варьированию в пределах допусков геометрии элементов, обусловленному технологией изготовления, и оценивается ее влияние на интенсивность изнашивания, динамические характеристики и ресурс в эксплуатации механических систем на примере автомобильных подшипниковых пар трения скольжения и подшипников качения. Анализируются результаты лабораторного эксперимента по оценке работоспособности модели трибофатической системы «вал (сталь 45) — ролик (сталь 25ХГТ)» в связи с локальным нарушением геометрии вала при качении. Приводятся корреляционные уравнения, связывающие интегральные характеристики локального процесса износоусталостного повреждения, основанные на измерениях кругового контура испытуемого образца (коэффициенты асимметрии и неравномерности), с относительным числом циклов до достижения предельного износа трибофатической системы «вал (сталь 45) — вкладыш (силумин)» при трении скольжения. |
Ключевые слова | узел трения, трибофатическая система, подшипники, неравномерный износ, испытания, износоусталостное повреждение |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУТАНОЛА В ДИЗЕЛЯХ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА |
Авторы |
Г.М. КУХАРЕНОК, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.Г. ГЕРШАНЬ, старший преподаватель кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.С. КЛИМУК, начальник отдела силовых агрегатов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА ЖИДКОСТИ И ГАЗА |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 81–87 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.436-634:502.17 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-81-87 |
Аннотация | Приведены результаты компьютерного моделирования и экспериментальных исследований влияния содержания бутанола в топливе на удельные мощностные, топливно-экономические и экологические показатели дизеля 4ЧН 11/12,5 при различных цикловых подачах топлива и степенях рециркуляции отработавших газов. Исследования выполнены при частотах вращения коленчатого вала 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000 и 2200 мин–1 с 25-, 50-, 75- и 100-процентной нагрузкой. Содержание бутанола в топливе составляло 5, 10, 15, 20, 25 и 30 % по объему. Разработана компьютерная модель рабочего процесса дизеля, которая учитывает физико-химические свойства топлива, характеристики течения топлива в носке распылителя и развития топливных струй в камере сгорания. По результатам компьютерного моделирования определены зависимости, позволяющие проводить оценку влияния процентного содержания бутанола в смесевом топливе на среднее индикаторное давление, удельный расход топлива, индикаторный КПД, выбросы оксидов азота и динамические показатели процесса сгорания при выборе состава смесевого бутанолсодержащего топлива. На основании проведенных исследований выбран следующий состав смесевого топлива: дизельное топливо 85 % и бутанол 15 %. Проведены сравнительные экспериментальные испытания дизеля при работе по внешней скоростной характеристике (ВСХ) на дизельном топливе и его смеси с 15 % бутанола. Получено, что при использовании смесевого топлива характер изменения мощности остается неизменным, дымность отработавших газов уменьшается, выбросы оксидов азота снижаются при частотах вращения коленчатого вала 1400, 1600, 1800 и 2200 мин–1, эффективный КПД двигателя практически не изменяется. |
Ключевые слова | бутанол, дизельное топливо, смесь, моделирование, рабочий процесс, дизель |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОТРАБОТКА СПОСОБА И ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА И РЕЖИМОВ ПОЛУЧЕНИЯ БИОРАЗЛАГАЕМОЙ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ С ЛИТИЙ-КАЛЬЦИЕВЫМ ЗАГУСТИТЕЛЕМ |
Авторы |
В.И. ЖОРНИК, д-р техн. наук, проф., заведующий лабораторией наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.В. ЗАПОЛЬСКИЙ, аспирант лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.В. ИВАХНИК, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. ПАРНИЦКИЙ, канд. техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 60–72 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.762 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-60-72 |
Аннотация | Отмечено, что разработка биоразлагаемых смазочных материалов является неотъемлемой частью развития современной «зеленой» экономики. Описаны отличительные особенности предложенного способа получения биоразлагаемого пластичного смазочного материала на смешанном литий-кальциевом загустителе, предусматривающего введение в реакционную массу щелочных исходных компонентов дисперсной фазы (моногидрата гидроксида лития и гидроксида кальция) не в виде их водных растворов, а в порошкообразном состоянии и исключение длительного воздействия воды и высоких температур на компонент дисперсионной среды растительного происхождения (рапсовое масло) в процессе синтеза смазки. Наряду с этим предложено использовать в качестве минерального компонента дисперсионной среды высокоочищенное масло III группы по стандарту API (American Petroleum Institute), что в совокупности обуславливает более высокую стабильность реологических и трибологических характеристик смазочного материала (в течение не менее 12 месяцев) при заданном уровне биоразлагаемости. Разработана экспериментально-статистическая математическая модель процесса получения биоразлагаемой пластичной литий-кальциевой смазки, позволяющая определять параметры компонентного состава (содержание смешанного литий-кальциевого загустителя в смазке и содержание стеарата лития в смешанном загустителе) и режимов синтеза (температуру термообработки реакционной массы) для достижения заданного уровня основных характеристик готовой пластичной смазки (пенетрация, температура каплепадения) при обеспечении ее биоразлагаемости не ниже 80 %. |
Ключевые слова | пластичный смазочный материал, дисперсионная среда, смесь растительного и минерального масел, дисперсная фаза, литий-кальциевый загуститель, реологические и трибологические свойства, биоразлагаемость |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ПОРШНЕВОГО СПЛАВА АК12М2МгН, СФОРМИРОВАННЫЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МОДИФИЦИРУЮЩЕЙ ДОБАВКИ ФУЛЛЕРЕНСОДЕРЖАЩЕЙ САЖИ И МЕДИ |
Авторы |
А.И. КОМАРОВ, канд. техн. наук, заведующий лабораторией технологий модифицирования конструкционных материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.В. ОРДА, научный сотрудник лаборатории технологий модифицирования конструкционных материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.О. ИСКАНДАРОВА, младший научный сотрудник лаборатории технологий модифицирования конструкционных материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">donatаЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 73–80 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 669.046.52 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-73-80 |
Аннотация | В статье представлены результаты исследования комплексного модифицирования эвтектического силумина АК12М2МгН добавками фуллеренсодержащей сажи (ФСС) и меди. Показано, что воздействие на структуру сплава обусловлено введением углеродных наночастиц в расплав и проявляется в диспергировании структурных фаз и их равномерном распределении в объеме отливки. При этом использование дисперсного порошка меди обеспечивает смачивание частиц углерода алюминиевым расплавом и дополнительное легирование расплава. Формирование дисперсной структуры приводит к повышению механических и триботехнических характеристик сплава: повышению предела прочности (в 1,3–1,6 раза) с одновременным увеличением относительного удлинения до 3 раз, существенному снижению коэффициента трения (в 1,1–1,7 раза) и интенсивности изнашивания. Наиболее низкий коэффициент трения и высокая износостойкость достигаются при малых долях ФСС (0,05–0,1 масс.%) и содержании меди в модификаторе не более 0,5 масс.%. |
Ключевые слова | фуллеренсодержащая сажа, порошок меди, модифицирование, алюминий-кремниевые сплавы, структура, предел прочности, износостойкость, коэффициент трения |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ВЛИЯНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АЗОТИРОВАНИЯ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗА |
Авторы |
В.Ф. ГАХРАМАНОВ, канд. техн. наук, старший преподаватель кафедры «Металлургия и металловедение», Азербайджанский технический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Э.А. АСЛАНОВ, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Механика», Азербайджанский технический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 54–59 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.762 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-54-59 |
Аннотация | В статье приведены результаты изучения кинетики окисления сплавов Fe-Cr, Fe-Al и железа при температурах 450–550 °С. Исследовано влияние предварительного окисления этих сплавов на процесс азотирования. Установлено, что легирование сплавов Fe-Cr, Fe-Al увеличивает количество поглощаемого азота, но уменьшает общую глубину азотированного слоя. Продолжительность азотирования, необходимая для получения высокой твердости (более HV 1000), зависит от состава твердого раствора. При температуре азотирования 520 °С выдержка составляет 10–15 мин для сталей первой группы, не менее 3–4 ч — для сталей второй и третьей групп и 5–6 ч — для сталей четвертой группы. Исследования показали, что твердость слоя определяется в основном составом твердого раствора; количество и дисперсность карбидной фазы оказывают меньшее влияние. Твердость возрастает в результате повышения температуры закалки и снижения температуры отпуска, уменьшающих количество карбидной фазы, но увеличивающих легированность твердого раствора. Твердость азотированного слоя быстрорежущих сталей Р9, Р18, имеющих одинаковый состав твердого раствора, одинакова (HV 1340) даже несмотря на значительное различие в количестве карбидной фазы. Твердость слоя стали 4Х5В2ФС, содержащей больше хрома в растворе, на HV 50–90 выше, чем твердость слоя стали 3Х2В8Ф, имеющей в 1,5–2 раза больше карбидной фазы. Характерно поведение сталей, имеющих одинаково высокое содержание хрома (12 %), но различное содержание углерода. Твердость слоя у стали 1Х13, имеющей мало карбидов, на HV 100–180 выше, чем твердость слоя у стали Х12М, у которой значительная часть хрома связана в карбиды. |
Ключевые слова | состав, режимы, азотирование, железо и сплавы, диффузия, сталь, аммиак |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|