Название статьи | НОВЫЕ СТАЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АЗОТИРУЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ПОВЫШЕННОГО РЕСУРСА |
Авторы |
П.А. ВИТЯЗЬ, акад. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., руководитель аппарата НАН Беларуси, Президиум НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. СОТНИКОВ, младший научный сотрудник лаборатории проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Г. СИДОРЕНКО, канд. техн. наук, заведующий лабораторией проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.И. МОИСЕЕНКО, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.А. ШИШКО, заместитель главного конструктора, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 3(56) |
Страницы | 42–51 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.833, 621.785.53 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-42-51 |
Аннотация | Проведен анализ применяемых сталей для азотированных деталей. На основе новой методологии повышения прочности конструкционных сталей и деталей предложены и рассмотрены новые научные подходы и практические решения по созданию зубчатых колес, упрочняемых азотированием как при использовании алюминийсодержащих сталей, так и нового материала, не содержащего алюминий, — стали 40ХМФА. Для повышения работоспособности и технологичности производства деталей из широко используемой в машиностроении алюминийсодержащей стали 38Х2МЮА разработана принципиально новая технология предварительной термической обработки заготовок деталей — неполная закалка, обеспечивающая как повышение обрабатываемости и точности крупногабаритных зубчатых колес, так и увеличение их прочности из-за устранения шелушения азотированного слоя. Приведены результаты исследований по стали 40ХМФА, которая не содержит алюминий, обладает повышенными характеристиками жаростойкости, прокаливаемости, обрабатываемости, а также упрочненного слоя деталей. Азотированный слой шестерен толщиной 0,5–0,7 мм не содержит хрупких составляющих, что при твердости сердцевины 300–320 НВ исключает его шелушение и последующее разрушение деталей. Применение стали 40ХМФА позволяет не только решать проблемы надежности и ресурса крупногабаритных азотированных зубчатых колес, но и является перспективным для всего ряда зубчатых колес с внутренним зацеплением, а также деталей подвижных шлицевых зацеплений и мелкомодульных шестерен с целью замены цементации азотированием. |
Ключевые слова | азотирование, микротвердость, азотированный слой, механические характеристики |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | МЕТОДИКА ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОШПИНДЕЛЯ С АЭРОСТАТИЧЕСКИМИ ОПОРАМИ ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПЛАСТИН НА КРИСТАЛЛЫ. ЧАСТИ 2–3 |
Авторы |
А.Е. КОВЕНСКИЙ, начальник НТЦ-27, ОАО «Планар», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.Л. БАСИНЮК, д-р техн. наук, проф., начальник НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование» — заведующий лабораторией приводных систем и технологического оборудования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Р.Е. ВОЛКОТРУБ, научный сотрудник лаборатории приводных систем и технологического оборудования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 3(56) |
Страницы | 25–41 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.81 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-25-41 |
Аннотация | Приведены результаты исследований процессов возникновения колебаний вала прецизионного горизонтального высокоскоростного электрошпинделя с аэростатическими радиальными и осевыми опорами, используемого на ОАО «Планар» в оборудовании для разделения полупроводниковых пластин на кристаллы. Исследования проводились с использованием разработанных математических моделей, учитывающих конструктивные особенности этих электрошпинделей, включая консольное расположение режущего инструмента, дисбаланс алмазного диска с оправкой и отношение масс основных компонентов электрошпинделя, а также результаты их натурных испытаний. На основе анализа полученных данных показаны закономерности, связывающие амплитудные значения колебаний вала электрошпинделя с дисбалансом алмазного диска с оправкой и частотой вращения электрошпинделя, позволившие предложить инженерные зависимости для выбора допустимых величин дисбаланса и рациональной, с позиций условий резания и допустимых колебаний вала, частоты вращения электрошпинделя. Разработаны рекомендации по созданию системы мониторинга и активного управления параметрами функционирования электрошпинделя в процессе разделения полупроводниковых пластин на кристаллы, позволяющие использовать резонансный режим радиальных колебаний для улучшения условий резания, исключив непосредственный контакт рабочих поверхностей аэростатических опор, их схватывание и потерю работоспособности электрошпинделя. Приведена методика выбора параметров функционирования высокоскоростного прецизионного горизонтального электрошпинделя с аэростатическими радиальными и осевыми опорами и консольным креплением алмазного режущего диска. В ее основу положен анализ результатов моделирования вынужденных колебаний вала и данные о его колебаниях в процессе функционирования электрошпинделя с различными частотами вращения и дисбалансами. Полученные результаты могут быть использованы при мониторинге колебаний вала в процессе работы электрошпинделя, при этом высокая эффективность функционирования которого достигается адаптивным управлением частотами вращения с учетом амплитуд этих колебаний. |
Ключевые слова | аэростатические опоры, микроэлектроника, вынужденные колебания, резание, электрошпиндель, адаптивное управление, вибрация, мониторинг |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ В СИЛОВЫХ УСТАНОВКАХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ |
Авторы |
С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.В. ШПОРТЬКО, магистр физ.-мат. наук, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2021 |
Номер журнала | 3(56) |
Страницы | 5–12 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.33; 621.3 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-5-12 |
Аннотация | При всех своих преимуществах электрические транспортные средства обладают существенным недостатком — относительно небольшим по сравнению с автомобилями, использующими углеводородное топливо, запасом хода на одной зарядке тяговой батареи. Решение проблемы состоит в выборе рациональной структурной схемы электромеханической силовой установки для получения высокой ее энергоэффективности независимо от условий эксплуатации. Значительное число выпускаемых сегодня электромобилей либо не содержат коробок передач, либо содержат односкоростные редукторы. Применение многоскоростной коробки передач решает задачу адаптации рабочих процессов тягового электродвигателя к нагрузочным условиям, максимально приближая его КПД к диапазону высокоэффективных значений. В работе выполнена расчетная оценка затрат энергии развозного грузового электромобиля МАЗ-4381ЕЕ для различных вариантов исполнения механической части силовой установки: без редуктора, с использованием редуктора и двух видов двухскоростных коробок передач (вальной и вально-планетарной). Оценка произведена на основе рассмотрения европейского испытательного ездового цикла NEDC с учетом использования карт КПД тягового асинхронного электродвигателя. Результаты расчета показали, что применение двухскоростных коробок передач позволяет уменьшить более чем в 1,8 раза общее потребление энергии по сравнению с силовой установкой с высокомоментным двигателем и без редуктора. |
Ключевые слова | грузовой электромобиль, запас хода, энергоэффективность, силовая установка, аккумуляторная батарея, тяговый электродвигатель, карта КПД, коробка передач, передаточное число |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ. КОМПЛЕКС АЛГОРИТМОВ ТЕХНОЛОГИИ «CLUTCH-TO-CLUTCH SHIFTS»: АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ, ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ. ЧАСТЬ 2 |
Авторы |
Л.Г. КРАСНЕВСКИЙ, член-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории бортовых мехатронных систем мобильных машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 3(56) |
Страницы | 13–24 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.038 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-13-24 |
Аннотация | Статья продолжает серию публикаций автора, в которых рассматриваются основные положения технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» (СТС) — технологии автоматического управления переключением ступеней автоматических трансмиссий (АТ), применяемой в мировом массовом производстве автомобилей, гибридных и батарейных электромобилей. Она обеспечивает высокое качество переключений, доведенное до уровня бесступенчатых передач. Развитие силовых установок в последние годы привело к быстрому увеличению числа ступеней АТ, которое сопровождается усложнением кинематических схем, конструкций, алгоритмов управления и в целом повышением роли мехатронных систем управления (МСУ) в обеспечении их высокого технического уровня. Эффективность технологии СТС зависит от совершенства используемых алгоритмов. Но их состав не оговорен, что при большом объеме информации затрудняет ориентацию в этом множестве для потенциальных пользователей. В данной работе предлагается (впервые в русскоязычном изложении) обобщенная структура комплекса типовых алгоритмов, необходимых для реализации данной технологии в МСУ АТ, которая разработана на основе их отбора из предварительно сформированной базы патентов и публикаций по теории и технике управления АТ, последующей классификации и группировки по признакам функционального назначения. По каждой позиции структуры даны примеры патентов с совпадающими названиями. Приведены детальные описания некоторых актуальных типовых алгоритмов СТС в МСУ АТ из патентов компании General Motors. |
Ключевые слова | автоматическая трансмиссия, гидромеханическая передача, мехатронная система управления, мобильная техника, технология «Clutch-to-Clutch Shifts», алгоритмы управления технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
|
|
Поддубко С.Н., Ишин Н.Н., Гоман А.М., Скороходов А.С., Шпортько В.В. Энергоэффективность применения коробок передач в силовых установках электромобилей |
5
|
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
|
|
Красневский Л.Г. Автоматические трансмиссии. Комплекс алгоритмов технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»: анализ архитектуры, обобщенная структура, развитие. Часть 2 |
13
|
ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
|
|
Ковенский А.Е., Басинюк В.Л., Волкотруб Р.Е. Методика выбора параметров функционирования электрошпинделя с аэростатическими опорами при разделении полупроводниковых пластин на кристаллы. Части 2–3 |
25
|
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
|
|
Витязь П.А., Сотников М.В., Сидоренко А.Г., Моисеенко В.И., Шишко С.А. Новые стали и технологии для азотируемых деталей машин повышенного ресурса |
|
Руденко С.П., Сандомирский С.Г. Детерминированная аналитическая модель сопротивления глубинной контактной усталости напряженного материала |
52
|
Антонюк В.Е., Никифорович С.О., Рудый В.В. Обоснование целесообразности повторного нагревав автоматизированной линии для изготовления кольцевых заготовок |
61
|
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
|
|
Zhornik V.I., Zapolsky A.V., Ivakhnik A.V., Parnitsky A.M.Development of the component composition of the biodegradable liquid lubricant for saw chains = Жорник В.И., Запольский А.В., Ивахник А.В., Парницкий А.М. Отработка компонентного состава биоразлагаемого жидкого смазочного материала для пильных цепей |
70
|
МЕХАНИКА ДЕФОРМИРУЕМОГО ТВЕРДОГО ТЕЛА
|
|
Журавков М.А., Николайчик М.А., Маевский П.С. Контактная задача взаимодействия направляющего ролика с шахтным проводником |
83
|
Степаненко Д.А., Бунчук К.А. Математическое моделирование колебаний неоднородных кольцевых ультразвуковых волноводов |
90
|
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
|
|
Витязь Петр Александрович (к 85-летию со дня рождения) |
97
|
Свиридёнок Анатолий Иванович (к 85-летию со дня рождения) |
100
|
Сандомирский Сергей Григорьевич (к 65-летию со дня рождения) |
102
|