Название статьи | МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАСХОДА РЕСУРСА ПОЖАРНЫХ АВТОЦИСТЕРН |
Авторы |
Е.Г. КАЗУТИН, канд. техн. наук, начальник кафедры, Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.В. КОВАЛЕНКО, канд. техн. наук, доц., ученый секретарь, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 63–70 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 614.846.63 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-63-70 |
Аннотация | Обобщены результаты ранее выполненных исследований и представлена методика оценки расхода ресурса пожарных автоцистерн, которая учитывает специфические особенности практической эксплуатации пожарного автомобиля, а также его неотъемлемой составной части — цистерны, оказывающей существенное воздействие на утрату ресурса автомобиля в целом. Методика сочетает в себе расчетные и статистические методы, а также развивает подход, основывающийся на учете двух взаимозависимых факторов: пробега и времени эксплуатации. В комплексе это дает возможность дифференцированно определять расход ресурса пожарных автоцистерн, учитывая средневзвешенный расход ресурсного потенциала их основных составных частей. При этом к известным пяти типовым группам основных частей автомобиля, имеющим сходный характер утраты ресурса в зависимости от пробега (условий, характера нагружения и процессов повреждения) и времени эксплуатации, в случае автоцистерны предлагается добавить еще одну характерную группу — цистерны, используя для оценки ее ресурса зависимость, учитывающую расход ресурса по коррозионному износу. Приведен пример расчета расхода ресурса пожарной автоцистерны. Полученные результаты показывают значения, соответствующие реальным процессам устаревания. Область применения полученных результатов: оценка состояния пожарного автомобиля и его цистерны после длительного хранения; продление эксплуатации пожарной автоцистерны по истечении установленного срока службы; продление срока эксплуатации после проведения капитального ремонта; продление срока эксплуатации после выработки основного ресурса; принятие решения о целесообразности проведения ремонта или вывода автоцистерны из эксплуатации. |
Ключевые слова | пожарная автоцистерна, физический износ, пробег, время эксплуатации, расход ресурса, методика оценки |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И РАСЧЕТА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДЛЯ НОВЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ (ОБЗОР) |
Авторы |
С.В. ШИЛЬКО, канд. техн. наук, доц., заведующий лабораторией «Механика композитов и биополимеров», Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.Е. СТАРЖИНСКИЙ, д-р техн. наук, доц., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.В. ДУБРОВСКИЙ, научный сотрудник, Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Е.В. ШАЛОБАЕВ, канд. техн. наук, проф., президент, Международный консорциума фундаментального образования, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. ЧЕРНЕЦ, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник научно-исследовательской части, Национальный авиационный университет, г. Киев, Украина, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 53–62 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 539.4; 621.833.678 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-53-62 |
Аннотация | Описаны новые приложения и современные методы изготовления зубчатых колес из полимерных композитов с использованием аддитивных технологий (3D-печати) и технологий микроэлектроники (выжигания и быстрого прототипирования из фотополимеров). Рассмотрены методы расчета несущей способности, износа и долговечности полимерных и металлополимерных зубчатых передач (прямо- и косозубых цилиндрических, конических), основанные на методологии механики композитов и феноменологической модели усталостного изнашивания при трении скольжения. Показано применение аналитических решений для быстрого параметрического анализа напряженно-деформированного состояния зубчатых колес, а также использование их пространственной дискретизации конечными и граничными элементами, учитывающей реальную геометрию зацепления. Рассмотрено применение зубчатых колес в приводах микроэлектромеханических систем и специфика расчетов, обусловленная усилением адгезионного взаимодействия в контакте зубьев сверхминиатюрных зубчатых колес. Отмечены особенности деформирования полимерных композитов как структурно-неоднородных и физически нелинейных материалов, что следует учитывать при определении кинематической точности передач. В этой связи обсуждаются возможности трехуровневого метода проектирования зубчатых колес из дисперсно-наполненных полимерных композитов по критериям прочности, деформативности и износостойкости. Предлагаемый метод предусматривает итерационную процедуру оптимизации состава материала и параметров зубчатого зацепления, каждый этап которой включает аналитическое моделирование используемых дисперсно-армированных композитов (микроуровень), расчетно-экспериментальную проверку микромеханических моделей на тест-образцах (мезоуровень) и численный анализ напряженно-деформированного состояния зубчатых колес методом конечных элементов (макроуровень). |
Ключевые слова | зубчатые колеса, полимерные композиты, аддитивные технологии, прочность, микроэлектромеханические системы, деформативность, износостойкость, методы расчета металлополимерных передач |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОБЛАЧНЫЕ ХРАНИЛИЩА И ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ |
Авторы |
В.В. ДРОЗД, научный сотрудник отдела систем активной безопасности и управления НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.В. САВЧЕНКО, канд. техн. наук, доц., начальник отдела систем активной безопасности и управления НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.О. КОПЫТОК, ведущий инженер-программист, ОАО «Экран», г. Борисов, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.В. ГОЗА, младший научный сотрудник отдела систем активной безопасности и управления НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 36–42 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 004.77+629.3.06+656.13 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-36-42 |
Аннотация | Динамичное развитие технологий в высокоавтоматизированных транспортных средствах предполагает разработку новых методов передачи информации на борт транспортного средства своевременно и оперативно. В связи с этим активно развивается направление передачи данных «по воздуху». В статье рассмотрены облачные сервисы, которые могут применяться для обновлений «по воздуху» в высокоавтоматизированных транспортных средствах. Выделены основные (наиболее используемые) и дополнительные облачные сервисы. Представлена схема ответственности провайдера и клиента для облачных сервисов IaaS, PaaS, SaaS. Рассмотрены аспекты безопасности облачных сервисов как одна из наиболее значимых и приоритетных задач по предотвращению угроз и защиты персональных данных. Представлены и описаны конкретные категории обновлений «по воздуху», применяемые в высокоавтоматизированных транспортных средствах и прилегающей инфраструктуре. Рассмотрен процесс выпуска и установки обновлений прошивки и программного обеспечения «по воздуху» на высокоавтоматизированные транспортные средства, их составляющие и прилегающую инфраструктуру. Полученные результаты ориентированы на более глубокое понимание процесса обновления программного обеспечения «по воздуху». |
Ключевые слова | безопасность облачных сервисов, высокоавтоматизированное транспортное средство, облачные сервисы, обновление «по воздуху», подключенный автомобиль |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ЧИСЛЕННЫЙ РАСЧЕТЫ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ С ВАЛЬНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ |
Авторы |
С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.В. ШПОРТЬКО, магистр физ.-мат. наук, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 43–52 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.33; 621.3 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-43-52 |
Аннотация | Статья посвящена исследованию динамических процессов в силовой установке электромобиля при переключении передач в двухвальной коробке передач посредством конусного синхронизатора. Для получения аналитических зависимостей используется двухмассовая динамическая модель. Такая модель силовой установки позволяет получить качественное представление и количественную оценку процесса переключения передач электромобиля, выбрать параметры законов изменения момента двигателя и момента трения синхронизатора. Для более точного описания колебаний в силовой установке с учетом ее упругих свойств рассмотрена трехмассовая динамическая модель. Приведен пример расчета времени переключения передач с низшей на высшую для развозного электрогрузовика МАЗ-4381EE. Проведенные исследования показали, что возникающие в силовой установке электромобиля колебательные процессы не оказывают существенного влияния на динамическую нагруженность ее элементов. |
Ключевые слова | электромобиль, силовая установка, вальная коробка передач, динамическая модель, конусный синхронизатор, механическая характеристика электродвигателя, время переключения передач, алгоритм переключения передач |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ДАВЛЕНИЯ В ГЛАВНОЙ МАСЛЯНОЙ МАГИСТРАЛИ И ФОРСУНКАХ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ: ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ |
Авторы |
А.Д. ЧОРНЫЙ, канд. физ.-мат. наук, доц., заведующий лабораторией турбулентности, Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.А. ПОПОВ, чл.-корр. АН Республики Татарстан, д-р техн. наук, профессор кафедры теплотехники и энергетического машиностроения, заведующий лабораторией моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Ю.В. ЖУКОВА, канд. физ.-мат. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Т.А. БАРАНОВА, старший научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.Г. КУХАРЧУК, научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.А. ПОПОВ-младший, студент Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 28–35 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.432 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-28-35 |
Аннотация | В статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника главной масляной магистрали и форсунок системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе построена CAD-модель главной масляной магистрали и форсунок системы смазки двигателя. На втором этапе полномасштабная расчетная модель главной масляной магистрали и форсунок верифицирована на экспериментальных данных, что позволило создать обратную связь для цифрового двойника. На основе проведенных расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения цифровых двойников главной масляной магистрали и форсунок системы смазки дизельного двигателя. |
Ключевые слова | система смазки, масляная магистраль, форсунка, потери давления, численное моделирование, цифровой двойник |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|