Название статьи ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ПОВЕРХНОСТИ В УПРАВЛЯЕМЫХ ИМПУЛЬСНЫХ РЕЖИМАХ ЭЛЕКТРОЛИТНО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКИ
Авторы

А.Ю. КОРОЛЁВ, канд. техн. наук, доц., заведующий научно-исследовательским сектором перспективных технологий, Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.А. ТОМИЛО, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Машины и технология обработки металлов давлением», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.С. НИСС, канд. техн. наук, доц., заведующий инновационно-производственным центром медицинского оборудования и изделий, Филиал БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2025
Номер журнала 3(72)
Страницы 46–53
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.9.047.7
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-3-72-46-53
Аннотация

Для повышения эффективности методов электролитно-плазменной обработки разработаны режимы, основанные на использовании управляемых импульсов. Режимы реализуются за счет чередования импульсов высокого напряжения, соответствующего электролитно-плазменной области, и бестоковых пауз между ними. В начальный момент включения импульса высокого напряжения действует электрохимический процесс (в стадии формирования парогазовой оболочки). Повышение эффективности импульсного процесса достигается за счет интенсивного съема металла при протекании электрохимического процесса и оптимизации продолжительности электролитно-плазменного процесса, при котором обеспечивается высокое качество поверхности. По результатам исследований установлено, что разработанный импульсный метод за счет совмещения преимуществ как электролитно-плазменного, так и электрохимического процессов обеспечивает формирование поверхности с более гладким и пологим профилем микронеровностей по сравнению с традиционной электролитно-плазменной обработкой на постоянном токе. Наличие электрохимической составляющей приводит к преимущественному растворению высоких выступов и интенсивному сглаживанию неровностей, что способствует снижению угла наклона профиля и уменьшению количества выступов на единицу длины (параметр HSC). Акцентированное растворение выступов в импульсном процессе, по сравнению с обработкой на постоянном токе, подтверждается динамикой изменения параметра Rsk, определяющего асимметричность профиля (преобладание выступов или впадин) — для импульсного режима параметр Rsk выше, что свидетельствует о более интенсивном сглаживании выступов.

Ключевые слова электролитно-плазменная обработка, импульсы, парогазовая оболочка, анодный процесс, плотность тока, параметры шероховатости
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Surface finish machining of medical parts using plasma electrolytic polishing / H. Zeidler, F. Boettger-Hiller, J. Edelmann, A. Schubert // Procedia CIRP. — 2016. — Vol. 49. — P. 83–87. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2015.07.038.
  2. Многоэтапная электролитно-плазменная обработка изделий из титана и титановых сплавов / А.М. Смыслов, М.К. Смыслова, А.Д. Мингажев, К.С. Селиванов // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. — 2009. — Т. 13, №. 1(34). — C. 141–145.
  3. Таминдаров, Д.Р. Влияние состава электролита на процесс электролитно-плазменного полирования титановых сплавов / Д.Р. Таминдаров, А.М. Смыслов, А.В. Сидельников // Физика и химия обработки материалов. — 2022. — № 5. — С. 31–38. — DOI: https://doi.org/10.30791/0015-3214-2022-5-31-38.
  4. Investigation of post-processing of additively manufactured Nitinol smart springs with plasma-electrolytic polishing / V.N. Stepputat, H. Zeidler, D. Safranchik [et al.] // Materials. — 2021. — Vol. 14, iss. 15. — DOI: https://doi.org/10.3390/ma14154093.
  5. Plasma electrolytic nolishing of Nitinol: investigation of functional properties. / K. Navickaitė, L. Ianniciello, J. Tušek [et al.] // Materials. — 2021. — Vol. 14, iss. 21. — DOI: https://doi.org/10.3390/ma14216450.
  6. Алексеев, Ю.Г. Электролитно-плазменное полирование кобальт-хромовых сплавов медицинского назначения / Ю.Г. Алексеев, А.Ю. Королёв, В.С. Нисс // Весцi НАН Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. — 2019. — Т. 64, № 3. — С. 296–303. — DOI: https://doi.org/10.29235/1561-8358-2019-64-3-296-303.
  7. Plasma electrolyte polishing of titanium and niobium alloys in low concentrated salt solution based electrolyte / Yu. Aliakseyeu, A. Bubulis, A. Korolyov [et al.] // Mechanika. — 2021. — Vol. 27, no. 1. — P. 88–93. — DOI: http://dx.doi.org/10.5755/j02.mech.25044.
  8. Electrolytic plasma polishing of NiTi alloy / A. Korolyov, А. Bubulis, J. Vėžys [et al.] // Mathematical models in engineering. — 2021. — Vol. 7, iss. 4. — P. 70–80. — DOI: https://doi.org/10.21595/mme.2021.22351.
  9. Mechanical and plasma electrolytic polishing of dental alloys / K. Witzke, R. Kensbock, C. Willsch [et al.] // Materials. — 2023. — Vol. 16, iss. 18. — DOI: https://doi.org/10.3390/ma16186222.
  10. Добрынин, Д.А. Электролитно-плазменное полирование титановых сплавов ВТ6 и ВТ8М-1 / Д.А. Добрынин // Труды ВИАМ. — 2017. — № 7(55). — С. 12–21. — DOI: https://dx.doi.org/10.18577/2307-6046-2017-0-7-2-2.
  11. Куликов, И.С. Электролитно-плазменная обработка материалов / И.С. Куликов, С.В. Ващенко, А.Я. Каменев. — Минск: Беларус. навука, 2010. — 232 с.
  12. Электролитно-плазменная обработка в управляемых импульсных режимах / А.Ю. Королёв, Ю.Г. Алексеев, В.С. Нисс, А.Э. Паршуто // Наука и техника. — 2021. — Т. 20, № 4. — С. 279–286. — DOI: https://doi.org/10.21122/2227-1031-2021-20-4-279-286.
  13. Электроимпульсное полирование сплавов на основе железа, хрома и никеля / Ю.В. Синькевич, В.К. Шелег, И.Н. Янковский, Г.Я. Беляев. — Минск: БНТУ, 2014. — 325 с.
  14. Грилихес, С.Я. Электрохимическое и химическое полирование. Теория и практика. Влияние на свойства металлов / С.Я. Грилихес. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1987. — 232 с.
  15. Leach, R. Fundamental principles of engineering nanometrology / R. Leach // Surface Topography Characterisation in Micro and Nano Technologies. — William Andrew Publishing, 2014. — P. 241–294.

Название статьи ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ПРУЖИННОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Авторы

Е.В. БЫКОВСКИЙ, инженер-конструктор, ЗАО «Струнные технологии», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2025
Номер журнала 3(72)
Страницы 37–45
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 62-592
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-3-72-37-45
Аннотация

В данной научно-теоретической работе представлена концепция модульной тормозной системы низкого давления для железнодорожного подвижного состава. Эта система предназначена для эффективного регулирования скорости движения и надежного удержания состава на месте в течение длительного времени. Проведен анализ существующих тормозных систем, используемых в современных грузопассажирских перевозках. Рассмотрено их историческое развитие, выявленные недостатки и современные подходы к модернизации, применяемые различными производителями. Разработанная тормозная система получила название «модульная тормозная система» (МТС). Она отличается использованием для создания тормозного нажатия мощной сжатой пружины, а ее поворотом достигается плавное изменение тормозной силы. Существенное преимущество МТС — работа при пониженном давлении. Это не только снижает интенсивность износа компрессорного оборудования, что приводит к уменьшению эксплуатационных расходов, но и способствует существенной экономии энергоресурсов, что полностью соответствует современным мировым тенденциям в области энергосбережения. Модульная конструкция системы обеспечивает возможность интеграции в существующие системы как грузового, так и пассажирского подвижного состава. При этом сохраняется важная функция автоматического срабатывания в случае несанкционированного расцепления вагонов, что гарантирует высокий уровень безопасности.

Ключевые слова модульная тормозная система, железнодорожный транспорт, тормозная система низкого давления, струнный транспорт, торможение, пружинный тормоз, рычажный механизм
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Галай, Э.И. Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования: учеб. пособие / Э.И. Галай, Е.Э. Галай; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. — Гомель: БелГУТ, 2010. — 315 с.
  2. Patent US656516A. Air-brake: publ. date 21.08.1900 / Clark F.L.; applicant WESTINGHOUSE AIR BRAKE CO. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/ 002725085/publication/US656516A?q=pn%3DUS656516A (date of access: 01.08.2024).
  3. Patent US687773A. Air-brake: publ. date 03.12.1901 / Noyes H.F.; applicant WESTINGHOUSE AIR BRAKE CO. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/ 002756315/publication/US687773A?q=pn%3DUS687773A (date of access: 01.08.2024).
  4. Patent CA3116439A. Pneumatic brake for a rail vehicle: publ. date 23.04.2020 / Hormann C., Schneider H.; applicant Siemens Mobility Austria GmbH. — URL: https://worldwide. espacenet.com/patent/search/family/068072325/publication/ CA3116439A1?q=CA3116439A (date of access: 01.08.2024).
  5. Patent CN201680070814A. Compressed air brake device for a rail vehicle with a direct, electropneumatic brake: publ. date: 17.07.2018 / Reinicke S., Mauder M., Wiesand M.; applicant SIEMENS AG. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/057460492/publication/ CN108290560A?q=CN201680070814A (date of access: 01.08.2024).
  6. Патент RU 2661175 C1. Электропневматический тормоз вагонотолкателя (варианты): заявлено 29.03.2017: опубл. 12.07.2018 / Смирнов В.П., Одиноков О.И., Рошинец О.И;
    заявитель ПромТехТранс. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37377134 (дата доступа: 01.08.2024).
  7. Patent EP2017056482W. Brake system, rail vehicle having a brake system, and method for operating a brake system: publ. date: 05.10.2017 / Lichterfeld J.P., Wernert H.; applicant SIEMENS MOBILITY GMBH. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/058461271/publication/ WO2017167592A1?q=EP2017056482W (date of access: 01.08.2024).
  8. Smart and electrified: brakes for the train of the future // Knorr-Bremse. — URL: https://www.knorr-bremse.com/en/ magazine/smart-and-electrified-brakes-for-the-train-of-the-fu ture.json (date of access: 01.08.2024).
  9. Die Elektro-Mechanische Bremse: Elektrisch bremsen per Brake-by-wire // Rail Vehicle Systems. — URL: https://rail. knorr-bremse.com/media/test_e/6400_publications/6420_fa chliteratur/em_bremse_tagung_graz/zevrail_em_brake_2023_de.pdf (date of access: 01.08.2024).
  10. Patent EP 21212588. Electromechanical brake actuator, brake system having the electromechanical brake actuator and method for operating the electromechanical brake actuator: publ. date: 07.06.2023 / Barath G.; applicant KNORR BREMSE SYSTEME. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/078822479/publication/ EP4190648A1?q=EP21212588A (date of access: 01.08.2024).
  11. Patent EP 22173501A. Brake system of a railway vehicle, railway vehicle, and method for operating the brake system: publ. date: 22.11.2023 / Kremer M.; applicant KNORR BREMSE SYSTEME. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/081748691/publication/ EP4279344A1?q=EP22173501A (date of access: 01.08.2024).
  12. Patent CN 201880056138A. Electro-mechanical brake actuator with internal power electronics unit and energy store: publ. date: 21.04.2020 / Mosbach C., Elstorpff M.-G., Muller C., Sussmann A.; applicant KNORR BREMSE SYSTEME. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/063490418/publication/ CN111051166A?q=CN201880056138A (date of access: 01.08.2024).
  13. Das neue druckluftfreie Bremssystem der Siemens Bremse // SIEMENS. — URL: https://assets.new.siemens.com/siemens/ assets/api/uuid:1ebea61e-1fa7-4d30-ae52-562318c7e516/ Beleg-pdf-Beitrag-EI-9-21-61-63-Lichterfeld-Steinfelder.pdf (date of access: 01.08.2024).
  14. Patent CN 202020009019U. Railway vehicle electromechanical brake system: publ. date: 04.09.2020 / Miao F., Hu B., Lyu Y., Yang L., Luo K.; applicant CRRC QINGDAO SIFANG ROLLING STOCK RES INST CO LTD. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/072276039/ publication/CN211417237U?q=CN202020009019U (date of access: 01.08.2024).
  15. Patent CN 202010843018A. Rail vehicle electromechanical brake system: publ. date: 20.11.2020 / Sun H., Wang Y., Lu J., Wang Q.; applicant CRRC NANJING PUZHEN HAITAI BRAKE EQUIPMENT
    CO LTD. — URL: https://worldwide.espacenet.com/pat ent/search/family/073388721/ publication/CN111959466A?q=CN202010843018A (date of access: 01.08.2024).
  16. Patent CN 202020584234U. Electromechanical brake and brake system: publ. date: 17.11.2020 / Ma F., Lin H., Miao F., Li J., Hao B., Wang S.; applicant CRRC QINGDAO SIFANG ROLLING STOCK RES INST CO LTD. — URL: https://worldwide.espacenet.com/patent/search/family/073164671/ publication/CN211951276U?q=CN202020584234U (date of access: 01.08.2024).
  17. Report on the budgetary and financial management 2022. Europe’s Rail Joint Undertaking // European Parliament. — European Parliament: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/ 269930/Europe’s%20Rail%20JU_%20RBFM%202022.pdf (date of access: 31.01.2024).
  18. Быковский, Е.В. Обоснование применения модульной тормозной системы / Е.В. Быковский / Инновационное развитие транспортного и строительного комплексов: материалы междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию БелИИЖТа – БелГУТа, Гомель, 16–17 ноября 2023 г.: в 2 ч. / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, БелЖД, БелГУТ. — Гомель, 2023. — Ч. 1. — С. 17–18.
  19. Simulation study on friction and wear law of brake pad in high-power disc brake / S. Zhang, Q. Hao, Y. Liu [et al.] // Mathematical Problems in Engineering. — 2019. — Vol. 2019, iss. 1. — DOI: https://doi.org/10.1155/2019/6250694.
  20. Wear-friction properties of friction pairs in disc-pad brakes / M. Kindrachuk, D. Volchenko, N. Fidrovska [et al.] // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. — Vol. 4, no. 12(124). — P. 56–61. — DOI: https://doi.org/10.15587/1729-4061.2023.285699.
  21. Полезная модель BY 12735. Гидравлическая тормозная система транспортного средства: заявлено 05.10.2020:01.10. опубл. 01.10.2021 / Юницкий А.Э., Зайцев А.Д., Сосинович С.В., Немаровский Ю.В.; заявитель ЗАО «Струнные технологии». — URL: https://ust.inc/img/12735.pdf.

Название статьи МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ФРИКЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Авторы

А.О. ШИМАНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е.Э. ГАЛАЙ, канд. техн. наук, доц., старший научный сотрудник отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Тормозные системы подвижного состава», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О.А. СУХАНОВА, старший преподаватель кафедры «Графика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.И. КАПЛЮК, старший преподаватель кафедры «Транспортно-технологические машины и оборудование», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА
Год 2025
Номер журнала 3(72)
Страницы 18–26
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.4.015:004.94
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-3-72-18-26
Аннотация

Рассматриваются математические и компьютерные модели, которые могут быть использованы при анализе долговечности элементов тормозных систем железнодорожного подвижного состава и систем «токоприемник — контактный провод». Представлена теоретическая модель, позволяющая оценивать значения температур, возникающих в элементах конструкции колодочного тормоза при длительном торможении. Выполнен конечно-элементный анализ пластических деформаций, возникающих в деталях дискового тормоза при его включении. Разработана связанная конечно-элементная модель взаимодействия токосъемной вставки и контактного провода, позволяющая определять температуры и механические напряжения в них при перемещении транспортного средства.

Ключевые слова железнодорожный подвижной состав, контактное взаимодействие, трение, износ, напряженно-деформированное состояние, конечно-элементное моделирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Эффективность композиционных тормозных колодок с различной степенью износа / Э.И. Галай, А.А. Юлдашов, Е.Э. Галай, П.К. Рудов // Механика. Исследования и инновации. — 2022. — Вып. 15. — С. 75–82.
  2. Manjunath, T.V. Structural and thermal analysis of rotor disc of disc brake / T.V. Manjunath, P.M. Suresh // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. — 2013. — Vol. 2, iss. 12. — P. 7741–7749.
  3. Biradar, D. Experimental analysis and investigation for thermal behavior of ventilated disc brake rotor: a review / D. Biradar, M.R. Chopade, S.B. Barve // International Journal for Scientific Research & Development. — 2014. — Vol. 2, iss. 7. — P. 390–395.
  4. Sergienko, V.P. Noise and vibration in friction systems / V.P. Sergienko, S.N. Bukharov. — Cham: Springer, 2014. — 251 p. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-11334-0.
  5. Landström, E.V. Analysis and testing of tread braked railway wheel – effects of hot spots on wheel performance / E.V. Landström, T. Vernersson, R. Lundén // International Journal of Fatigue. — 2024. — Vol. 180. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijfatigue.2023.108116.
  6. The evolution of friction and wear behavior of train brake friction pairs during sustained drag braking on long steep slopes / Q. Zhang, Z. Yu, H. Liu [et al.] // Wear. — 2025. — Vol. 564–565. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.wear.2024.205724.
  7. Khamidov, O.R. Heat calculation of pads during locomotive braking / O.R. Khamidov, I.S. Kamalov, O.T. Kasimov // AIP Conference Proc. — 2023. — Vol. 2612, iss. 1. — DOI: https://doi.org/10.1063/5.0125346.
  8. Numerical study on local wheel temperature induced by wheel flat during tread braking / Y. Luo, G. Tao, C. Tan [et al.] // International Journal of Thermal Sciences. — 2025. — Vol. 218. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijthermalsci.2025.110176.
  9. Somà, A. Simulation of the thermal behavior of cast iron brake block during braking maneuvers / A. Somà, M. Aimar, N. Zampieri // Applied Sciences. — 2021. — Vol. 11, iss. 11. — DOI: https://doi.org/10.3390/app11115010.
  10. Megna, G. Tread-braked wheels: review and recent findings / G. Megna, A. Bracciali // Machines. — 2025. — Vol. 13, iss. 7. — DOI: https://doi.org/10.3390/machines13070579.
  11. Magelli, M. Integration of brake block thermal equations within a railway vehicle multibody model: a multiphysics approach / M. Magelli, N. Zampieri, Q. Wu // International Journal of Rail Transportation. — 2025. — Vol. 13, iss. 1. — P. 69–84. — DOI: https://doi.org/10.1080/23248378.2023.2301618.
  12. Review on the mechanism of failure mode based on mechanical performance analysis of brake disc / D. Li, D. Sun, H. Xi, J. Dai // Advances in Mechanical Engineering. — 2024. — Vol. 16, iss. 12. — DOI: https://doi.org/10.1177/16878132241298368.
  13. Deressa, K.T. Thermal load simulations in railway disc brake: A systematic review of modelling temperature, stress and fatigue / K.T. Deressa, D.A. Ambie // Archives of Computational Methods in Engineering. — 2022. — Vol. 29, iss. 4. — P. 2271–2283. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11831-021-09662-y.
  14. Deressa, K.T. Non-axisymmetric modeling of a moving heat source for thermal stress and fatigue analysis of railway vehicle disc brakes / K.T. Deressa, D.A. Ambie // Urban Rail Transit. — 2024. — Vol. 10, iss. 1. — P. 42–64. — DOI: https://doi.org/10.1007/s40864-023-00207-z.
  15. Xue, H. Vibration-thermal-mechanical coupling characteristics analysis of the brake disc in high-speed trains / H. Xue, H. Ren // Heat Transfer Research. — 2025. — Vol. 56, iss. 11. — P. 1–20. — DOI: https://doi.org/10.1615/HeatTransRes.2025056316.
  16. Influence of thermal expansion and wear on the temperatures and stresses in railway disc brakes / Y. Zhang, W.Z. Liu, S. Stichel, J. Yang // International Communications in Heat and Mass Transfer. — 2024. — Vol. 158. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.icheatmasstransfer.2024.107858.
  17. Grzes, P. Numerical calculations of thermal stresses in a railway disk brake at the coupling of temperature, coefficient of friction, velocity, and wear / P. Grzes, M. Kuciej, A. Yevtushenko // Journal of Thermal Stresses. — 2024. — Vol. 47, iss. 10. — P. 1297–1329. — DOI: https://doi.org/10.1080/01495739.2024.2330424.
  18. Моделирование распределения тепловых полей на поверхностях трения композиционных тормозных накладок дисковых тормозов железнодорожного подвижного состава / С.В. Трескин, Д.О. Емельянов, П.Ю. Иванов, Е.Ю. Дульский // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2023. — № 4(80). — С. 134–147. — DOI: https://doi.org/10.26731/1813-9108.2023.4(80).134-147.
  19. Friction heating and stress-strain state of ventilated disc brakes / K. Holenko, O. Dykha, O. Babak, S. Posonskiy // Journal of Sustainable Development of Transport and Logistics. — 2023. — Vol. 8, no. 1. — P. 43–52. — DOI: https://doi.org/10.14254/jsdtl.2023.8-1.3.
  20. Wasilewski, P. Frictional heating in railway brakes: A review of numerical models / P. Wasilewski // Archives of Computational Methods in Engineering. — 2020. — Vol. 27, iss. 1. — P. 45–58. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11831-018-9302-3.21.
  21. Review of pantograph and catenary interaction / W. Zhang, D. Zou, M. Tan [et al.] // Frontiers of Mechanical Engineering. — 2018. — Vol. 13, iss. 2. — P. 311–322. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11465-018-0494-x.
  22. Ilunga, M. Finite-element-analysis-based feasibility study for optimizing pantograph performance using aluminum metal matrix composites / M. Ilunga, A. Agarwal // Processes. — 2024. — Vol. 12, iss. 3. — DOI: https://doi.org/10.3390/pr12030445.
  23. Contact strip of pantograph heuristic wear model and its application / N. Zhou, X. Zhi, Y. Cheng [et al.] // Tribology International. — 2024. — Vol. 194. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.triboint.2024.109546.
  24. A study on the pantograph slide wear model based on energy dissipation / Y. Dong, B. Li, Z. Chen [et al.] // Applied Sciences. — 2025. — Vol. 15, iss. 12. — DOI: https://doi.org/10.3390/app15126748.
  25. Friction and wear of pantograph and catenary / G. Wu, G. Gao, W. Wei, Z. Yang // The Electrical Contact of the Pantograph-Catenary System: Theory and Application. — Singapore: Springer, 2019. — Chapter. — P. 71–107. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-6589-8_3.
  26. Walters, S. On modelling and control of pantograph catenary systems / S. Walters, A. Rachid, A. Mpanda // PACIFIC 2011 – International Conference on Pantograph-Catenary Interaction Framework for Intelligent Control, Conference Proceedings, Amiens, 8 Dec. 2011. — Amiens, 2011. — P. 54–63.
  27. Shimanovsky, A. Modeling of the pantograph-catenary wire contact interaction / A. Shimanovsky, V. Yakubovich, I. Kapliuk // Procedia Engineering. — 2016. — Vol. 134. — P. 284–290. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2016.01.009.
  28. Sunar, Ö. Experimental investigation on the arc damage and fatigue crack initiation risk of copper-silver contact wires / Ö. Sunar, D. Fletcher // IEEE Transactions on Power Delivery. — 2022. — Vol. 38, iss. 2. — P. 777–784. — DOI: https://doi.org/10.1109/TPWRD.2022.3198734.
  29. Sunar, Ö. Investigation of contact force and stress relationship in overhead line contact wires with finite element method / Ö. Sunar // Railway Engineering. — 2023. — Iss. 18. — P. 98–108. — DOI: https://doi.org/10.47072/demiryolu.1295172.
  30. Sunar, Ö. A new small sample test configuration for fatigue life estimation of overhead contact wires / Ö. Sunar, D. Fletcher // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part F: Journal of Rail and Rapid Transit. — 2023. — Vol. 237, iss. 4. — P. 438–444. — DOI: https://doi.org/10.1177/09544097221116531.
  31. Сосновский, Л.А. Новый раздел физики // Л.А. Сосновский, С.С. Щербаков, М.А. Журавков // Вестн. Бел. гос. ун-та транспорта: Наука и транспорт. — 2015. — № 1(30). — С. 64–93.
  32. Галай, Э.И. Тепловой расчет фрикционных узлов тормоза грузовых вагонов / Э.И. Галай, П.К. Рудов, Е.Э. Галай // Механика. Исследования и инновации. — 2018. — Вып. 11. — C. 31–40.
  33. Балакин, В.А. Тепловой режим фрикционного тормоза электропоезда при скоростном регулировании силы нажатия колодок / В.А. Балакин, Э.И. Галай // Трение и износ. — 1997. — № 5. — С. 636–642.
  34. Богданович, П.Н. Трение, смазка и износ в машинах: учебник для вузов / П.Н. Богданович, В.Я. Прушак, С.П. Богданович. – Минск: Тэхналогiя, 2011. — 527 с.
  35. Шимановский, А.О. Изменение напряженно-деформированного состояния элементов дискового тормоза при торможении / А.О. Шимановский, О.А. Суханова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2020. — № 4(68). — С. 58–64. — DOI: https://doi.org/10.26731/1813-9108.2020.4(68).58-64.
  36. Токосъемные вставки для токоприемников железнодорожного транспорта / И.С. Гершман, Н.В. Миронос, М.А. Мельник, Е.И. Гершман // Вестник ВНИИЖТ. — 2012. — № 4. — C. 3–10.

Название статьи СИСТЕМА ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК АВТОМОБИЛЕЙ НА ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРЫ COMPONENT-IN-THE-LOOP С ВИРТУАЛЬНОЙ ТРАНСМИССИЕЙ
Авторы

И.А. КУЛИКОВ, канд. техн. наук, ведущий инженер-исследователь, ФГУП «НАМИ», г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.А. ФИСЕНКО, канд. техн. наук, ведущий эксперт Экспертного совета, ФГУП «НАМИ», г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2025
Номер журнала 3(72)
Страницы 27–36
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-3-72-27-36
Аннотация

В статье предложена и верифицирована концепция системы типа Component-in-the-Loop (CiL), предназначенной для лабораторных виртуально-физических испытаний автомобильных комбинированных (гибридных) энергоустановок (КЭУ). Особенностью концепции является модульная архитектура с унифицированными способами взаимодействия между физической и виртуальной частями системы, а также между виртуальными компонентами. Основу виртуальной части CiL-системы составляет модель трансмиссии, тип которой может быть выбран в зависимости от схемы исследуемой энергоустановки. Взаимодействуя с установленными на стенде силовыми агрегатами посредством динамометров, модель согласует их нагрузочные режимы в соответствии с имитируемыми режимами функционирования КЭУ и движения автомобиля. Данный подход позволяет строить масштабируемые CiL-системы для энергоустановок с произвольным числом агрегатов. Верификация концепции выполнена посредством вычислительных экспериментов с математической моделью CiL-системы на основе КЭУ Toyota Hybrid System с двухпоточной бесступенчатой трансмиссией. Результаты моделирования показывают, что CiL-система адекватно воспроизводит работу КЭУ в заданных режимах движения автомобиля, а ее управляющая структура функционирует в соответствии с заложенными принципами и является устойчивой.

Ключевые слова виртуально-физические испытания, Component-in-the-Loop, комбинированные энергоустановки автомобилей, математическое моделирование, виртуальная трансмиссия, вычислительные эксперименты
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Fagcang, H. A review of component-in-the-loop: Cyber-physical experiments for rapid system development and integration / H. Fagcang, R. Stobart, T. Steffen // Advances in Mechanical Engineering. — 2022. — Vol. 14, iss. 8. — DOI: https://doi.org/10.1177/16878132221109969.
  2. Patent US 4161116, IPC G01L 5/13, G01M 17/007; CPC G01M 17/0072. Inertia and road load simulation for vehicle testing: № 05835225: filing date 21.09.1977: publ. date 17.07.1977 / C.E. Fegraus, S. D’Angelo; applicant Automotive Environmental Systems, Inc. — URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US37063991&_cid=P11-M9SNLK-62058-1 (date of access: 20.04.2025).
  3. Patent US 4680959, IPC G01M 17/00; CPC G01M 17/00. Emulation system for a motor vehicle drivetrain: № 06854942: filing date 23.04.1986: publ. date 21.07.1987 / K.J. Henry, A.J. Kotwicki; applicant General Motors Corporation — URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId= US37660100&_cid=P11-M9SO31-74619-1 (date of access: 20.04.2025).
  4. Development of an engine-in-the-loop vehicle simulation system in engine dynamometer test cell / S. Jiang, M. Smith, J. Kitchen, A. Ogawa // SAE Technical Paper. — 2009. — DOI: https://doi.org/10.4271/2009-01-1039.
  5. Engine in the loop: closed loop test bench control with real-time simulation / S. Klein, R. Savelsberg, F. Xia [et al.] // SAE Int. J. Commer. Veh. — 2017. — Vol. 10, iss. 1. — P. 95–105. — DOI: https://doi.org/10.4271/2017-01-0219.
  6. Jung, T. Engine-in-the-loop: a method for efficient calibration and virtual testing of advanced diesel powertrains / T. Jung, M. Kötter, J. Schaub [et al.] // Simulation und Test 2018. Antriebsentwicklung im Digitalen Zeitalter 20. MTZ-Fachtagung, Hanau, 25–26 Sep. 2018 / Springer Fachmedien GmbH; ed.: J. Liebl. — 2019. — P. 209–224. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-25294-6_12.
  7. Global approach for hybrid vehicle optimal control / J. Scordia, R. Trigui, M. Desbois-Renaudin [et al.] // J. Asian Electr. Veh. — 2009. — Vol. 7, iss. 1. — P. 1221–1230. — DOI: https://doi.org/10.4130/jaev.7.1221.
  8. Performance comparison of three storage systems for mild HEVs using PHIL simulation / R. Trigui, B. Jeanneret, B. Malaquin, C. Plasse // IEEE Trans. Veh. Technol. — 2009. — Vol. 58, iss. 8. — P. 3959–3969. — DOI: https://doi.org/10.1109/TVT.2009.2028146.
  9. Wu, J. Hardware-in-the-loop testing of hybrid vehicle motor drives at Ford Motor Company / J. Wu, C. Dufour, L. Sun // Proc. of the IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference, Lille, 1–3 Sep. 2010 / Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc. — 2010. — DOI: https://doi.org/10.1109/VPPC.2010.5729036.
  10. Systematic development of hybrid systems for commercial vehicles / C. Kaup, T. Pels, P. Ebner [et al.] // SAE Technical Paper. — 2011. — DOI: https://doi.org/10.4271/2011-28-0064.
  11. Experimental implementation of power-split control strategies in a versatile hardware-in-the-loop laboratory test bench for hybrid electric vehicles equipped with electrical variable transmission / M. Vafaeipour, M. El Baghdadi, F. Verbelen [et al.] // Appl. Sci. — 2020. — Vol. 10, iss. 12. — DOI: https://doi.org/10.3390/app10124253.
  12. Yang, S. A electric vehicle powertrain simulation and test of driving cycle based on AC electric dynamometer test bench / S. Yang, Z. Li, F. Xu [et al.] // Proc. of the 1st International Conference on Mechanical Engineering and Material Science (MEMS 2012), Yangzhou, 16–18 Dec. 2012 / Atlantis Press. — 2012. — P. 273–276. — DOI: https://doi.org/10.2991/mems.2012.169.
  13. A test technology of a vehicle driveline test bench with electric drive dynamometer for dynamic emulation / W. Li, X.-H. Shi, D. Guo, P. Yi // SAE Technical Paper. — 2015. — DOI: https://doi.org/10.4271/2015-01-1303.
  14. Electric-motor-in-the-loop: Efficient testing and calibration of hybrid power trains / S. Klein, F. Xia, K. Etzold [et al.] // IFAC-PapersOnLine. — 2018. — Vol. 51, iss. 31. — P. 240–245. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2018.10.043.
  15. Modularized simulation model of an electric drivetrain for hardware-in-the-loop testing / M. Mennicken, G. Jacobs, L. Feldmann [et al.] // Forschung im Ingenieurwesen. — 2025. — Vol. 89, iss. 1. — DOI: https://doi.org/10.1007/s10010-025-00826-x.
  16. Patent US 8631693 B2, IPC G01M 17/00. Wheel slip simulation systems and methods: № 12977375: filing date 23.12.2010: publ. date 28.06.2012 / D.B. Johnson, N.M. Newberger, I.C. Anselmo; applicant Horiba Instruments Inc. (US). — URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US73613375&_cid=P11-M9SNZN-72094-1 (date of access: 20.04.2025).
  17. Patent US 6754615 B1, IPC G06G 7/48, G01M 17/007, B60C 19/00, B60C 23/06, G01M 13/02, G06F 19/00; CPC B60C 23/061, B60C 19/00, B60C 99/006, B60T 2270/86, G01M 13/025, G06F 17/5018, G06F 17/5095. Method of simulating the performance of a vehicle on a road surface: № 09522223: filing date 09.03.2000: publ. date 22.06.2004 / S. Germann, H. Nonn, W. Kopecky, G. Abler, L. Witte, H.T. Xuan, M. Pfeiffer, P. Brodbeck; applicant AVL Deutschland GmbH, Dr. Ing.h.c.F. Porsche Aktiengesellschaft — URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/detail.jsf?docId=US40346333&_
    cid=P11-M9SO41-75346-1 (date of access: 20.04.2025).
  18. Component-in-the-loop testing of automotive powertrains featuring all-wheel-drive / I. Kulikov, S. Korkin, A. Kozlov [et al.] // Energies. — 2021. — Vol. 14, iss. 7. — DOI: https://doi.org/10.3390/en14072017.
  19. Многопоточные многорежимные гибридные электромеханические трансмиссии / Л.Г. Красневский, С.Н. Поддубко, П.Л. Мариев // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2014. — Вып. 3. — С. 64–68.
  20. Karnopp, D.C. Multiport systems and bond graphs – basic bond graph elements / D.C. Karnopp, D.L. Margolis, R.C. Rosenberg // System Dynamics: Modeling, Simulation, and Control of Mechatronic Systems. — 5th ed. — John Wiley & Sons, Inc., 2012. — Ch. 2–3. — P. 17–77.
  21. Model architecture, methods, and interfaces for efficient mathbased design and simulation of automotive control systems / S. Halbach, P. Sharer, S. Pagerit [et al.] // SAE Technical Paper. — 2010. — DOI: https://doi.org/10.4271/2010-01-0241.
  22. Evaluation of the 2010 Toyota Prius hybrid synergy drive system: technical report / T.A. Burress, S.L. Campbell, C. Coomer [et al.]. — Oak Ridge, 2011. — 88 p.
  23. Шарипов, В.М. Планетарные коробки передач / В.М. Шарипов // Конструирование и расчет тракторов / В.М. Шарипов. — М.: Машиностроение, 2004. — Гл. 4. — С. 182–320.
  24. Badin, F. Hybridization / F. Badin // Hybrid vehicles: from components to system / ed. F. Badin. — Paris: Editions Technip, 2013. — Ch. 5. — P. 352–362.
  25. Autonomie model validation with test data for 2010 Toyota Prius / N. Kim, A. Rousseau, E. Rask // SAE Technical Paper. — 2012. — DOI: https://doi.org/10.4271/2012-01-1040.
  26. Characterization and comparison of two hybrid electric vehicles (HEVs) – Honda Insight and Toyota Prius / M. Duoba, H. Ng, R. Larsen // SAE Technical Paper. — 2001. — DOI: https://doi.org/10.4271/2001-01-1335.

Название статьи ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ И ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОХЛАДИТЕЛЕ МАСЛА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ: ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Авторы

И.А. ПОПОВ, чл.-корр. АН Республики Татарстан, д-р техн. наук, профессор кафедры теплотехники и энергетического машиностроения, заведующий лабораторией моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ю.В. ЖУКОВА, канд. физ.-мат. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Д. ЧОРНЫЙ, канд. физ.-мат. наук, доц., заведующий лабораторией турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Т.А. БАРАНОВА, старший научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.Г. КУХАРЧУК, научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.М. ГУРЕЕВ, д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.М. МЕДВЕДЕВ, канд. техн. наук, доц., директор Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.А. ПОПОВ-младший, студент Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА
Год 2025
Номер журнала 3(72)
Страницы 5–17
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.522.4, 004.942
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-3-72-5-17
Аннотация

В настоящей статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника маслоохладителя системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе проведена декомпозиция маслоохладителя на отдельные узлы, а также созданы математическая и компьютерная модели узлов маслоохладителя системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических и тепловых процессов при работе узлов маслоохладителя с целью верификации и валидации моделей с привлечением экспериментальных данных. На основе результатов расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной модели цифрового двойника маслоохладителя, а также предложены подходы к усовершенствованию конструкции.

Ключевые слова система смазки, маслоохладитель, регулятор давления, потери давления, цифровой двойник, математическая модель, достоверная компьютерная модель, численное моделирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Grieves, M.W. Digital twins: past, present, and future / M.W. Grieves // The Digital Twin / eds. by N. Crespi, A.T. Drobot, R. Minerva. — Springer, 2023 — Р. 97–121. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3031-21343-4_4.
  2. Grieves, M. Digital twin: mitigating unpredictable, undesirable emergent behavior in complex systems / M. Grieves, J. Vickers // Transdisciplinary perspectives and complex systems: new findings and approaches / eds by F.J. Kahlen, S. Flumerfelt, A. Alves. — Springer, 2017 — P. 85–113. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-38756-7_4.
  3. Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. Краткий доклад / А.И. Боровков, А.А. Гамзикова, К.В. Кукушкин, Ю.А. Рябов. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. — 62 с. — DOI: https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i20-130.
  4. Блинов, В.Л. Цифровые двойники турбомашин: учеб. пособие / В.Л. Блинов, С.В. Богданец; науч. ред. О.В. Комаров; М-во науки и высш. образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. — 162 с.
  5. Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения: ГОСТ Р 57700.37-2021. — Введ.16.09.2021. — М.: Российский институт стандартизации, 2021. — 15 с.
  6. Цифровые двойники: вопросы терминологии / А.И. Боровков, Ю.А. Рябов, Л.А. Щербина, А.А. Гамзикова. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. — 28 с.
  7. Дозорцев, В.М. Цифровые двойники в промышленности: жизнь после хайпа / В.М. Дозорцев // Автоматизация в промышленности. — 2023. — № 12. — С. 3–9. — DOI: https://doi.org/10.25728/avtprom.2023.12.01.
  8. Прохоров, А. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, М. Лысачев; под ред. А. Боровкова. — М.: ООО АльянсПринт, 2020. — 401 с.
  9. Определение потерь давления в главной масляной магистрали и форсунках системы смазки дизельных двигателей большегрузных автомобилей: численное моделирование / А.Д. Чорный, И.А. Попов, Ю.В. Жукова [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2024. — № 3(68). — С. 28–35. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-28-35.
  10. Численное моделирование героторного насоса системы смазки дизельных двигателей / И.А. Попов, Ю.В. Жукова, А.Д. Чорный [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2024. — № 4(69). — С. 28–38. — DOI: https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-28-38.
  11. Hydrodynamics and heat transfer in intricately shaped channels of power units of transportation systems / I.A. Popov, V.M. Gureev, M.V. Gureev [et al.] // Journal of Engineering Physics and Thermophysics. — 2024. — Vol. 97, iss. 7. — P. 1840–1853. — DOI: https://doi.org/10.1007/s10891-024-03066-y.
  12. A tridimensional CFD analysis of the lubrication circuit of a non-road application diesel engine / E. Frosina, A. Senatore, D. Buono [et al.] // SAE Technical Paper. — 2013. — DOI: https://doi.org/10.4271/2013-24-0130.
  13. Исследование параметров системы смазки двигателя грузового автомобиля при различных рабочих температурах моторного масла / Р.Р. Салахов, А.М. Ермаков, Р.М. Хисматуллин [и др.] // Грузовик. — 2022. — № 4. — С. 3–9.
  14. Engine lubrication system model for sump oil temperature prediction / S. Zoz, S. Strepek, M. Wiseman, C. Qian // SAE Technical Paper. — 2001. — DOI: https://doi.org/10.4271/2001-01-1073.
  15. Transient, three dimensional CFD model of the complete engine lubrication system / S. Dhar, H. Afjeh, C. Srinivasan [et al.] // SAE Int. J. Engines. — 2016. — Vol. 9, iss. 3. — P. 1854–1862. — DOI: https://doi.org/10.4271/2016-01-1091.
  16. Ivanović, L. Design, modeling and simulation of gearing for improving gerotor pump performance / L. Ivanović // Advances in hydraulic and pneumatic drives and control 2020 / eds by J. Stryczek, U. Warzyńska. — Springer, 2020. — P. 15–27. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-59509-8_2.
  17. Саенко, В.П. К расчету героторных гидромашин / В.П. Саенко, Р.Н. Горбатюк // Вестник машиностроения. — 2004. — № 7. — С.13–16.
  18. Altare, G. Advances in simulation of gerotor pumps: an integrated approach / G. Altare, M. Rundo // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C: Journal of Mechanical Engineering Science. — 2017. — Vol. 231, iss. 7. — Р. 1221–1236. — DOI: https://doi.org/10.1177/09544062176946.
  19. Modelling approach on a gerotor pump working in cavitation condition / D. Buono, F.D.S. di Cola, A. Senatore [et al.] // Energy Procedia. — 2016. — Vol. 101. — P. 701–709. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2016.11.089.
  20. Pellegri, M. Numerical simulation of gerotor pumps considering rotor micro-motions / M. Pellegri, A. Vacca // Meccanica. — 2017. — Vol. 52, iss. 8. — P. 1851–1870. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11012-016-0536-6.
  21. Pellegri, M. A simulation model of Gerotor pumps considering fluid-structurе interaction effects: formulation and validation motions / M. Pellegri, V.H.B. Mannе, A. Vacca // Mechanical Systems and Signal Processing. — 2020. — Vol. 140. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.ymssp.2020.106720.
  22. Rundo, M. Models for flow rate simulation in gear pumps: a review / M. Rundo // Energies. — 2017. — Vol. 10, iss. 9. — DOI: https://doi.org/10.3390/en10091261.
  23. Design analysis and parametric optimization of gerotor oil pump for improving volumetric efficiency / A. Kamal, K. Kaundabalaraman, K. Rathi, A. Muley // SAE Technical Paper. — 2016. — DOI: https://doi.org/10.4271/2016-28-0113.
  24. Schweiger, W. Gerotor pumps for automotive drivetrain applications: a multi domain simulation approach / W. Schweiger, W. Schoefmann, A. Vacca // SAE International Journal of Passenger Cars – Mechanical Systems. — 2011. — Vol. 4, iss. 3. — P. 1358–1376. — DOI: https://doi.org/10.4271/2011-01-2272.
  25. A virtual prototype for fast design and visualization of Gerotor pumps / J. Pareja-Corcho, A. Moreno. B. Simoes [et al.] // Applied Sciences. — 2021. — Vol. 11, iss. 3. — DOI: https://doi.org/10.3390/app11031190.
  26. Sang, X. Numerical simulation of an inner engaging gerotor based on the optimization of inlet and outlet cavities / X. Sang, X. Zhou, X. Liu // 5th International Conference on Advanced Design and Manufacturing Engineering. — China: Atlantis Press. — 2015. — P. 1691–1695. — DOI: https://doi.org/10.2991/icadme-15.2015.313.
  27. Design of gerotor pump and influence on oil supply system for hybrid transmission / M. Huang, C. Shi, Y. Zhu [et al.] // Energies. — 2021. — Vol. 14, iss. 18. — DOI: https://doi.org/10.3390/en14185649.
  28. Design and CFD analysis of gerotor with multiple profile (ellipse–involute–ellipse type and 3-ellipses type) using rotation and translation algorithm / J.H. Bae, H.S. Kwak, S. San, C. Kim // Proceedings of Institute of Mechanical Engineering. Part C: Journal of mechanical engineering science. — 2016. — Vol. 230, iss. 5. — P. 804–823. — DOI: https://doi.org/10.1177/0954406215583888.
  29. Определение рациональных компоновочных решений для аппарата воздушного охлаждения масла систем смазки компрессорных установок с использованием методов физического и численного моделирования / М.В. Гуреев, И.И. Хабибуллин, А.Н. Скрыпник [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. — 2020. — Т. 65, № 2. — С. 215–223. — DOI: https://doi.org/10.29235/1561-8358-2020-65-2-215-223.
  30. Experimental and numerical study of the characteristics of fintube oil radiators of power engineering devices / А.N. Skrypnik, А. Ermakov, R. Kalimullin [et al.] // Heat Transfer Research. — 2020. — Vol. 51, iss 14. — P. 1261–1271. — DOI: https://doi.org/10.1615/HeatTransRes.2020035459.
  31. Multi-Scale CFD modeling of plate heat exchangers including offset-strip fins and dimple-type turbulators for automotive applications/ A.D. Torre, G. Montenegro, A. Onorati [et al.] // Energies. — 2019. — Vol. 12, iss. 15. — DOI: https://doi.org/10.3390/en12152965.
  32. Agarwal, A. Modelling and numerical investigation of the effectiveness of plate heat exchanger for cooling engine oil using ANSYS CFX / A. Agarwal // International Journal of Heat and Technology. — 2021. — Vol. 39, no. 2. — P. 653–658. — DOI: https://doi.org/10.18280/ijht.390237.

Еще статьи...

  1. 3_2025_s