Название статьи ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОРОШКОВЫМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ТОРМОЗОМ
Авторы

А.Г. Баханович, д-р техн. наук, проф., проректор по научной работе, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

В.А. Кусяк, канд. техн. наук, доц., доцент кафедры «Автомобили», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Ле Ван Нгиа, магистр техн. наук, аспирант кафедры «Автомобили», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2018 номер журнала 1 Страницы

21–28

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 629.03 Индекс ББК  
Аннотация Разработана принципиальная схема мехатронной системы управления порошковым электромагнитным тормозом (ПЭТ), входящим в состав испытательного комплекса в качестве имитатора сопротивления для исследования переходных процессов в автоматизированной трансмиссии грузового автомобиля. Программно-аппаратная платформа системы управления имеет CAN-интерфейс, позволяющий подключаться к локальной электронной сети для обмена информацией с другими CAN-модулями по протоколу высокого уровня SAE J1939. Описана стратегия регулирования тормозного момента ПЭТ на основе широтно-импульсной модуляции (ШИМ) сигнала с обратной связью по деформации динамометрической скобы и алгоритм управления ПЭТ в автоматическом режиме работы силового агрегата. Приведены результаты моделирования работы электронной системы управления ПЭТ на основе транзисторного ключа и осциллограммы процесса регулирования тормозного момента в зависимости от управляющего ШИМ-сигнала.
Ключевые слова порошковый электромагнитный тормоз, мехатронная система, транзиторный ключ, алгоритм управления, имитационное моделирование, полунатурный эксперимент
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  • Промышленные приводы AББ для испытательных стендов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www05.abb.com/global/scot/scot201.nsf/veritydisplay/48624c757e38393fc12570bc00299a8f/$file/abb_industrial_drives_ for_test_bench_applications_rev_b_ru.pdf. — Дата доступа: 24.03.2013.
  • Стенд испытания двигателей внутреннего сгорания «Контур-СИД» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dap.keravt.com/products/stend-ispytaniya-dvs-kontursid. — Дата доступа: 24.03.2013.
  • Стенд для динамических испытаний силовых установок транспортных средств: пат. RU 2330257C1, МПК G01M17/007 / А.Г. Мурыгин, П.Н. Молин, А.Ф. Дубровский, С.А. Дубровский. — Заявл. 29.12.06; опубл.
    23.03.07.
  • Стенд для испытания двигателей внутреннего сгорания: пат. RU 2059217C1, МПК G01M15/0007 / Ю.М. Чикунов. — Заявл. 03.03.93; опубл. 27.04.96.
  • Стенды для измерения крутящего момента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mix-eng.ru /stati/izmerenie-krutyaschego-momenta / stend-dlya-ispitaniyadvigateley.html. — Дата доступа: 24.03.2013.
  • Кусяк, В.А. Проектирование автоматизированных мехатронных систем управления силовым агрегатом грузовых автомобилей и автопоездов: монография // В.А. Кусяк, О.С. Руктешель. — Минск: БНТУ, 2015. — 296 с.
  • Электромагнитные порошковые нагрузочные тормоза серии ПТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stancons.ru/index.php?id=11&Itemid=16&option=com_content&view=article. — Дата доступа: 20.10.2016.
  • Татур, О.Н. Электромагнитные порошковые тормоза серии ПТ. Руководство по эксплуатации / О.Н. Татур, А.Н. Арапов, В.А. Жиганов. — М.: ЭНИМС, 1985. — 20 с.
  • Электронная система управления порошковым электромагнитным тормозом на основе транзисторного ключа // А.Г. Баханович [и др.] // Проблемы эксплуатации автомобильного транспорта и пути их решения на основе современных информационно-коммуникационных и энергосберегающих технологий: сб. науч. тр. / Воронежский гос. лесотехнич. ун-т. — Воронеж, 2016. — № 5, ч. 3 (25–3). — С. 199–205.
  • Сазонов, И.С. Теория автомобиля: учеб. пособие / И.С. Сазонов, В.А. Ким, Ки Йонг Чой. — Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2017. — 164 с.

Название статьи КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ: ПЕРСПЕКТИВЫ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ
Авторы

В.В. Савченко, канд. техн. наук, директор научно-инжинирингового центра «Бортовые системы управления мобильных машин» — начальник отдела систем активной безопасности и управления, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ
Год 2018 номер журнала 1 Страницы

14-20

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 629.113.06+612.821+612.223+616.2 Индекс ББК  
Аннотация Системы помощи водителю находятся на пике своего развития и уже активно применяются ведущими мировыми автопроизводителями как эффективный инструмент повышения безопасности движения (сокращение аварийности). Системы мониторинга усталости водителя на методологическом уровне и по функциональному назначению активно развиваются и обозначили тренд, в том числе перехода по ряду функций из категории систем-ассистентов в категорию систем активной безопасности, работающих в автоматическом режиме. Наиболее эффективный, имеющий наименьшую вероятность опасного отказа метод автоматической интерпретации функционального состояния водителя в части усталости водителя (глубокая релаксация, когда значительно возрастает количество ошибок водителя, которые могут привести к аварии, фаза функционального состояния водителя, предшествующая засыпанию) основывается на мониторинге и анализе параметров электродермальной активности. Методы автоматической интерпретации функционального состояния водителя позволяют расширить функциональные возможности ряда систем безопасности и повысить их эффективность. Показана актуальность мониторинга функционального состояния водителя до достижения транспортными средствами полной автономности движения.
Ключевые слова мониторинг усталости, система поддержания работоспособности, системы активной безопасности, системы помощи водителю, функциональное состояние, уровень бдительности
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  • ADAS — улучшенные системы помощи водителю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// papago.com.ru/science/adas/. — Дата доступа: 20.12.2017.
  • ADAS: как современные автомобили обеспечивают безопасность водителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://harmaninnovation.com/blog/ru-ru/adasodays-vehicles-keeping-drivers-safe-4. — Дата доступа:
    20.12.2017.
  • Современные системы содействия водителю (ADAS) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nvidia.ru/object/advanced-driver-assistance-systems-ru.html. — Дата доступа: 20.12.2017.
  • Advanced Driver Assistance Systems (ADAS) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sae.org/servlets/tech Session. — Дата доступа: 20.12.2017.
  • The ADAS and Active Safety Report, 2013 Edition [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://books.sae.org/mr-sb-179/. — Дата доступа: 20.12.2017.
  • Почти каждый четвертый новый автомобиль в Германии оснащается системой предупреждения об усталости водителя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //btest.ru/novosti/poсhti_kazhdyj_chetvertyj_ novyj_avtomobil_v_germanii_osnawaetsya_sistemoj_preduprezhdeniya_ob_ustalosti_voditelya. — Дата доступа: 20.12.2017.
  • Система мониторинга состояния водителя и безопасность на автомобильном транспорте / С.В. Герус [и др.]. // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. — 2003. — № 8. — С. 46–52.
  • Савченко, В.В. Бортовая система мониторинга функционального состояния оператора транспортного средства / В.В. Савченко // Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 1(18). — С. 20–25.
  • Дементиенко, В.В. Физические принципы построения систем безопасного мониторинга состояния человека-оператора: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 01.04.01 / В.В. Дементиенко; Рос. акад. наук, Ин-т радио. и электр. — М., 2010. — 41 с.
  • Савченко, В.В. Обратные связи в задаче поддержания операторов систем «человек — машина» в состоянии готовности к экстренному действию / В.В. Савченко // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2005. — Т. 4, № 4. — С. 477–481.
  • Савченко, В.В. Развитие методологии мониторинга функциональных состояний операторов транспортных систем «человек — машина» / В.В. Савченко // Мехатроника, автоматизация, управление. — 2013. — № 6. — С. 27–32.
  • Гусаров, А.П. Тенденции регламентации требований к бортовым интеллектуальным транспортным системам в комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН / А.П. Гусаров // Журнал автомобильных инженеров. — 2011. — № 3(68). — С. 4–8.
  • Обзор систем помощи водителю концерна Volkswagen [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.autodela.ru/main/top/review/Volkswagen_ Safety/. – Дата доступа: 20.12.2017.
  • Дистанционный контроль бодрствования водителя в рейсе / В.В. Бонч-Бруевич [и др.]. // Автоматизация в промышленности. — 2015. — № 2. — С. 33–35.
  • Driver vigilance devices: system review. London, Railway Safety, 2002. 95 p. = Отчет «Обзор систем бдительности водителя» (на русском языке), опубликованный Советом по железнодорожной безопасности и стандартам Великобритании — Rail Safety and Standards Board (RSSB) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.neurocom.ru/ru2/company/publikacii.html. — Дата доступа: 20.12.2017.
  • Operator Fatigue Detection Technology Review. — Peoria: Caterpillar Inc. — 2008.
  • Савченко, В.В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов транспортных систем «человек — машина» / В.В. Савченко // Весті НАН Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. — 2005. — № 2. — С. 9–37.
  • Савченко, В.В. Психофизиологические аспекты повышения эффективности работы водителей карьерных самосвалов / В.В. Савченко // Горный журнал. — 2005. — № 9–10. — С. 94–96.
  • План мероприятий (дорожная карта) «Автонет» Национальной технологической инициативы РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fasie.ru/upload/docs/dk_avtonet.pdf. — Дата доступа: 20.12.2017.
    Назаренко, С.В. Предложения по системе помощи водителю / С.В. Назаренко // Интеллектуальные транспортные системы: материалы междунар. автомобил. науч. форума (МАНФ–2017), Москва, 18–19 окт. 2017 г. [Электронное издание] / ААИ, ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». — М., 2017. — R20171002.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ
Красневский Л.Г., Белевич А.В.
Автоматические трансмиссии: технология «Clutch-to-Clutch Shifts» — история и современное состояние
5

Савченко В.В.
Концептуальное развитие систем помощи водителю: перспективы мониторинга функционального состояния водителя

14

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Баханович А.Г., Кусяк В.А., Ле Ван Нгиа
Исследование работоспособности электронной системы управления порошковым электромагнитным тормозом
21
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
 

Киселев М.Г., Монич С.Г., Богдан П.С., Ничипорук А.С.
Влияние энергии электрического разряда и условий его протекания на геометрические параметры единичной лунки и микротвердость ее поверхностного слоя

29

Куриленок А.А., Белоцерковский М.А.
Оценка динамического воздействия на наноразмерные частицы в процессе центробежной наплавки порошковых шихт

36
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ

Жорник В.И., Ивахник А.В., Ивахник В.П., Запольский А.В.
Структура и свойства комплексной сульфонат кальциевой смазки

44
МЕХАНИКА ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Сосновский Л.А., Богданович А.В., Щербаков С.С.
Коррозионно-механическая усталость: проблемы прогнозирования. Часть 1. Прямой эффект

Еловой О.М., Богданович А.В.
К разработке нормативных методов расчета и проектирования трибофатических систем. Часть 2

МЕХАНИКА ДЕФОРМИРУЕМОГО ТВЕРДОГО ТЕЛА

Шимановский А.О., Боцко Й.С.
Влияние жесткости закреплений на колебания коротких однопролетных балок

Янковский А.П.
Моделирование упругопластического изгиба сэндвич-панелей с тонкими армированными несущими слоями
Старовойтов Э.И., Леоненко Д.В.
Термоупругое деформирование трехслойной круглой пластины поверхностными нагрузками различных форм
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Гитгарц Михаил Ильич (к 90-летию со дня рождения)
89
ПАМЯТИ УЧЕНОГО
Высоцкий Михаил Степанович (к 90-летию со дня рождения)
91
Дорожкин Нил Николаевич (к 90-летию со дня рождения)
95

Название статьи АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ: ТЕХНОЛОГИЯ «CLUTCH-TO-CLUTCH SHIFTS» — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Авторы

Л.Г. Красневский, чл.-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. Белевич, директор научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки машин» — заведующий лабораторией бортовых мехатронных систем мобильных машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ
Год 2018 номер журнала 1 Страницы

5–13

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 62-235 Индекс ББК  
Аннотация Рассматривается современное состояние технологии управления переходными процессами в автоматических трансмиссиях (АТ) и интегрированных силовых установках с АТ путем согласованного управления буксующими фрикционами без разрыва потока мощности. Приведены этапы развития, раскрывающие логику совершенствования технологии в целом, ее основные отличия от предшествущих. Рассматриваются основные компоненты (фазы переходного процесса переключения ступеней АТ, идентификация момента остановки поршня фрикциона, характеристики комплексов алгоритмов, принципов прецизионного управления и др.). На основе анализа большого объема зарубежных публикаций обобщены результаты, полученные ведущими мировыми производителями АТ по данному направлению. В русскоязычном изложении они в основном публикуются впервые и в совокупности рассматриваются в статье как сложившаяся новая базовая технология управления АТ – «технология СТС» (в оригинале — технология «Clutch-to-Clutch Shifts»).
Ключевые слова мобильные машины, автоматические трансмиссии, мехатронные системы управления, технология переключения ступеней «Clutch-to-Clutch Shifts»
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  • Поддубко, С.Н. Управление динамикой переходных процессов автомобильных силовых установок с автоматизированными приводами: современная теория и техника / С.Н. Поддубко, Л.Г. Красневский // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2017. — Вып. 6. — С. 66–75.
  • Нарбут, А.Н. Механизмы плавного переключения передач в трансмиссиях автомобилей / А.Н. Нарбут, В.Ф. Шапко, А.И. Архипов. — М.: НИИНАвтопром, 1982. — 37 с.
  • Transmission and controls: pat. US 3505907, USA / General Motors Corp. — Publ. date: 14.04.1970.
  • The CLBT 9680 an automatic transmission for off-highway vehicles: SAE Technical Paper 800669. — 1980.
  • Digital electronic controls for Detroit Diesel Allison offhighway transmissions: SAE 850732.
  • Development of A New Clutch-to-Clutch Shift Control Technology: SAE Technical Paper 2002-01-1252 / GM Powertrain, General Motors Corp.
  • Sun Zongxuan Challenges and Opportunities in Automotive Transmission Control / Zongxuan Sun, Kumar Hebbale // American Control Conference, Portland, OR, USA, June 8–10, 2005 // General Motors Corporation. Research and
    Development Center. — 2005.
  • Control method of clutch-to-clutch powered downshift in an automatic transmission: pat.US 5029494, USA / General Motors Corp. — Publ. date: 09.07.1991.
  • State detecting device for load element receiving load of working fluid and state detecting device for fluid pressure control circuit: pat. US 7159506, USA / Toyota. — Publ. date: 09.06.2007.
  • Adaptive pressure control method for achieving synchronous upshifts in a multiple-ratio transmission: pat. US 6994647, USA / Ford Global Technologies LLC. — Publ. date: 07.02.2006.
  • Adaptive on-coming clutch fill control for automatic transmission: pat. US 6292732, USA / General Motors Corp. — Publ. date: 18.09.2001.
  • Clutch fill control of an automatic transmissionfor heavyduty vehicle applications / Mechanical Systems and Signal Processing, Dec. 23, 2015. — Vol. 64–65. — Pp. 16–28.
  • Development of smooth up-shift control technology for automatic transmissions with integrated control of engine and automatic transmissions: SAE 2007-01-1310 / Toyota Motor Corp.
  • Virtual Clutch Controller for Clutch-to-Clutch Shifts in Planetary-Type Automatic Transmission. Research Article / Mathematical Problems in Engineering. — Vol. 2015. Mode of access: http://dx.doi.org/10.1155/2015/213162.
  • Красневский, Л.Г. Прецизионное управление автоматическими трансмиссиями: итоги 50 лет развития / Л.Г. Красневский, С.Н. Поддубко // Механика машин, механизмов и материалов. — 2015. — № 4. — С. 5–13.
  • Two-Degree-of-Freedom Controller Design for Clutch Slip Control of Automatic Transmission: SAE 2008-01-0537.
  • New Torque Converter Clutch Friction Material Bench Test Screening Procedure: SAE 2009-01-1257 / General Motors Powertrain.
  • Bryant, M.D. Hydrodynamic Lubrication / M.D. Bryant / Lecture Series, ME 383S. — Mode of access: http://www.me.utexas.edu/~bryant/courses/me383s/DownloadFiles/LectureNotes/HydrodynamicLubr.pdf.
  • Estimation of Wet Clutch Friction Parameters in Automotive Transmissions: SAE 2015-01-1146.
  • Cost, Effectiveness and Deployment of Fuel Economy Technologies for Light-Duty Vehicles. — The National Academies Press. — Mode of access: http//www.nap/edu21744.
  • Ксендзов, В.Н. Исследование и выбор режимов переключения передач колесного трактора под нагрузкой: автореф. дис. … канд. / В.Н. Ксендзов / Белорусский политехн. ин-т. — Минск, 1979.