Название статьи РАЗРАБОТКА МИНИМАЛЬНО ЛЕГИРОВАННОЙ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ ДЛЯ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ТРАНСМИССИЙ
Авторы

С.П. РУДЕНКО, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2020
Номер журнала 4
Страницы 52–59
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 669.15
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-4-53-52-59
Аннотация В мировой практике изготовления зубчатых колес для автотракторной техники ведется поиск новых, более эффективных марок сталей и способов реализации их преимуществ, достигаемых как при выплавке, так и при дальнейшей термической, деформационной и химико-термической обработке. Отмечается тенденция уменьшения содержания никеля в конструкционных марках стали с заменой их на экономнолегированные, микролегированные сильными карбидообразующими элементами. Условием применения экономнолегированных конструкционных сталей является умение найти компромисс между повышением надежности и долговечности деталей машин и экономией дефицитных легирующих материалов. Исходя из этого, в статье сформулированы основные положения, которые необходимо учитывать при разработке минимально легированных составов конструкционных сталей для изготовления высоконапряженных зубчатых колес трансмиссий мобильных машин. Показано, что внедрение новых экономнолегированных марок сталей приводит к необходимости разработки новых технологий с решением в каждом конкретном случае задачи по оценке влияния легирующих элементов и микродобавок на прокаливаемость стали. Приведена методика минимального легирования стали для зубчатых колес с модулем 10 мм. На основе применения нового подхода разработана новая минимально легированная конструкционная сталь, обеспечивающая высокие показатели прочностных, усталостных и технологических характеристик крупномодульных зубчатых колес. Определена прокаливаемость сердцевины и цементованных слоев разработанной стали, обеспечивающая ресурс зубчатых колес не менее 1000 ч в условиях работы при контактных напряжениях в полюсе зацепления σН = 1800 МПа.
Ключевые слова экономнолегированные конструкционные стали, прокаливаемость, минимальное легирование, методика расчета
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Гудремон, Э. Специальные стали: в 2 т. / Э. Гудремон; под ред. С.А. Займовского [и др.]; пер. с нем. — М.: Металлургия, 1966. — Т. 2. — 1274 с.
  2. Сагарадзе, В.С. Повышение надежности цементуемых деталей / В.С. Сагарадзе. — М.: Машиностроение, 1975. — 216 с.
  3. Браун, М.П. Экономно-легированные стали для машиностроения / М.П. Браун. — Киев: Наук. думка, 1977. — 208 с.
  4. Ниобийсодержащие низколегированные стали / Ф. Хайстеркамп [и др.]. — М.: Интермет инжиниринг, 1999. — 94 с.
  5. Руденко, С.П. Оценка применимости экономно-легированных сталей для высоконапряженных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.А. Валько, С.Г. Сандомирский // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 346–349.
  6. Руденко, С.П. Разработка режимов химико-термической обработки зубчатых колес из экономнолегированной стали / С.П. Руденко, А.А. Валько // Механика машин, механизмов и материалов. — 2017. — № 2(39). — С. 34–38.
  7. Руденко, С.П. Особенности применения экономнолегированных сталей для крупномодульных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Сталь. — 2018. — № 8. — С. 54–58.
  8. Руденко, С.П. Применение перспективных экономно-легированных марок сталей для зубчатых колес мобильных машин / С.П. Руденко, А.Л. Валько, С.Г. Сандомирский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2019. — № 4(49). — С. 61–69.
  9. Руденко, С.П. Преимущества применения экономнолегированных сталей для высоконагруженных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько, С.Г. Сандомирский // Тр. 27-й междунар. науч.-техн. конф. «Литейное производство и металлургия 2019. Беларусь» / под общ. ред. Е.И. Маруковича. — Жлобин, 16–17 окт. 2019. — С. 122–126.
  10. Руденко, С.П. Расчет ресурса зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин с учетом качества химико-термического упрочнения / С.П. Руденко // Механика машин, механизмов и материалов. — 2010. — № 4(13). — С. 58–60.
  11. Руденко, С.П. Применение стандарта ASTM A 255-07 для расчета прокаливаемости сталей, изготавливаемых по ГОСТ 4543–2016 / С.П. Руденко, А.Л. Валько, С.Г. Сандомирский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2019. — № 3(48). — С. 51–57.
  12. Руденко, С.П. Анализ применимости стали 20MnCrS5 для зубчатых колес отечественных мобильных машин / С.П. Руденко, А.Л. Валько, С.Г. Сандомирский // Литье и металлургия. — 2020. – № 1. — С. 44–49.
  13. Руденко, С.П. Особенности расчета зубчатых колес трансмиссий на глубинную контактную выносливость / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Вестн. машиностроения. — 2015. — № 11. — С. 5–7.
  14. Расчет ресурса зубчатых колес трансмиссий (GearProg): комп. программа: св-во № 530 Респ. Беларусь / С.П. Руденко, О.В. Кузьменков, А.А. Шипко, А.Л. Валько; правообладатель Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. — № С20130054; заявл. 26.07.13; опубл. 14.08.13 // Реестр зарегистр. компьютерных программ / Нац. центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь. — 2013. — 54 с.
  15. Руденко, С.П. Зависимость предела выносливости при изгибе зубьев зубчатых колес от механических свойств материала / С.П. Руденко // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы междунар. науч.-техн. конф. / М-во образования Респ. Беларусь, М-во науки и вышего образования Рос. Федерации, Белорус.-Рос. ун-т; редкол.: М.Е. Лустенков (гл. ред.) [и др.]. — Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2020. — С. 96–97.
  16. Марковец, М.П. Определение механических свойств металлов по твердости / М.П. Марковец. — М.: Машиностроение, 1979. — 191 с.
  17. Standard Hardness Conversion Tables for Metals Relationship Among Brinell Hardness, Vickers Hardness, Rockwell Hardness, Superficial Hardness, Knoop Hardness, and Scleroscope Hardness [Electronic resource] / Designation: E140 – 07. Published January 2007. — 21 р. — Mode of access: https://www.academia.edu/27768624/Standard_Hardness_Conversion_Tables_for_Metals_Relationship_Among_ Brinell_Hardness_Vickers_Hardness_Rockwell_Hardness_Superficial_Hardness_Knoop_Hardness_ and_Scleroscope_ Hardness_1.
  18. Тот, Л. Карбиды и нитриды переходных металлов / Л. Тот. — М.: Мир, 1974. — 294 с.
  19. Гольдштейн, М.И. Дисперсионное упрочнение стали / М.И. Гольдштейн, В.М. Фарбер. — М.: Металлургия, 1979. — 208 с.
  20. Гольдштейн, М.И. Растворимость фаз внедрения при термической обработке стали / М.И. Гольдштейн, В.В. Попов. — М.: Металлургия, 1989. — 200 с.
  21. Способ изготовления стальной детали: пат. EA № 031975 (13) B1 / С.П. Руденко, А.Л. Валько, А.А. Шипко, В.Л. Басинюк, Л.Р. Дудецкая, И.В. Фирсов, А.М. Бенеш, А.Е. Колесников, А.Н. Чичин. — Опубл. 29.03.2019.
  22. Руденко, С.П. Сталь для высокотемпературной цементации / С.П. Руденко, А.Л. Валько, А.Н. Чичин // Сталь. — 2020. — № 2. — С. 56–60.

Название статьи СИНТЕЗ НАНОКОМПОЗИТА НА ОСНОВЕ ИМПАКТНЫХ АЛМАЗОВ И КАРБИДА КРЕМНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР
Авторы

П.А. ВИТЯЗЬ, д-р техн. наук, проф., акад. НАН Беларуси, руководитель аппарата НАН Беларуси, Президиум НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.Т. СЕНЮТЬ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.И. ЖОРНИК, д-р техн. наук, проф., начальник отделения технологий машиностроения и металлургии — заведующий лабораторией наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.В. ВАЛЬКОВИЧ, научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.А. КОВАЛЕВА, старший научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е.И. МОСУНОВ, старший научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.П. АФАНАСЬЕВ, д-р геол.-минерал. наук, главный научный сотрудник лаборатории литосферной мантии и алмазных месторождений, Институт геологии и минералогии СО РАН, г. Новосибирск, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2020 номер журнала 4 Страницы

43–51

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 539.2:658.562 Индекс ББК  
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-4-53-43-51
Аннотация В статье исследованы структура, фазовый состав и физико-механические характеристики нанокомпозита на основе импактных алмазов. Показано, что добавки связующего на основе SiC и Si приводят к снижению дефектности нанокомпозита и повышению однородности его структуры по сравнению с материалом без добавок. При этом увеличение содержания связующего приводит также к инверсии типа структуры нанокомпозита от поликристаллической до матричной. Установлено, что добавки сажи аморфной и бора влияют на измельчение структуры матрицы нанокомпозита вследствие формирования вторичного мелкодисперсного наноструктурного SiC и карбида бора. Предварительная механоактивация реакционной шихты приводит к структурным изменениям в синтезированном материале по сравнению с материалом, полученным без использования механоактивации. При этом возрастает твердость образцов, полученных при сравнимых режимах синтеза, что связано как с формированием мелкозернистой структуры материала, так и с фазовым превращением лонсдейлита в алмаз. Анализ микротвердости и термостойкости полученных образцов материала позволяет сделать вывод, что достигнутый уровень физико-механических параметров алмазного нанокомпозита позволяет использовать его в камнеобрабатывающем инструменте для обработки пород средней твердости.
Ключевые слова нанокомпозит, синтез, импактные алмазы, высокие давления и температуры, карбид кремния, механоактивация
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Инструменты из сверхтвердых материалов / Г.П. Богатырева [и др.]; под. ред. Н.В. Новикова, С.А. Клименко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 2014. — 607 с.
  2. Витязь, П.А. Алмазные и углеродсодержащие композиционные материалы и покрытия: получение, свойства, применение / П.А. Витязь, В.Т. Сенють, В.П. Афанасьев // Материалы II Междунар. конф. молодых ученых, работающих в области углеродных материалов: сб. тез. докл., г. Москва, г. Троицк, 29–31 мая 2019 г. — М., 2019. — С. 74–75.
  3. Афанасьев, В.П. Попигайские импактные алмазы: новое российское сырье для существующих и будущих технологий / В.П. Афанасьев, Н.П. Похиленко // Инноватика и экспертиза. — 2013. — Вып. 1(10). — С. 8–15.
  4. Получение методом термобарического спекания композитов на основе алмаза и КНБ, модифицированных Si и SiC / В.Т. Сенють [и др.] // Порошковая металлургия. — Минск: Беларус. навука. — 2015. — Вып. 38. — С. 142–150.
  5. Жорник, В.И. Модельные представления процесса структурообразования поликристаллического сверхтвердого материала с бимодальной структурой на основе модифицированных алмазных порошков / В.И. Жорник, А.М. Парницкий, В.Т. Сенють // Механика машин, механизмов и материалов. — 2018. — № 3(44). — С. 83–91.
  6. Synthesis of nanostructured composite material based on nanodiamonds modified by silicon / V.T. Senyut [et al.] // Materials Today: Proceedings. — 2018. — Vol. 5, Iss. 12. — Part 3. — Pp. 26 018–26 024.
  7. Влияние армирующих добавок и температуры силицирования на структуру и некоторые свойства реакционно-связанной керамики на основе карбида кремния / А.Ф. Ильющенко [и др.] // Порошковая металлургия. — Минск: Беларуская навука. — 2015. — Вып. 38. — С. 132–141.
  8. Состояние и перспективы работ по карбидокремниевой керамике в Институте порошковой металлургии / А.Ф. Ильющенко [и др.] // Порошковая металлургия в Беларуси: вызовы времени; под ред А.Ф. Ильющенко [и др.]. — Минск: Беларус. навука, 2017. — С. 193–200.
  9. Витязь, П.А. Cинтез поликристаллических сверхтвердых материалов из модифицированных наноалмазов / П.А. Витязь, В.Т. Сенють, М.Л. Хейфец // Известия НАН Беларуси. Сер. физ.-техн. наук. — 2016. — № 3. — С. 5–10.
  10. Берлин, Ю.Я. Обработка строительного декоративного камня: учеб. пособие для профтехучилищ / Ю.Я. Берлин, Ю.И. Сычев, И.Я. Шалаев. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отделение, 1979. — 232 с.

Название статьи НОВАЦИИ В КОМПОНОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ СВЕРХ ОСОБО БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
Авторы

О.Г. СТЕПУК, генеральный конструктор — начальник научно-технического центра, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. НАСКОВЕЦ, начальник бюро общей компоновки, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.И. МОИСЕЕНКО, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Г. СИДОРЕНКО, канд. техн. наук, заведующий лабораторией проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2020 номер журнала 4 Страницы

28–34

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 629.353.02 Индекс ББК  
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-4-53-28-34
Аннотация Главная особенность современных карьерных самосвалов состоит в необходимости обеспечения транспортирования полезных ископаемых с минимальными затратами, что достигается углублением карьеров (с целью экономии вскрышных работ), увеличением уклонов дорог, сокращающим расстояние транспортировки груза, ростом грузоподъемности машин и повышением безопасности их движения. В работе показано, что новые условия работы самосвалов и основные специфические требования к ним решаются в значительной степени на стадии компоновки машин путем оптимизации колесной формулы самосвала, загрузки шин и их работоспособности, обеспечения удельной мощности двигательной установки, выбора типа трансмиссии и ее агрегатов, а также основных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации: тормозов, рулевого управления, устойчивости движения. Особое внимание уделено созданию новой системы повышения боковой устойчивости и ее конструкционному исполнению для самосвалов грузоподъемностью свыше 400 т. Приведены результаты эксплуатационных исследований принятых основных компоновочных и конструкционных решений для самосвала грузоподъемностью 450 т. Показана эффективность принятых решений, что позволило создать карьерный самосвал, превосходящий все аналоги в мире по показателям основных эксплуатационных свойств, обеспечивающим конкурентоспособность: топливной экономичности, производительности, эксплуатационным расходам. Впервые созданная система повышения поперечной
устойчивости (принципиальная схема и конструкционные элементы) подтвердила проектируемую безопасность движения в условиях типовых карьеров и необходимый ресурс в эксплуатации.
Ключевые слова компоновка, карьерный самосвал, глубокие карьеры, поперечная устойчивость, стабилизатор поперечной устойчивости, стойки стабилизатора
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Егоров, А.Н. Карьерный самосвал БелАЗ-75710 / А.Н. Егоров, А.М. Насковец, П.Л. Мариев // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — Минск, 2013. — Вып. 2. — С. 18–20.
  2. Самосвал карьерный: пат. BY 3071 / А.Н. Егоров, А.М. Насковец, Ю.А. Комлев. — Опубл. 22.01.2014.
  3. Современное развитие карьерного транспорта производства ОАО «БЕЛАЗ» / А.М. Насковец [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2018. — Вып. 7. — С. 8–11.
  4. Современные тенденции и решения по обеспечению конкурентоспособности карьерного транспорта производства «БЕЛАЗ» / П.А. Пархомчик [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2019. — № 1(46). — С. 93–100.
  5. Насковец, А.М. Поперечная устойчивость карьерных самосвалов для глубоких карьеров / А.М. Насковец, А.Н. Костюкович, В.И. Моисеенко // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — Минск, 2012. — Вып. 1. — С. 186–190.
  6. Обеспечение поперечной устойчивости карьерных самосвалов сверх особо большой грузоподъемности / А.Н. Егоров [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — Минск, 2015. — Вып. 4. — С. 77–80.
  7. Подвеска для неразрезных мостов транспортных средств большой грузоподъемности: пат. RU 2 573 539 C2 / В.В. Загорский, А.С. Хацкевич, А.М. Насковец, С.М. Пилипенко, А.Н. Костюкович. — Опубл. 20.01.2016.
  8. Подвеска для неразрезных мостов транспортных средств большой грузоподъемности: пат. BY 11396 / В.В. Загорский, А.С. Хацкевич, А.М. Насковец, С.М. Пилипенко, А.Н. Костюкович. — Опубл. 20.01.2016.
  9. Упругие элементы [Электронный ресурс] // Демпфирующие системы — завод Композит: официальный сайт. — Режим доступа https://www.dampersystems.com/product/category/JETJPV6VKMGARWXM. — Дата доступа: 08.09.2020.
  10. Программный комплекс «Универсальный механизм»: официальный сайт. — Режим доступа http://www.umlab.ru/pages/index.php?id=1. — Дата доступа: 08.09.2020.
  11. Автомобильное поворотное устройство и карьерный самосвал на его основе: пат. BY 10804 / А.Н. Егоров, М.М. Заболоцкий, В.Н. Мясищев, А.М. Насковец, В.А. Чайко. — Опубл. 20.11.2016.

Название статьи ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕНЗОЧУВСТВИТЕЛЬНОГО НАНОСТРУКТУРИРОВАННОГО ПОЛИМЕР-КЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ НА ОСНОВЕ АНОДНЫХ ОКСИДОВ МЕТАЛЛОВ
Авторы

С.В. ШИЛЬКО, канд. техн. наук, доц., заведующий лабораторией механики композитов и биополимеров, Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.А. ЧЕРНОУС, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Н. ПЛИГОВКА, канд. техн. наук, старший научный сотрудник, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2020 номер журнала 4 Страницы

35–42

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 539.3; 678.073 Индекс ББК  
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-4-53-35-42
Аннотация Исследуется прочность и тензочувствительность тонкого покрытия в виде нанопористого оксида алюминия, импрегнированного пьезоактивным полимером. Данное покрытие рассматривается как однонаправленно-армированный композит, содержащий цилиндрические полимерные волокна, ориентированные перпендикулярно поверхности покрытия. Предложена трехфазная микромеханическая модель указанного материала и анализируется напряженно-деформированное состояние покрытия под действием равномерно распределенного давления. В результате решения связанной задачи электроупругости получены расчетные оценки удельной пьезочувствительности покрытия, используемого в качестве датчика давления, и максимального допускаемого давления по критериям прочности керамической матрицы и пластического течения полимерного наполнителя. Получены зависимости указанных параметров от объемного содержания полимера для покрытия, адгезионно соединенного с недеформируемым основанием и свободно (без трения) лежащего на основании. При малом объемном содержании полимера потеря прочности покрытия обусловлена локальным разрушением матрицы. При высоком содержании наполнителя переход полимера в пластическое состояние предшествует началу разрушения матрицы. При увеличении доли наполнителя свыше 80 % значение максимального давления по критерию текучести полимерного наполнителя практически не изменяется.
Ключевые слова композиционные покрытия, анодный оксид алюминия, полимерные пьезоэлектрики, электроупругость, прочность, микромеханическое моделирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Плиговка, А.Н. Получение и свойства наноструктурных металлооксидных пленок на основе анодированных композиций на основе Al/Ti / А.Н. Плиговка, А.М. Мозалев // Докл. БГУИР. — 2008. — Т. 38, №. 8. — С. 50–57.
  2. Estimation of the Friction Coefficient of a Nanostructured Composite Coating / S.V. Shil’ko [et al.] // Mechanics of Composite Materials. — 2017. — Vol. 53, No. 5. — Pp. 579–588.
  3. Goldade, V. Smart Materials Taxonomy / V. Goldade, S. Shil’ko, A. Neverov // CRC Press, Taylor & Francis Group, 2015. — 277 p.
  4. Расчетная оценка прочности тонкопленочных полимер-керамических датчиков давления / С.В. Шилько [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 212–214.
  5. Шилько, С.В. Расчет чувствительности пьезоэлектрического датчика давления на основе импрегнированного полимером анодного оксида алюминия / С.В. Шилько, Д.А. Черноус, Т.В. Рябченко // Вестн. Брянского гос. технич. ун-та. — 2019. — Т. 80, № 7. — С. 76–83.
  6. Можаровский, В.В. Прикладная механика слоистых тел из композитов: плоские контактные задачи / В.В. Можаровский, В.Е. Старжинский. — Минск: Наука и техника, 1988. — 271 с.
  7. Кристенсен, Р. Введение в механику композитов / Р. Кристенсен. — М.: Мир, 1982. — 334 с.
  8. Паньков, А.А. Пьезоактивные однонаправленно волокнистые полидисперсные композиты / А.А. Паньков // Механика композитных материалов. — 2012. — Т. 48, № 6. — С. 873–886.
  9. Ring Gyroscope Sensitive Element Based on Nanoporous Alumina / G. Gorokh [et al.] // Aircraft Engineering and Aerospace Technology. — 2018. — Vol. 90, Iss. 1. — Pp. 43–50. — DOI:
    https://doi.org/10.1108/AEAT-01-2015-0026.
  10. Шляхин, Д.А. Динамическая осесимметричная задача прямого пьезоэффекта для круглой биморфной пластины / Д.А. Шляхин // Вестн. Пермского национ. исследоват. политех. ун-та. Механика. — 2017. — № 1. — С. 164–180.
  11. Aleksandrov, V.M. Asymptotic Solution of the Contact Problem for a Thin Elastic Layer / V.M. Aleksandrov // J. Appl. Math. Mech. — 1969. — Vol. 33. — Pp. 49–63.
  12. Jaffar, M.J. Asymptotic Behaviour of Thin Elastic Layer Bonded and Unbonded to a Rigid Foundation / M.J. Jaffar // Int. J. Mech. Sci. — 1989. — Vol. 31. — Pp. 229–235.
  13. Старовойтов, Э.И. Основы теории упругости, пластичности и вязкоупругости / Э.И. Старовойтов. — Гомель: БелГУТ, 2001. — 344 с.
  14. Савельев, И.В. Основы теоретической физики: в 2 т. Т. 1. Механика и электродинамика / И.В. Савельев. — 2-е изд., испр. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. — 496 с.
  15. Справочник по электротехническим материалам: в 3 т. Т. 1 / под ред. Ю.В. Корицкого, В.В. Пасынкова, Б.М. Тареева. — 3-е изд., перераб. — М.: Энергоатомиздат, 1986. — 367 с.

Название статьи МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗУБОФРЕЗЕРОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН ЧЕРВЯЧНЫМИ ФРЕЗАМИ
Авторы

М.М. КАНЕ, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Технология машиностроения», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.К. ШЕЛЕГ, д-р техн. наук, проф., чл.-корр. НАН Беларуси, заведующий кафедрой «Технология машиностроения», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.А. КРАВЧУК, старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2020 номер журнала 4 Страницы

19–27

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 621.833 Индекс ББК  
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2020-4-53-19-27
Аннотация В работе рассмотрены вопросы влияния режимов зубофрезерования цилиндрических шестерен червячными фрезами на параметры качества поверхности обработанных зубьев, выбора режимов зубофрезерования, актуальность выполненного исследования, возможность использования его результатов для проектирования технологических процессов изготовления цилиндрических шестерен, управления качеством поверхностей зубьев как при зубонарезании, так и в готовых шестернях, приведены методика, условия и основные результаты экспериментального исследования влияния режимов зубофрезерования червячной фрезой (подачи S, мм/мин; скорости резания V, м/мин) цилиндрических шестерен на параметр шероховатости Ra, мкм; микротвердость Hμ, МПа; остаточные напряжения 1-го и 2-го родов σ1 и σ2, МПа; поверхностей зубьев. Показано, в частности, что зависимость Ra от V и S с достаточной точностью (средняя относительная ошибка уравнения связи εср составляет 5,2–26,5 %) может быть описана полиномом 1-й степени, а зависимости Hμ, σ1 и σ2 от V и S с достаточной точностью (εср = 4,7–12,8 %) могут быть описаны полиномом 2-й степени. Установлено, что подача S оказывает в 2,5–14 раз большее влияние на изменение Ra, Hμ, σ1 и σ2, чем скорость резания V при зубофрезеровании цилиндрических шестерен. Предложена и описана методика оптимизации режимов резания S и V с учетом их влияния на основные параметры процесса зубофрезерования цилиндрических шестерен червячными фрезами.
Ключевые слова качество поверхности зубьев цилиндрических шестерен, зубофрезерование червячной фрезой, шероховатость поверхности, микротвердость поверхности, остаточные напряжения 1-го и 2-го родов в поверхностях зубьев шестерен, оптимизация режимов резания
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Медведицков, С.Н. Высокопроизводительное зубонарезание фрезами / С.Н. Медведицков. — М.: Машиностроение, 1981. — 104 c.
  2. Производство зубчатых колес: справ. / С.Н. Калашников [и др.]; под общ. ред. Б.А. Тайца. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1990. — 464 с.
  3. Тарапанов, А.С. Управление процессом зубодолбления / А.С. Тарапанов, Г.А. Харламов. — М.: Машиностроение, 1999. — 238 с.
  4. Агапов, С.И. Научное обоснование и реализация ультразвуковых технологий при производстве прецизионных мелкомодульных колес: дис. … д-ра техн. наук: 05.02.07 / С.И. Агапов. — Волгоград, 2015. — 346 с.
  5. Справочник технолога-машиностроителя: в 2 т. — Т. 1 / под ред. А.М. Дальского [и др.]. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 2003. — 912 с.
  6. Рыжов, Э.В. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин / Э.В. Рыжов, А.Г. Суслов, В.П. Федоров. — М.: Машиностроение, 1979. — 325 с.
  7. Кане, М.М. Изменение параметров качества поверхности зубьев цилиндрических зубчатых колес на различных операциях их изготовления / М.М. Кане, А.И. Медведев // Вестн. машиностроения. — 1997. — № 7. — С. 3–7.
  8. Общемашиностроительные нормативы режимов резания, норм износа и расходов зуборезного инструмента при обработке конструкционных сталей и чугунов. — М.: ВНИИ техн. эконом. исследован. по машиностроению и робототехнике, 1986. — 223 с.
  9. Режимы резания металлов: справ. / Ю.В. Барановский [и др.]; под ред. А.Д. Корчемкина. — М.: НИИТавтопром, 1995. — 456 с.
  10. Фингер, М.Л. Цилиндрические зубчатые колеса. Теория и практика изготовления / М.Л. Фингер. — М.: Науч. кн., 2005. — 368 с.
  11. Кане, М.М. Основы исследований, изобретательства и инновационной деятельности в машиностроении: учеб. / М.М. Кане. — Минск: Выш. шк., 2018. — 366 с.

Еще статьи...

  1. 4_2020_s_2
  2. 4_2020_s_1
  3. 4_2020_s