Название статьи НОВЫЕ СТАЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АЗОТИРУЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ПОВЫШЕННОГО РЕСУРСА
Авторы

П.А. ВИТЯЗЬ, акад. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., руководитель аппарата НАН Беларуси, Президиум НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.В. СОТНИКОВ, младший научный сотрудник лаборатории проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Г. СИДОРЕНКО, канд. техн. наук, заведующий лабораторией проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.И. МОИСЕЕНКО, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.А. ШИШКО, заместитель главного конструктора, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2021
Номер журнала 3(56)
Страницы 42–51
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.833, 621.785.53
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-42-51
Аннотация Проведен анализ применяемых сталей для азотированных деталей. На основе новой методологии повышения прочности конструкционных сталей и деталей предложены и рассмотрены новые научные подходы и практические решения по созданию зубчатых колес, упрочняемых азотированием как при использовании алюминийсодержащих сталей, так и нового материала, не содержащего алюминий, — стали 40ХМФА. Для повышения работоспособности и технологичности производства деталей из широко используемой в машиностроении алюминийсодержащей стали 38Х2МЮА разработана принципиально новая технология предварительной термической обработки заготовок деталей — неполная закалка, обеспечивающая как повышение обрабатываемости и точности крупногабаритных зубчатых колес, так и увеличение их прочности из-за устранения шелушения азотированного слоя. Приведены результаты исследований по стали 40ХМФА, которая не содержит алюминий, обладает повышенными характеристиками жаростойкости, прокаливаемости, обрабатываемости, а также упрочненного слоя деталей. Азотированный слой шестерен толщиной 0,5–0,7 мм не содержит хрупких составляющих, что при твердости сердцевины 300–320 НВ исключает его шелушение и последующее разрушение деталей. Применение стали 40ХМФА позволяет не только решать проблемы надежности и ресурса крупногабаритных азотированных зубчатых колес, но и является перспективным для всего ряда зубчатых колес с внутренним зацеплением, а также деталей подвижных шлицевых зацеплений и мелкомодульных шестерен с целью замены цементации азотированием.
Ключевые слова азотирование, микротвердость, азотированный слой, механические характеристики
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Кейз, С.Л. Алюминий в чугуне и стали / С.Л. Кейз, К.Р. Ван Горн. — М.: Металлургиздат, 1959. — С. 457.
  2. Лахтин, Ю.М. Азотирование стали / Ю.М. Лахтин, Я.Д. Коган. — М.: Машиностроение, 1976. — С. 1–57.
  3. Термическая обработка в машиностроении / под ред. Ю.М. Лахтина, А.Г. Рахштадта. — М.: Машиностроение, 1980. — С. 322–344.
  4. Харитончик, Д.И. Крупногабаритные зубчатые колеса с внутренним зацеплением из алюминийсодержащих сталей / Д.И. Харитончик, В.И. Моисеенко. — Минск: Беларус. навука, 2012. — 125 с.
  5. Моисеенко, В.И. Основы структурной равнопрочности стали и элементов крупногабаритных деталей машин / В.И. Моисеенко, П.Л. Мариев. — Минск: Ин-т кибернетики НАН
    Беларуси, 1999. — 200 с.
  6. Азотируемая сталь для зубчатых колес: пат. RU 2553764 / В.И. Моисеенко, А.Л. Сапунов, Н.Д. Шкатуло. — Опубл. 20.06.2015.
  7. Харитончик, Д.И. Конструкционная прочность алюминий-содержащих сталей в крупногабаритных азотированных зубчатых колесах с внутренним зацеплением / Д.И. Харитончик // Механика машин, механизмов и материалов. — 2012. — № 1(18). — С. 71–75.
  8. Конструкционная прочность и технологичность безалюминиевых сталей крупногабаритных азотированных зубчатых колес / В.В. Куриленко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2013. — № 1. — С. 60–66.
  9. Опыт и перспективы использования конструкционных сталей для азотированных зубчатых колес / П.А. Витязь [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. — 2021. — Т. 66, № 1. — С. 58–65.
  10. Способ изготовления зубчатых колес: пат. BY 9749 / В.И. Моисеенко, П.И. Папковский, Н.Д. Шкатуло, С.А. Шишко, Д.И. Харитончик, П.Л. Мариев. — Опубл. 30.10.2007.

Название статьи МЕТОДИКА ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОШПИНДЕЛЯ С АЭРОСТАТИЧЕСКИМИ ОПОРАМИ ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПЛАСТИН НА КРИСТАЛЛЫ. ЧАСТИ 2–3
Авторы

А.Е. КОВЕНСКИЙ, начальник НТЦ-27, ОАО «Планар», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.Л. БАСИНЮК, д-р техн. наук, проф., начальник НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование» — заведующий лабораторией приводных систем и технологического оборудования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Р.Е. ВОЛКОТРУБ, научный сотрудник лаборатории приводных систем и технологического оборудования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2021
Номер журнала 3(56)
Страницы 25–41
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.81
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-25-41
Аннотация Приведены результаты исследований процессов возникновения колебаний вала прецизионного горизонтального высокоскоростного электрошпинделя с аэростатическими радиальными и осевыми опорами, используемого на ОАО «Планар» в оборудовании для разделения полупроводниковых пластин на кристаллы. Исследования проводились с использованием разработанных математических моделей, учитывающих конструктивные особенности этих электрошпинделей, включая консольное расположение режущего инструмента, дисбаланс алмазного диска с оправкой и отношение масс основных компонентов электрошпинделя, а также результаты их натурных испытаний. На основе анализа полученных данных показаны закономерности, связывающие амплитудные значения колебаний вала электрошпинделя с дисбалансом алмазного диска с оправкой и частотой вращения электрошпинделя, позволившие предложить инженерные зависимости для выбора допустимых величин дисбаланса и рациональной, с позиций условий резания и допустимых колебаний вала, частоты вращения электрошпинделя. Разработаны рекомендации по созданию системы мониторинга и активного управления параметрами функционирования электрошпинделя в процессе разделения полупроводниковых пластин на кристаллы, позволяющие использовать резонансный режим радиальных колебаний для улучшения условий резания, исключив непосредственный контакт рабочих поверхностей аэростатических опор, их схватывание и потерю работоспособности электрошпинделя. Приведена методика выбора параметров функционирования высокоскоростного прецизионного горизонтального электрошпинделя с аэростатическими радиальными и осевыми опорами и консольным креплением алмазного режущего диска. В ее основу положен анализ результатов моделирования вынужденных колебаний вала и данные о его колебаниях в процессе функционирования электрошпинделя с различными частотами вращения и дисбалансами. Полученные результаты могут быть использованы при мониторинге колебаний вала в процессе работы электрошпинделя, при этом высокая эффективность функционирования которого достигается адаптивным управлением частотами вращения с учетом амплитуд этих колебаний.
Ключевые слова аэростатические опоры, микроэлектроника, вынужденные колебания, резание, электрошпиндель, адаптивное управление, вибрация, мониторинг
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Зверев, А.И. Многокритериальное проектирование шпиндельных узлов на опорах качения: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 05.03.01 / А.И. Зверев. — М.: СТАНКИН, 1997. — 45 с.
  2. Дадаев, С.Г. Разработка теоретических основ и методов расчета динамических характеристик профилированных спиральными канавками газодинамических опор: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 01.02.05, 01.02.06 / С.Г. Дадаев. — Челябинск, 2002. — 359 с.
  3. Звонарев, П.Н. Разработка метода расчета радиальных упруго газодинамических подшипников с предварительно напряженными лепестками для малых турбомашин низкотемпературных установок: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.04.03 / П.Н. Звонарев. — М., 2005. — 201 с.
  4. Kosmynin, A.V. Using magnetic force in the gas-static bearings of high-speed spindles / A.V Kosmynin, V.S. Shchetinin, I.A. Ivanova // Russian Engineering Research. — 2009. — Vol. 29, no. 5. — Pp. 456–458.
  5. Щетинин, В.С. Научное обоснование создания и разработка высокоскоростных шпиндельных узлов на газомагнитных опорах металлорежущих станков: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 05.02.07 [Электронный ресурс] / В.С. Щетинин; Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т. — Комсомольск-на-Амуре, 2011. — 35 с. — Режим доступа: https:// www.dissercat.com/content/nauchnoe-obosnovanie-sozdaniyai- razrabotka-vysokoskorostnykh-shpindelnykh-uzlov-nagazomagn. — Дата доступа: 02.06.2020.
  6. Иванова, H.A. Метод расчета газомагнитного подшипника высокоскоростного шпиндельного узла / H.A. Иванова, B.C. Щетинин, С.С. Блинков // Омский научный вестник. — 2011. — № 1. — С. 63–65.
  7. Yamada, H. Development of Magnetic aerostatic hybrid spindle / H. Yamada, N. Suzuki // NTN, Technical review. — 2001. — No. 69. — Pp. 21–26.
  8. Совершенствование эксплуатационных характеристик высокоскоростных шпиндельных узлов на бесконтактных опорах / А.С. Хвостиков [и др.] // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 9. — С. 183.
  9. Космынин, А.В. Совершенствование характеристик газовых опор высокоскоростных шпиндельных узлов металлообрабатывающего оборудования: дис. … д-ра техн. наук: 05.03.01 [Электронный ресурс] / А.В. Комынин; Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т. — Комсомольск-на-Амуре, 2004. — 40 с. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/ content/sovershenstvovanie-kharakteristik-gazovykh-oporvysokoskorostnykh- shpindelnykh-uzlov-metallo/read. — Дата доступа: 02.06.2020.
  10. Иванова, Н.А. Совершенствование характеристик опор высокоскоростных шпиндельных узлов металлорежущих станков: автореф. дис. … канд. техн наук: 05.02.07 [Электронный ресурс] / Н.А. Иванова; Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т. — Комсомольск-на-Амуре, 2011. — 23 с. — Режим доступа: tekhnosfera.com/sovershenstvovanie-harakteristikbeskontaktnyh- opor-vysokoskorostnyh-shpindelnyh-uzlovmetallorezhuschih- stankov. — Дата доступа: 02.04.2021.
  11. Брешев, В.Е. Приводы машин на регулируемых конических аэростатических опорах / В.Е. Брешев, А.В. Брешев. — Луганск: Луганский гос. ун-т им. В. Даля, 2016. — 200 с.
  12. Курзаков, А.С. Разработка радиальных аэростатических опор с плавающими регуляторами: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.02.02 [Электронный ресурс] / А.С. Курзаков. — Красноярск: Краснояр. гос. техн. ун-т, 2002. — 211 с. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/ content/razrabotka-radialnykh-aerostaticheskikh-opor-splavayushchimi- regulyatorami. — Дата доступа: 02.04.2021.
  13. Nosko, P. The concept of creating non-contact drive for working bodies in machines of various purpose / P. Nosko, V. Breshev, P. Fil // Polish Academy of sciences in Lublin TEKA Commission of motorization in agriculture. — Vol. VIIIA. — Lublin, 2008. — Рp. 126–133.
  14. Клименков, Ю.С. Газостатические опоры с системой стабилизации положения вала и расширенным диапазоном нагрузок: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.02.02 [Электронный ресурс] / Ю.С. Клименков. — Владимир: Владимир. гос. ун-т, 2009. — 176 с. — Режим доступа: http://www. dslib.net/mashyno-vedenie/gazostaticheskie-opory-s-sistemojstabilizacii- polozhenija-vala-i-rasshirennym.html. — Дата доступа: 02.04.2021.
  15. Kosmynin, A.V. Carrying capacity of gas-magnetic bearings for high-speed spindles / A.V. Kosmynin, V.S. Shchetinin // Russian Engineering Research. — 2010. — Vol. 30, no. 12. — Pр. 1252–1253.
  16. Kosmynin, A.V. Influence of the Magnetic Force in Gas-Magnetic Bearings on the Operation of High-Speed Spindles in Metalworking Equipment / A.V. Kosmynin, V.S. Shchetinin // Russian Engineering Research. — 2010. — Vol. 30, no. 5. — Pp. 451–452.
  17. Шаломов, В.И. О влиянии некоторых параметров газовых опор на выходные характеристики шпиндельных узлов шлифовальных станков / В.И. Шаломов // Сборка в машиностроении, приборостроении. — 2012. — № 3. — С. 32–36.
  18. Хвостиков, A.C. Применение вейвлет-анализа для диагностики методом акустической эмиссии при сильном зашумлении сигнала / A.C. Хвостиков, B.C. Щетинин // Научное обозрение. — 2007. — № 6. — С. 63–65.
  19. Грибиниченко, М.В. Обобщенная математическая модель осевых подшипников с газовой смазкой элементов судовых энергетических установок / М.В. Грибиниченко, А.В. Куренский, Ю.Я. Фершалов // Морские интеллектуальные технологии. — 2011. — Спецвыпуск. — № 1. — С. 21–23.
  20. Гуськов, А.М. Сегментная модель для расчета сферических аэростатических опор [Электронный ресурс] / А.М. Гуськов, Р.А. Пошехонов // Наука и образование. — № 12, декабрь 2011. — Режим доступа: http://www.technomag.edu. ru/doc/286475.html. — Дата доступа: 17.03.2021.
  21. Ковенский, А.Е. Мониторинг и управление параметрами колебаний высокоскоростного электрошпинделя на аэростатических подшипниковых опорах / А.Е. Ковенский, В.Л. Басинюк, А.А. Глазунова // Актуальные вопросы машиноведения: сб. научн. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2019. — Вып. 8. — С. 154–158.
  22. Ударная диагностика аэростатического шпиндельного узла со сферическими опорами [Электронный ресурс] / Р.А. Пошехонов [и др.] // Наука и образование. — М: ФГБОУ ВПО
    «МГТУ им. Н.Э. Баумана», эл. № ФС 77-48211. — № 07, июль 2014. — Режим доступа: http://engineering-science.ru/ doc/717582.html. — Дата доступа: 17.03.2021.
  23. Лекции по физике: полный курс лекций по физике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://physics-lectures. ru/mexanicheski-kolebaniya-i-volny/7-8-vynuzhdennyekolebaniya. — Дата доступа: 15.04.2021.
  24. Бесчастных, В.Н. Разработка метода расчета и экспериментальное определение характеристик радиальных сегментных газовых подшипников для тяжелых роторов ГТУ: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.07.05 / В.Н. Бесчастных. — М., 2011. — 144 с.
  25. Коднянко, В.А. Технология и компьютерная среда автоматизации моделирования, расчета и исследования газостатических опор: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 05.13.18. / В.А. Коднянко. — Красноярск, 2005. — 339 с.

Название статьи ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ В СИЛОВЫХ УСТАНОВКАХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. ШПОРТЬКО, магистр физ.-мат. наук, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2021
Номер журнала 3(56)
Страницы 5–12
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33; 621.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-5-12
Аннотация При всех своих преимуществах электрические транспортные средства обладают существенным недостатком — относительно небольшим по сравнению с автомобилями, использующими углеводородное топливо, запасом хода на одной зарядке тяговой батареи. Решение проблемы состоит в выборе рациональной структурной схемы электромеханической силовой установки для получения высокой ее энергоэффективности независимо от условий эксплуатации. Значительное число выпускаемых сегодня электромобилей либо не содержат коробок передач, либо содержат односкоростные редукторы. Применение многоскоростной коробки передач решает задачу адаптации рабочих процессов тягового электродвигателя к нагрузочным условиям, максимально приближая его КПД к диапазону высокоэффективных значений. В работе выполнена расчетная оценка затрат энергии развозного грузового электромобиля МАЗ-4381ЕЕ для различных вариантов исполнения механической части силовой установки: без редуктора, с использованием редуктора и двух видов двухскоростных коробок передач (вальной и вально-планетарной). Оценка произведена на основе рассмотрения европейского испытательного ездового цикла NEDC с учетом использования карт КПД тягового асинхронного электродвигателя. Результаты расчета показали, что применение двухскоростных коробок передач позволяет уменьшить более чем в 1,8 раза общее потребление энергии по сравнению с силовой установкой с высокомоментным двигателем и без редуктора.
Ключевые слова грузовой электромобиль, запас хода, энергоэффективность, силовая установка, аккумуляторная батарея, тяговый электродвигатель, карта КПД, коробка передач, передаточное число
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Харитонов, С.А. Перспективы использования коробок передач в электрических транспортных средствах / С.А. Харитонов, Э.И. Абасов // Тр. НАМИ. — 2017. — № 2(269). — С. 101–106.
  2. Energy consumption and lifecycle cost analysis of electric city buses with multispeed gearboxes / A. Ritari [et al.] // Energies. — 2020. — Vol. 13, no. 8. DOI: https://doi.org/10.3390/ en13082117.
  3. Обоснование параметров силовой установки развозного грузового электромобиля на базе автомобиля МАЗ / С.Н. Поддубко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 230–236.
  4. Расчетная оценка запаса хода электромобиля на одной зарядке аккумуляторной батареи / С.Н. Поддубко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2019. — Вып. 8. — С. 209–215.
  5. Применение коробок передач в силовых приводах электротранспорта / С.Н. Поддубко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 3(52). — С. 5–11.
  6. Вахламов, В.К. Автомобили: эксплуатационные свойства: учеб. для вузов / В.К. Вахламов. — 2-е изд. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
  7. Медингер, Ч. Что следует учитывать при выборе асинхронного электродвигателя [Электронный ресурс] / Ч. Медингер // Control Engineering Россия. — 2018. — № 4(76). — С. 60–61. — Режим доступа: https://controleng.ru/wp-content/ uploads/7660.pdf. — Дата доступа: 24.06.2020.
  8. Hajduga, A. The use of multi-speed mechanical transmission in electric drives / A. Hajduga, A. Kieracińska // The Archives of Automotive Engineering – Archiwum Motoryzacji. — 2017. — Vol. 75, no. 1. — Pp. 39–67. DOI: https://doi.org/10.14669/ AM.VOL75.ART3.
  9. Ren, Q. Effect of transmission design on Electric Vehicle (EV) performance / Q. Ren, D.A. Crolla, A. Morris // 2009 IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference. — 2009. — Pp. 1260–1265. DOI: https://doi.org/10.1109/VPPC.2009.5289707.
  10. On the comparison of 2- and 4-wheel-drive electric vehicle layouts with central motors and single- and 2-speed transmission systems / De Pinto S. [et al.] // Energies. — 2020. — Vol. 13, no. 13. DOI: https://doi.org/10.3390/en13133328.
  11. ZF presents two-speed drive for electric cars [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.electrive. com/2019/07/17/zf-presents-two-speed-transmission-forelectric- cars/. — Date of access: 04.05.2021.
  12. Ruan, J. Comparison of power consumption efficiency of CVT and multi-speed transmissions for electric vehicle / J. Ruan, P. Walker, N. Zhang // International Journal of Automotive Engineering. — 2018. — Vol. 9, no. 4. — Pp. 268–275. DOI: https://doi.org/10.20485/jsaeijae.9.4_268.
  13. Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Ч. 1. Электромобили: ГОСТ Р ЕН 1986-1-2011 (EN 1986-1:1997, ІDT). — Введ. 01.03.12. — М.: Стандартинформ, 2012. — 23 с.
  14. Автомобили грузовые. Общие технические требования: ГОСТ Р 52280-2004. — Введ. 01.07.05. — М.: Изд-во стандартов, 2005. — 12 с.

Название статьи АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ. КОМПЛЕКС АЛГОРИТМОВ ТЕХНОЛОГИИ «CLUTCH-TO-CLUTCH SHIFTS»: АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ, ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ. ЧАСТЬ 2
Авторы

Л.Г. КРАСНЕВСКИЙ, член-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории бортовых мехатронных систем мобильных машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2021
Номер журнала 3(56)
Страницы 13–24
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.038
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-3-56-13-24
Аннотация Статья продолжает серию публикаций автора, в которых рассматриваются основные положения технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» (СТС) — технологии автоматического управления переключением ступеней автоматических трансмиссий (АТ), применяемой в мировом массовом производстве автомобилей, гибридных и батарейных электромобилей. Она обеспечивает высокое качество переключений, доведенное до уровня бесступенчатых передач. Развитие силовых установок в последние годы привело к быстрому увеличению числа ступеней АТ, которое сопровождается усложнением кинематических схем, конструкций, алгоритмов управления и в целом повышением роли мехатронных систем управления (МСУ) в обеспечении их высокого технического уровня. Эффективность технологии СТС зависит от совершенства используемых алгоритмов. Но их состав не оговорен, что при большом объеме информации затрудняет ориентацию в этом множестве для потенциальных пользователей. В данной работе предлагается (впервые в русскоязычном изложении) обобщенная структура комплекса типовых алгоритмов, необходимых для реализации данной технологии в МСУ АТ, которая разработана на основе их отбора из предварительно сформированной базы патентов и публикаций по теории и технике управления АТ, последующей классификации и группировки по признакам функционального назначения. По каждой позиции структуры даны примеры патентов с совпадающими названиями. Приведены детальные описания некоторых актуальных типовых алгоритмов СТС в МСУ АТ из патентов компании General Motors.
Ключевые слова автоматическая трансмиссия, гидромеханическая передача, мехатронная система управления, мобильная техника, технология «Clutch-to-Clutch Shifts», алгоритмы управления технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Self-diagnosing pressure regulator apparatus: pat. US 6382248 / Ch.F. Long, M.L. Duhaime, M.R. Dadel. — Publ. date: 07.05.2002.
  2. Closed loop clutch control of an automatic shift transmission: pat. US 5046176 / W.C. Lin. — Publ. date: 03.09.1991.
  3. Model-based control of an automatic transmission power-on downshift: pat. US 6415213 / G.A. Hubbard, J.K. Runde, A.H. Heap. — Publ. date: 02.07.2002.
  4. System and method of executing double transition shift in transmission with transitioning clutch having opposite clutch slip and torque carrying directions: pat. US 8983745 / V.A. Neelakantan, N.E. Wilke. — Publ. date: 17.03.2015.
  5. Method of clutch-to-clutch closed throttle downshift in an automatic transmission: pat. US 5046174 / C.A. Lentz, J.A. Hibner. — Publ. date: 03.09.1991.
  6. Modelling and prediction of remaining useful lifetime for maintenance scheduling optimization of a car fleet [Electronic resource] // CIMPLO: cross-industry predictive maintenance optimization platform. — Mode of access: https:// cimplo.nl/ 2019/12/11/modelling-and-prediction-of-remaining- useful-lifetime-for-maintenance-scheduling-optimization- of-a-car-fleet/. — Date of access: 20.03.2021.
  7. Apparatus and method for predicting the health of a power transmission: pat. US 8463482 / M.A. Rains, B.R. Caldwell. — Publ. date: 11.06.2013.
  8. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии. Технология «Clutch-to-Clutch Shifts»: практика применения / Л.Г. Красневский // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2018. — Вып. 7. — С. 48–59.
  9. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии: «болевые точки» алгоритмов управления технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» / Л.Г. Красневский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2019. — № 4(49). — С. 20–31.

МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Поддубко С.Н., Ишин Н.Н., Гоман А.М., Скороходов А.С., Шпортько В.В.
Энергоэффективность применения коробок передач в силовых установках электромобилей
5
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Красневский Л.Г.
Автоматические трансмиссии. Комплекс алгоритмов технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»: анализ архитектуры, обобщенная структура, развитие. Часть 2
13
ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Ковенский А.Е., Басинюк В.Л., Волкотруб Р.Е.
Методика выбора параметров функционирования электрошпинделя с аэростатическими опорами при разделении полупроводниковых пластин на кристаллы. Части 2–3
25
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Витязь П.А., Сотников М.В., Сидоренко А.Г., Моисеенко В.И., Шишко С.А.
Новые стали и технологии для азотируемых деталей машин повышенного ресурса
42
Руденко С.П., Сандомирский С.Г.
Детерминированная аналитическая модель сопротивления глубинной контактной усталости напряженного материала
52
Антонюк В.Е., Никифорович С.О., Рудый В.В.
Обоснование целесообразности повторного нагревав автоматизированной линии для изготовления кольцевых заготовок
61
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Zhornik V.I., Zapolsky A.V., Ivakhnik A.V., Parnitsky A.M.Development of the component composition of the biodegradable liquid lubricant for saw chains = Жорник В.И., Запольский А.В., Ивахник А.В., Парницкий А.М. Отработка компонентного состава биоразлагаемого жидкого смазочного материала для пильных цепей
70
МЕХАНИКА ДЕФОРМИРУЕМОГО ТВЕРДОГО ТЕЛА
Журавков М.А., Николайчик М.А., Маевский П.С.
Контактная задача взаимодействия направляющего ролика с шахтным проводником
83
Степаненко Д.А., Бунчук К.А.
Математическое моделирование колебаний неоднородных кольцевых ультразвуковых волноводов
90
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Витязь Петр Александрович (к 85-летию со дня рождения)
97
Свиридёнок Анатолий Иванович (к 85-летию со дня рождения)
100
Сандомирский Сергей Григорьевич (к 65-летию со дня рождения)
102