Название статьи |
СОПРОТИВЛЕНИЕ КОНТАКТНОЙ УСТАЛОСТИ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ИЗ ХРОМОНИКЕЛЕВЫХ СТАЛЕЙ |
Авторы |
С.П. РУДЕНКО, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">sprud.47@mail.ru
А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">valcoalex5@gmail.com
С.А. ШИШКО, заместитель генерального конструктора, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларус, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">kbst@belaz.minsk.by
П.Г. КАРПОВИЧ, начальник конструкторского бюро, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларус, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">ogk@belaz.minsk.by
|
В рубрике |
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год |
2019 |
номер журнала |
1 |
Страницы |
58–63
|
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
621.833 |
Индекс ББК |
|
Аннотация |
Приведены результаты комплексных исследований крупномодульных зубчатых колес, изготовленных из цементуемой хромоникелевой стали 20Х2Н4А. Показано, что при стабильной работе термического оборудования, оснащенного компьютеризированными системами автоматического регулирования параметров техпроцесса химико-термической обработки, в крупномодульных зубчатых колесах из стали 20Х2Н4А формируется диффузионный слой с поверхностной твердостью 60–61 HRC и эффективной толщиной (0,08–0,1)m до микротвердости 750 HV0,2. Установлено, что повышенная кинематическая погрешность после химико-термической обработки зубчатых колес из стали 20Х2Н4А приводит к неравномерному съему припуска при финишном шлифовании зубьев, что является причиной снижения сопротивления контактной усталости в локальных зонах диффузионных слоев зубьев. |
Ключевые слова |
крупномодульные зубчатые колеса, хромоникелевая сталь, химико-термическая обработка, кинематическая погрешность, сопротивление контактной усталости |
|
|
Список цитируемой литературы |
- Сусин, А.А. Химико-термическое упрочнение высоконапряженных деталей / А.А. Сусин. — Минск: Белорус. наука, 1999. — 175 с.
- Тескер, Е.И. Современные методы расчета и повышения несущей способности поверхностно-упрочненных зубчатых передач трансмиссий и приводов / Е.И. Тескер. — М.: Машиностроение, 2011. — 434 с.
- Руденко, С.П. Контактная усталость зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин / С.П. Руденко, А.Л. Валько. — Минск: Беларус. навука, 2014. — 126 с.
- Руденко, С.П. Структура цементованных слоев зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин / С.П. Руденко, А.Л. Валько, Е.И. Мосунов // Металловедение и термическая обработка металлов. — 2012. — № 4. — С. 38–42.
- Руденко, С.П. Сопротивление контактной усталости цементованных зубчатых колес из хромоникелевых сталей / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Металловедение и термическая обработка металлов. — 2017. — № 1. — С. 58–62.
- Проектирование высокоэффективных технологических процессов химико-термической обработки зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин / С.П. Руденко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2011. — № 2. — С. 67–70.
- Руденко, С.П. Определение параметров химико-термической обработки высоконапряженных зубчатых колес на основе расчетных моделей / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Упрочняющие технологии и покрытия. — 2018. — № 8. — С. 353–358.
- Повышение эксплуатационных характеристик зубчатых колес карьерных самосвалов посредством оптимизации режимов химико-термической обработки / С.П. Руденко [и др.] // Литье и металлургия. — 2013. — № 2. — С. 110–114.
- Сагарадзе, В.С. Повышение надежности цементуемых деталей // В.С. Сагарадзе. — М.: Машиностроение, 1975. — 216 с.
- Повышение ресурса крупногабаритных зубчатых колес с использованием новых сталей / А.С. Шишко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2017. — Вып. 6. — С. 219–225.
- Металлографический реактив для выявления микроструктуры цементованной конструкционной стали: пат. BY 15273: МПК С 23 F 1/28 / А.Л. Валько, С.П. Руденко, Е.И. Мосунов; А.И. Михлюк. — Опубл. 30.12.2011.
- Руденко, С.П. Особенности расчета зубчатых колес трансмиссий на глубинную контактную выносливость / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Вестн. машиностроения. — 2015. — № 11. — С. 5–11.
- Руденко, С.П. Особенности применения экономнолегированных сталей для крупномодульных зубчатых колес / С.П. Руденко, А.Л. Валько // Сталь. — 2018. — № 8. — С. 54–58.
|