| Название статьи | ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ | 
| Авторы | В.Е. АНТОНЮК, д-р техн. наук, доц., главный научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | 
| В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ | 
| Год | 2022 | 
| Номер журнала | 2(59) | 
| Страницы | 39–46 | 
| Тип статьи | Научная статья | 
| Индекс УДК | 621.825.54: 629.838 | 
| Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2022-2-59-39-46 | 
| Аннотация | Описаны особенности изменения геометрических параметров фрикционных дисков в процессе эксплуатации, в частности, основной вид коробления дисков в форме «тарельчатости». Рассмотрены причины возникновения «тарельчатости». Предложено оценивать склонность к образованию коробления в виде «тарельчатости» по относительной ширине рабочей поверхности фрикционных дисков, то есть как отношение d/D внутреннего диаметра d к наружному диаметру D, а также по отношению h/rср ширины h полотна диска к среднему радиусу rср. По результатам расчета склонности диска к повышению температуры и к деформированию определена оптимальная относительная ширина рабочей поверхности фрикционных дисков, как отношение d/D = 0,675. Предложено диски с d/D ˃ 0,675 классифицировать как «узкие», а с d/D ˂ 0,675 — как «широкие». Сформулированы особенности эксплуатации «узких» и «широких» дисков и даны рекомендации по их использованию в разных фрикционных узлах. Приведены значения допустимого отклонения от плоскостности рабочих поверхностей дисков и определены технологические возможности достижения требуемой точности по отклонениям от плоскостности с применением динамической стабилизации. Представлена информация о результатах применения динамической стабилизации при изготовлении фрикционных дисков и дисков сцепления. Для реализации динамической стабилизации всех типов дисков предложены две схемы нагружения — с вращением диска между роликами, расположенными в шахматном порядке, и без вращения диска на основе косонагруженного изгиба. Обоснована перспективность технологии динамической стабилизации при изготовлении дисков для колесных и гусеничных машин гражданского и специального назначения. | 
| Ключевые слова | фрикционное устройство, диск, фрикционный диск, диск сцепления, относительная ширина, коробление, тарельчатость, отклонение от плоскостности | 
|  | Полный текст статьи Вам доступен | 
| Список цитируемой литературы | 
 |