Умный поиск 



Название статьи ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕСУРСА ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ САМОСВАЛА БЕЛАЗ НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Авторы

А.С. ЛИСИЧИК, начальник бюро механических трансмиссий, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.А. ШИШКО, заместитель главного конструктора — начальник отдела механических трансмиссий, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Г. СИДОРЕНКО, канд. техн. наук, заведующий лабораторией проблем надежности и металлоемкости карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Н. МАКСИМЧЕНКО, канд. техн. наук, заместитель начальника организационно-аналитического отдела, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2023
Номер журнала 2(63)
Страницы 31–41
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.833
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2023-2-63-31-41
Аннотация Цель исследований — совершенствование метода расчета ресурса конических зубчатых передач с круговым зубом ведущего моста самосвала БЕЛАЗ с гидромеханической трансмиссией. Анализ отечественных и зарубежных расчетных методов показал, что при определении контактных напряжений в зацеплении не учитывается влияние модификации боковых поверхностей зубьев на величину внутренних динамических нагрузок, что приводит к существенному завышению расчетного ресурса передач при их проектировании. Решение проблемы — введение в традиционно применяемые в ОАО «БЕЛАЗ» расчетные методы уточняющих коэффициентов, величины которых определяются согласно рекомендациям фирмы Gleason (США) — поставщика ОАО «БЕЛАЗ» зубообрабатывающего оборудования. Сопоставление реальной величины ресурса зубчатых колес главной передачи, установленного по результатам карьерной эксплуатации самосвала БЕЛАЗ грузоподъемностью 90 т с гидромеханической трансмиссией (142 000 км пробега), с результатами расчетов ресурса по предложенному (134 000 км пробега) и традиционному (167 000 км пробега) методам показало, что относительная погрешность оценки величины ресурса конических зубчатых колес ведущего моста самосвала, рассчитанного по предложенному методу, составляет около 6 %, а по традиционному — 15,5 %.
Ключевые слова карьерный самосвал, ведущий мост, коническая зубчатая передача с круговым зубом, динамическая нагрузка, эксплуатационный ресурс
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы / П.Л. Мариев [и др.] — СПб.: Наука, 2004. — 428 с.
  2. Childs, Р. Mechanical Design Engineering Handbook / P. Childs. — 2nd ed. — Butterworth-Heinemann, 2018. — Pp. 475–511.
  3. Feng, Z. Effects of geometry design parameters on the static strength and dynamics for spiral bevel gear / Z. Feng, C. Song // International Journal of Rotating Machinery. — 2017. — DOI: https://doi.org/10.1155/2017/6842938.
  4. Лопато, Г.А. Конические и гипоидные передачи с круговыми зубьями: справ. пособие / Г.А. Лопато, Н.Ф. Кабатов, М.Г. Сегаль. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1977. — 423 с.
  5. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: учеб. для втузов / Н.Ф. Бочаров [и др.]; под общ. ред. Н.Ф. Бочарова, И.А. Цитовича. — М.: Машиностроение, 1983. — 303 с.
  6. Litvin, F.L. Design, manufacture, stress analysis, and experimental tests of low-noise high endurance spiral bevel gears / F.L. Litvin, A. Fuentes, K. Hayasaka // Mechanism and Machine Theory. — 2006. — Vol. 41, iss. 1. — Pp. 83–118. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.mechmachtheory.2005.03.001.
  7. Анализ конических передач с использованием пакета ANSYS / С.И. Каратушин [и др.] // Изв. высших учебных заведений. Машиностроение. — 2016. — № 5(674). — С. 52–58.
  8. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность: ГОСТ 21354-87. — Введ. 01.01.89. — М.: Изд-во стандартов, 1988. — 129 с.
  9. Calculation of load capacity of bevel gears – Part 1. Introduction and general influence factors: ISO 10300-1:2014(E). — Geneva: ISO, 2014. — 58 p.
  10. Calculation of gear rating for marine transmissions: DNV Classification Note. — 2012. — No. 41.2. — 61 p.
  11. Wilcox, L. Analyzing gear tooth stress as a function of tooth contact pattern shape and position / L. Wilcox // Gear Technology. — 1985. — Vol. 2, no. 1. — Pр. 9–15.
  12. Thomas, J. Design and manufacture of spiral bevel and hypoid gears of heavy-duty drive axles / J. Thomas // SAE transactions. — 1984. — DOI: https://doi.org/10.4271/841085.
  13. Effect of misalignment on tooth action of bevel and hypoid gears: Instructional materials by “The Gleason Works”, Rochester, New York. — 1986. — P. 8.
  14. Passenger car drive axle gear design: Instructional materials by “The Gleason Works”, Rochester, New York. — 1972. — P. 63.
  15. Bending stress in bevel gear teeth: Instructional materials by “The Gleason Works”, Rochester, New York. — 1987. — P. 31.
  16. Contact stress in bevel gear teeth: Instructional materials by “The Gleason Works”, Rochester, New York. — 1987. — P. 28.