Название статьи ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОЛЬЦЕРАСКАТНОГО КОМПЛЕКСА
Авторы

В.Е. АНТОНЮК, д-р техн. наук, главный научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. РУДЫЙ, канд. техн. наук, главный технолог, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 42–53
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.81
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-42-53
Аннотация Описаны физические основы и преимущества кольцераскатки. Обобщены материаловедческие и технологические процессы производства изделий с ее использованием. Проведен анализ оборудования автоматизированной кольцераскатной линии, показавший, что она является сложным и дорогим техническим решением. Причем организация работы линии с максимальной загрузкой и эффективностью в задачи поставщика не входит. Определены требования для максимальной загрузки линии и ее эффективной работы. Показано, что использование опыта создания автоматизированных производств железнодорожных колес при создании автоматизированного производства кольцевых заготовок невозможно из-за необходимости обеспечить производство колец разной конструктивной формы из разных марок сталей с разным температурным диапазоном пластического деформирования и с разными (от ста до нескольких тысяч) годовыми программами выпуска. Это требует использования разного соотношения радиальных и осевых усилий кольцераскатки, разного технологического оснащения, учета разной жесткости колец и их склонности к деформациям в процессе обработки, транспортировки и охлаждения, особой разработки средств механизации для переналадок. Заранее отработать все технологические варианты производства колец разных типоразмеров на автоматизированной линии невозможно. В связи с этим, для эффективной работы комплекса необходимо создать технологическое и программное обеспечение процессов изготовления каждого кольца, предусмотреть возможность корректировки технологических процессов непосредственно на автоматизированной линии с участием операторов. На этой основе осуществлена постановка задач технологического обеспечения работы автоматизированного кольцераскатного комплекса на ОАО «БЕЛАЗ».
Ключевые слова кольцевая заготовка, нагрев, прессование, раскатка, моделирование, пластическое деформирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Marczinski, H. Der Entwicklungsstand neuzeitlicher Ringwalzwerke / H. Marczinski // Stahl und Eisen. — 1974. — Vol. 94, No. 24. — Рр. 1207–1211.
  2. Werner, W. Freiformschmieden und Ringwalzen verbessern Bauteileigenschaften / W. Werner, S. Volkmar // Sonderdruck aus MM Maschinenmarkt. — 2000. — 5 р.
  3. Kluge, A. Glühende Ringe – Das Ringwalzen als wichtiges Verfahren der Massivumformung / A. Kluge, H. Faber // MM Industrie Magazin, Vogel Industrie Medien GmbH & К Sonderdruck aus Heft. — 2005. — Pp. 26–31.
  4. Кольцераскатка в производстве деталей машиностроения / Антонюк В.Е. [и др.]. — Минск: Беларус. навука, 2013. — 188 c.
  5. Введен в эксплуатацию кольцераскатный комплекс Muraro // Одиннадцать. — 2017. — № 5(3229), 7 авг. — С. 1–3.
  6. Сторожев, М.В. Теория обработки металлов давлением / М.В. Сторожев, Е.А. Попов. — М.: Машиностроение, 1977. — 424 с.
  7. Теория прокатки: справ / А.И. Целиков [и др]; под науч. ред. В.И. Зюзина, А.В. Третьякова. — М.: Металлургия, 1982. — 335 с.
  8. Полухин, П.И. Сопротивление пластической деформации металлов и сплавов: справочник / П.И. Полухин, Г.Я. Гунн, А.М. Галкин. — 2-е изд. — М.: Металлургия, 1983. — 352 с.
  9. Ковка и штамповка: справ. в 4 т. / под ред. Е.И. Семенова. — М.: Машиностроение,1986. — Т. 2. Горячая штамповка. — 592 с.
  10. Groche, P. Inkrementelle Massivumformung / P. Groche, D. Fritsche // Werkstattstechnik. — 2005. — No. 10. — Рр. 798–802.
  11. Doege, E. Handbuch Umformtechnik / E. Doege, B.-A. Behrens. — Springer Verlag, 2007. — 913 р.
  12. Puller S. Simulation des Werkstoffflusses beim Ringwalzen mittels elementarer Plastitätsteorie [Electronic resource]. — Hannover, 2003. — 110 р. — Mode of access: https://www.repo.uni-hannover.
    de/handle/123456789/6293. — Date of access: 03.03.2021.
  13. Meier, H. Mechanisches Deformationsmodell für das Ringwalzen. Zur Berechnung der maximal zulässigen Zentrierarmkräfte beim Radial-Axial-Ringwalzen / H. Meier, A. Pentleit // Werkstattstechnik wt-online. — 2003. — Vol. 93, no. 5. — Рр. 485–488.
  14. Marchenko, М. Radial-Axial-Ringwalzen. Dynamische 3D-Visualisierung eines Radial-Axial-Ringwalzprozesses / М. Marchenko. — VDM Verlag Dr. Müller, 2010. — 84 р.
  15. Кольцепрокатные станы. Отличное качество для требовательных заказчиков. — SMS Meer, 2004. — 24 с.
  16. Антонюк, В.Е. Динамическая стабилизация маложестких колец после кольцераскатки / В.Е. Антонюк, С.Г. Сандомирский // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 3(52). — С. 34–41.

Название статьи ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МНОГОСЛОЙНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ИНДУКЦИОННОЙ НАПЛАВКИ ПОКРЫТИЙ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
Авторы

М.А. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.А. КУРИЛЁНОК, канд. техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

К.Е. БЕЛЯВИН, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Машины и технология обработки металлов давлением» им. С.И. Губкина, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.А. СОСНОВСКИЙ, старший научный сотрудник лаборатории газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 35–41
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.793
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-35-41
Аннотация В результате проведенных исследований и с использованием методов математического планирования эксперимента была выполнена оптимизация процесса многослойной центробежной индукционной наплавки антифрикционных покрытий на основе алюминиевых сплавов, что позволило разработать математическую модель и определить оптимальную область значений технологических режимов. Установлены зависимости минимальной интенсивности изнашивания материала покрытия Iq (мг/м) от параметров многослойной индукционной центробежной наплавки покрытий из алюминиевых сплавов. В качестве основных факторов, влияющих на величину интенсивности изнашивания покрытия, рассматривались температура нагрева детали T (°С), время изотермической выдержки t (мин), частота вращения детали n (об/мин). На основании результатов расчетно-экспериментального моделирования показано, что для получения оптимальной интенсивности изнашивания материала покрытия на основе алюминиевого сплава параметры процесса многослойной центробежной индукционной наплавки должны быть следующие: частота вращения детали n = 1750–1875 об/мин, температура нагрева детали T = 775–800 °С, время изотермической выдержки t = 7–8 мин.
Ключевые слова оптимизация, методы математического планирования, математическая модель, антифрикционные покрытия, сплавы на основе алюминия, свинцовый порошковый подслой, многослойная
центробежная индукционная наплавка
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Теория и практика нанесения защитных покрытий / П.А. Витязь [и др.]. — Минск: Беларус. думка, 1998. — 583 с.
  2. Теория и практика электроимпульсного спекания пористых порошковых материалов / К.Е. Белявин [и др.]. — Минск: Ремико, 1997. — 180 с.
  3. Индукционная наплавка твердых сплавов / В.Н. Ткачев [и др.]. — М.: Машиностроение, 1970. — 184 с.
  4. Слухоцкий, А.Е. Индукторы для индукционного нагрева / А.Е. Слухоцкий, С.Е. Рыскин. — Л.: Энергия, 1974. — 264 с.
  5. Центробежное припекание порошковых покрытий при переменных силовых воздействиях / Н.Н. Дорожкин [и др.]. — Минск: Наука и техника, 1993. — 159 с.
  6. Белявин, К.Е. Инженерные методы расчета температурно-временных параметров в процессах центробежной индукционной наплавки покрытий / К.Е. Белявин, И.А. Сосновский, А.А. Курилёнок // Перспективные материалы и технологии: монография: в 2 т.; под ред. чл.-корр. В.В. Рубаника. — Витебск: УО «ВГТУ», 2019. — Т. 2. — С. 5–18.
  7. Сосновский, И.А. Термические параметры центробежного индукционного нанесения порошковых покрытий / И.А. Сосновский, Ю.Н. Гафо // Инженерно-физический журнал. — 2011. — Т. 84, № 6. — С. 1135–1141.
  8. Моделирование процессов индукционной наплавки порошковых покрытий, содержащих наноразмерные модификаторы / М.А. Белоцерковский [и др.] // Вестн. ПГУ, Серия В. — 2016. — № 3. — С. 66–74.
  9. Технологические процессы и оборудование для нанесения покрытий центробежным методом с использованием двухступенчатого индукционного нагрева / И.А. Сосновский
    [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: А.А. Дюжев [и др.]. — Минск, 2012. — Вып. 1. — С. 401–405.
  10. Gafo, Yu.N. Thermal parameters for centrifugal induction sintering of powder coatings / Yu.N. Gafo, I.A. Sosnovskii // Powder Metallurgy and Metal Ceramics. — 2009. — № 48(1). — Pp. 105–111. DOI: 10.1007/s11106-009-9087-x.
  11. Induction centrifugal surfacing of the charge based on tin bronze powders with the addition of finely dispersed boehmite / I.A. Sosnovskiy [et al.] // Welding International. — 2016. — № 30(9). — Pp. 736–739. DOI: https://doi.org/10.1080/09507116.2016.1143590.
  12. Влияние олова в материале подслоя на структуру Al-Si сплава, наплавляемого центробежно индукционным методом / А.И. Комаров [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2019. — № 3(48). — С. 77–84.
  13. Технологические особенности получения биметаллических втулок с антифрикционным покрытием из сплава АК12 / М.А. Белоцерковский [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2019. — Вып. 8. — С. 320–324.
  14. Спиридонов, А.А. Планирование эксперимента при исследовании технологических процессов / А.А. Спиридонов. — М.: Машиностроение, 1981. — 184 с.

Название статьи МЕТОДИКА РАСЧЕТА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ РОЛИКОВЫХ ПЕРЕДАЧ С ДВУХРЯДНЫМ САТЕЛЛИТОМ
Авторы

Е.С. ЛУСТЕНКОВА, старший преподаватель кафедры «Основы проектирования машин», Белорусско-Российский университет, г. Могилев, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 18–24
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.83.06
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-18-24
Аннотация В статье приведена методика расчета и проектирования сферических роликовых передач с двухрядным сателлитом. Исследуемые передачи являются аналогами планетарных зубчатых передач
с двухвенцовым сателлитом и позволяют реализовывать широкий диапазон передаточных отношений. К преимуществам сферических роликовых передач относят малые габариты, низкую материалоемкость, компоновочные свойства. Особенностью предложенного алгоритма расчета является поиск оптимальных геометрических параметров передачи по критерию максимального КПД с учетом максимальной нагрузочной способности при заданных максимальных радиальных габаритах. Основным критерием прочности является усталостная выносливость. Методика включает проектировочные и проверочные расчеты и позволяет разрабатывать малогабаритные редукторные механизмы для низкооборотных приводов различного назначения.
Ключевые слова сферическая роликовая передача, сферический механизм, кинематическая схема, силовой анализ, прочностной расчет, методика расчета и проектирования
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Chen, E. The optimum design of KHV planetary gears with small tooth differences / E. Chen, D. Walton // International Journal of Machine Tools and Manufacture. — 1990. — Vol. 30(1). — Pp. 99–109.
  2. Liao, Y.G. Analysis of multi-speed transmission and electrically continuous variable transmission using lever analogy method for speed ratio determination / Y.G. Liao, M-Y. Chen // Advances in Mechanical Engineering. — 2017. — Vol. 9(8). — Pp. 1–12.
  3. Лустенков, М.Е. Планетарные шариковые передачи: особенности прочностных расчетов / М.Е. Лустенков // Вестн. машиностроения. — 2010. — № 9. — С. 13‒17.
  4. Molyneux, W.G. The internal bevel gear and its applications / W.G. Molyneux // Proc. Inst. Mech. Eng. — 1997. — G 211. — Pp. 39–61.
  5. Kinematic modeling for the Nutation Drive Based on Screw Theory / J. Hong [et al.] // Procedia CIRP. — 2015. — 36. — Pp. 123–128.
  6. Wang, G.X. Modeling of Nutation Drive with Rolling Teeth / G.X. Wang, T.M. Guan // Applied Mechanics and Materials. — 2009. — 16–19. — Pp. 708–712.
  7. Frumusanu, G.R. Technological solution to profile and generate the teeth of central gear for precessional gear drives / G.R. Frumusanu, N. Oancea // Int. J. Adv. Manuf. Technol. — 2013. — Vol. 67. — Pp. 687–699.
  8. Лустенков, М.Е. Оценка кинематических возможностей и КПД сферической и роликовой передач / М.Е. Лустенков, Е.С. Лустенкова // Вестн. машиностроения. — 2019. — № 3. — C. 25‒28.
  9. Лустенков, М.Е. Теоретические и экспериментальные исследования сферических роликовых передач / М.Е. Лустенков, Е.С. Лустенкова // Вестн. Ижевского гос. техн. ун-та. — 2017. — № 20(1). — С. 23‒27.
  10. Сферические роликовые передачи: расчет на прочность / И.С. Сазонов [и др.] // Вестн. Белорусско-Российского ун-та. — 2017. — № 2(55). — С. 98‒107.
  11. Lustenkov, M.E. Load Capacity of Spherical Roller Transmission with Double-Row Pinion Load Capacity of Spherical Roller Transmission with Double-Row Pinion / M.E. Lustenkov, E.S. Lustenkova // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. — 2020. — 795 p.
  12. Лустенкова, Е.С. Определение оптимальных геометрических параметров сферических роликовых передач по критерию максимального КПД / Е.С. Лустенкова // Вестн. Белорусско-Российского ун-та. — 2019. — № 4(65). — С. 34‒42.
  13. Биргер, И.А. Расчет на прочность деталей машин / И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич. — М.: Машиностроение, 1993. — 639 с.
  14. Лустенков, М.Е. Детали машин: учеб. пособие / М.Е. Лустенков. — Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2018. — 240 с.

Название статьи АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ. КОМПЛЕКС АЛГОРИТМОВ ТЕХНОЛОГИИ «CLUTCH-TO-CLUTCH SHIFTS»: АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ, ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ. ЧАСТЬ 1
Авторы

Л.Г. КРАСНЕВСКИЙ, член-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории бортовых мехатронных систем мобильных машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 25–34
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.038
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-25-34
Аннотация Статья продолжает серию публикаций автора, в которых рассматриваются основные положения технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» (СТС) — технологии автоматического управления переключением ступеней автоматических трансмиссий (АТ), применяемой в мировом массовом производстве автомобилей, гибридных и батарейных электромобилей. Она обеспечивает высокое качество переключений, доведенное до уровня бесступенчатых передач. Развитие силовых установок в последние годы привело к быстрому увеличению числа ступеней АТ, которое сопровождается усложнением кинематических схем, конструкций, алгоритмов управления и в целом повышением роли мехатронных систем управления (МСУ) в обеспечении их высокого технического уровня. Эффективность технологии СТС зависит от совершенства используемых алгоритмов. Но их состав не оговорен, что при большом объеме информации затрудняет ориентацию в этом множестве для потенциальных пользователей. В данной работе предлагается (впервые в русскоязычном изложении) обобщенная структура комплекса типовых алгоритмов, необходимых для реализации данной технологии в МСУ АТ, которая разработана на основе их отбора из предварительно сформированной базы патентов и публикаций по теории и технике управления АТ, последующей классификации и группировки по признакам функционального назначения. По каждой позиции структуры даны примеры патентов с совпадающими названиями. Приведены детальные описания некоторых актуальных типовых алгоритмов СТС в МСУ АТ из патентов компании General Motors.
Ключевые слова автоматическая трансмиссия, гидромеханическая передача, мехатронная система управления, мобильная техника, технология «Clutch-to-Clutch Shifts», алгоритмы управления технологии «Clutch-to-Clutch Shifts»
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Красневский, Л.Г. Автоматические трансмиссии: технология «Clutch- to-Clutch Shifts» — история и современное состояние / Л.Г. Красневский, А.В. Белевич // Механика машин, механизмов и материалов. — 2018. — № 1(42). — С. 5–13.
  2. Поддубко, С.Н. Управление динамикой переходных процессов автомобильных силовых установок с автоматизированными приводами: современная теория и техника / С.Н. Поддубко, Л.Г. Красневский // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — 2015. — Вып. 6. — С. 66–75.
  3. ZF introduces new generation 8-speed automatic transmission for hybrid drives [Electronic resource] // ZF. — Mode of access: http://www.zf.com.
  4. Efficient and dynamic: Transmission Technology from ZF [Electronic resource] // ZF. — Mode of access: https://www.zf.com/master/media/en/corporate/m_zf_com/company/download_
    center/products/passenger_cars/getriebetechnologie.pdf.
  5. IEA. Eight countries join IEA electric vehicle initiative [Electronic resource], 2010. — Mode of access: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2020.
  6. The Need For 10-Speeds [Electronic resource] / Bob Chabot. — Mode of access: https://www.motor.com/magazine-summary/ need-10-speeds.
  7. 11 Things You Need to Know about Ford & GM’s 10-Speed Transmission [Electronic resource] / Jason Cook // Autoinfluence. — Mode of access: https://www.autoinfluence.com/11-things-youneed-
    to-know-about-ford-gms-10-speed-transmission/.
  8. Ford Transit Now Available with Efficient and Durable New 10-Speed Automatic Transmission [Electronic resource] // Ford Media Center. — Mode of access: https://media.ford.com/content/
    fordmedia/feu/en/news/2020/06/04/ford-transit-now-available- with-efficient-and-durable-new-10-spe.html.
  9. В катастрофе Boeing 737 MAX в Эфиопии обвинили производителя [Электронный ресурс] // DW. — Режим доступа: https://p.dw.com/p/3Z6tK.
  10. Boeing знал о проблемах в системе 737 MAX с 2017 года [Электронный ресурс] // DW. — Режим доступа: https://www.dw.com/ru/boeing-знал-о-проблемах-в-системе-737-
    max-с-2017-года/a-48612750.
  11. Method and apparatus to determine a preferred output torque in mode and fixed gear operation with clutch torque constraints for a hybrid powertrain system: pat. US 8285462 B2 / A.H. Heap, T.-M. Hsien, B. Wu. — Publ. date: 09.10.2012.
  12. Method for model based clutch control and torque estimation: pat. US 9140337 B2 / J.-J. F. Sah, B.R. Snyder, A.K. Naqvi. — Publ. date: 22.09.2015.
  13. Model-based control of an automatic transmission power-on downshift: pat. US 6415213 B1 / G.A. Hubbard, J.K. Runde, A.H. Heap. — Publ. date: 02.07.2002.
  14. Красневский, Л.Г. Управление гидромеханическими многоступенчатыми передачами мобильных машин / Л.Г. Красневский. — Минск: Навука i тэхнiка, 1990. — 256 с.
  15. Method and apparatus for adaptive control of power-on downshifts in an automatic transmission: patent application publication US 2006/0089775 / M.D. Whitton, R.L. Williams. — Publ. date: 27.04.2006.
  16. Clutch-to-clutch control in an automatic transmission: pat. US 5058460 / J.A. Hibner, C.A. Lentz. — Publ. date: 22.10.1991.
  17. Adaptive clutch control of a closed-throttle downshift: pat. US 6308125 B1 / S.E. Gleason, J.K. Runde. — Publ. date: 23.10.2001.
  18. Model-based оn-coming clutch pressure control for аn automatic transmission upshift: pat. US 6332860 / G.A. Hubbard, J.K. Runde. — Publ. date: 25.12.2001.
  19. Methods аnd systems for drive-to-neutral and neutral-to-drive transmission garage shift quality improvement: pat. US 7789797 B2 / G. Chen, H.A. Dourra, M. Choucair. — Publ. date: 07.09.2010.
  20. Electronic adaptive swap-shift control for аn automatic transmission for automotive vehicles: pat. US 7115069 B2 / I. Soliman, B. Keyse, S. Cicala, K. Sovel, Ch. Suter, B. Riedle. — Publ. date: 03.10.2006.
  21. Shift control system for automatic power transmission with feature of suppression оf shift shock during 4-2 downshift: pat. US 5094130 / I. Hirose, K. Hayasaki, H. Okahara. — Publ. date: 10.03.1992.
  22. Method оf determining initial transmission calibration: pat. US 7069767 B2 / J.K. Runde, K.L. Kluemper, S.T. Kluemper. — Publ. date: 04.07.2006.
  23. Fly-by-wire limp home and multi-plex system: pat. US RE42131 Е / C.F. Long, P.F. McCauley, D.J. Weber, S.E. Mundy, J.E. Shultz. — Publ. date: 08.02.2011.
  24. Method оf controlling interrupted shifts for а powershift transmission: pat. US 5505100 / R.M. Mitchell, A.L. Stahl, J.R. Talbott. — Publ. date: 09.04.1996.
  25. Сlosed-loop torque phase control for shifting automatic transmission gear ratios based оn friction load sensing. pat. US 8255130 B2 / Y. Fujii, G.M. Pietron, S.-H. Lee, J.W.L. Mccallum, M. Redissi, D. Popejoy, J. Butwin, R.O. Burkhart, D. Yanakiev. — Publ. date: 28.08.2012.
  26. Mode selection and switching logic in a closed-loop pulse width modulation valve-based transmission control system: patent application publication US 2008/0082242 A1 / M.L. Dell’Eva, A. Surianarayanan, D.E. Herbert. — Publ. date: 02.10.2007.
  27. Dynamic current compensation: pat. US 9671032 B2 / A.R. Castora, H. Najmolhoda, D.L. Seid. — Publ. date: 06.06.2017.
  28. Torque converter hydraulic control system for an automatic transmission: pat. US 9341199 B2 / C.G. Benson, T.R. Berger. — Publ. date: 17.05.2016.
  29. Adaptive pressure control for an automatic transmission: pat. US 5251509 / S.B. Pollack, J.L. Wanamaker. — Publ. date: 12.10.1993.
  30. Method and apparatus for detecting touch point of clutch: pat. US 9494203 B2 / Min-hyo Kim. — Publ. date: 15.11.2016.
  31. Hydraulic clutch and method for determining an adaptive clutch fill volume of the hydraulic clutch: pat. US 8843289 / M. Postic, M. Rambert, E. Dalais, E. Hoff, N. Wilke. — Publ. date: 23.09.2014.
  32. Еlectronically controlled range valve for multi-speed planetary transmission: pat. US 8371988 B2 / C.F. Long, C.T. Taylor. — Publ. date: 12.02.2013.
  33. Рower train control sensor malfunction detection and control arrangement: pat. US 5033328 / Sh. Shimanaka. — Publ. date: 23.07.1991.
  34. Apparatus and method for predicting the health of a power transmission: pat. US 8463482 / M.A. Rains, B.R. Caldwell. — Publ. date: 11.06.2013.

Название статьи МЕТОД ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ В МЕЖРЕМОНТНЫЙ ПЕРИОД
Авторы

Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник научно-технического центра «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.К. НАТУРЬЕВА, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ю.А. ДАКАЛО, аспирант, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2021
Номер журнала 2
Страницы 5–17
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.833
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-5-17
Аннотация Целью работы является создание расчетно-экспериментального метода эксплуатационной оценки остаточного ресурса прямозубых передач технически сложных изделий (ТСИ) в межремонтный период путем проведения периодического вибрационного контроля. Предлагаемый метод базируется на основных положениях теории вибрационно-импульсного диагностирования зубчатых передач, разработанной в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси. При этом определение текущего значения величины коэффициента KV, учитывающего внутреннюю динамическую нагрузку в зацеплении каждой передачи, и изменение его во время эксплуатации проводится на основе анализа временных реализаций виброускорений. Основными критериями работоспособности принимаются контактная и изгибная выносливость зубьев. Приведен пример оценки остаточного ресурса зубчатой пары, лимитирующей надежность двухрядного планетарного редуктора мотор-колеса (РМК) большегрузного самосвала. Предложенный метод позволяет на любой стадии эксплуатации зубчатого механизма оценить остаточный ресурс его передач, выявить наиболее «слабые» звенья, определить вероятность отказа объекта, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций, оптимизировать графики технического обслуживания, увеличить межремонтную наработку. Таким образом, обеспечивается возможность организовать высокоэффективный мониторинг лимитирующих надежность узлов ТСИ в процессе эксплуатации и переход от планово-предупредительного обслуживания машин к обслуживанию по фактическому состоянию.
Ключевые слова зубчатая передача, техническое состояние в эксплуатации, межремонтный период, внутренняя динамическая нагрузка в зацеплении, контактная выносливость, изгибная выносливость, вибромониторинг, остаточный ресурс
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Алгоритм перехода к комплексной системе технического обслуживания и ремонта / А.И. Винник [и др.] // Изв. Самарского научного центра РАН. — 2016. — Т. 18, № 1(2). — С. 161–165.
  2. Карташевич, А.Н. Диагностирование автомобилей. Практикум: учеб. пособие / под ред. А.Н. Карташевича. — Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. — 208 с.
  3. Гузанов, Б.Н. Вероятностный метод расчета долговечности тяжелонагруженных зубчатых колес по критерию износа / Б.Н. Гузанов, М.Ю. Большакова, Г.Н. Мигачева // Теория и технология металлургического производства. — 2010. — № 10. — С. 193–204.
  4. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность: ГОСТ 21354-87 (СТ СЭВ 5744-86). — Введ. 01.01.89. — М.: Изд-во стандартов, 1988. — 129 с.
  5. Дерюга, И.Ф. Исследование напряженного состояния изношенных зубьев прямозубых колес при изгибе / И.Ф. Дерюга // Изв. Томского политехнического института. — 1970. — Т. 173. — С. 64–68.
  6. Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение: IEC 60300-3-14-2004 (NEQ) ГОСТ Р 27.601–2011. — Введ. 29.09.11. — М.: Стандартинформ, 2012. — 35 с.
  7. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Порядок организации: ГОСТ Р 53563–2009. — Введ. 16.12.09. — М.: Стандартинформ, 2010. — 8 с.
  8. Wear reliability of spur gear based on the cross-analysis method of a nonstationary random process / Yuan Z [et al.] // Advances in Mechanical Engineering. — 2018. — Vol. 10(12). — Pp. 1–9. DOI: 10.1177/1687814018819294.
  9. Проблема оценки износа сопряжений зубчатых колес транспортных машин и энергетического оборудования / А.В. Баранов [и др.] // Ползуновский вестн. — 2010. — № 1. — С. 99–105.
  10. Wigren, А. A Study on Condition-Based Maintenance with Applications to Industrial Vehicles / A. Wigren. — Uppsala University, 2017. — 62 p.
  11. Мачнев, В.А. Прогнозирование остаточного ресурса по результатам вибрационного диагностирования / В.А. Мачнев // Нива Поволжья. — 2012. — № 1(22). — С. 83–87.
  12. Баженов, Ю.В. Прогнозирование остаточного ресурса конструктивных элементов автомобилей в условиях эксплуатации / Ю.В. Баженов, М.Ю. Баженов // Фундаментальные
    исследования. — 2015. — № 4. — С. 16–21.
  13. Проников, А.С. Надежность машин / А.С. Проников. — М.: Машиностроение, 1978. — 592 с.
  14. Ишин, Н.Н. Методология оценки вибрационной нагруженности подшипникового узла зубчатого механизма / Н.Н. Ишин, А.М. Гоман, А.С. Скороходов / Вестн. БрГТУ. — 2012. — № 4(76). — С. 16–21.
  15. Прогнозирование остаточного ресурса зубчатых приводов на основе вибрационно-импульсного диагностирования / Н.Н. Ишин [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. –– 2016. –– № 1(34). — С. 36–40.
  16. Способ вибромониторинга остаточного ресурса зубчатой передачи: пат. BY 20589 / Н.Н. Ишин, А.М. Гоман, А.С. Скороходов, М.К. Натурьева. — Опубл. 30.12.2016.
  17. Передачи зубчатые. Общие термины, определения и обозначения: ГОСТ 16530-83. — Введ. 01.01.84. — М.: Изд-во стандартов, 2004. — 52 с.
  18. Ишин, Н.Н. Динамика и вибромониторинг зубчатых передач / Н.Н. Ишин. — Минск: Беларус. навука, 2013. — 432 с.
  19. Комплексный контроль и повышение качества зубчатых приводных механизмов для машиностроения / О.В. Берестнев [и др.]. — Минск: БелГИСС, 2009. — 115 с.
  20. Берестнев, О.В. Самоустанавливающиеся зубчатые колеса / О.В. Берестнев. — Минск: Наука и техника, 1983. — 312 с.
  21. Цитович, И.С. Трансмиссии автомобилей / И.С. Цитович, И.В. Каноник, В.А. Вавуло. — Минск: Наука и техника, 1979. — 256 с.

Еще статьи...

  1. 2_2021_s