Название статьи | ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОЛЬЦЕРАСКАТНОГО КОМПЛЕКСА |
Авторы |
В.Е. АНТОНЮК, д-р техн. наук, главный научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.В. РУДЫЙ, канд. техн. наук, главный технолог, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 42–53 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.81 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-42-53 |
Аннотация | Описаны физические основы и преимущества кольцераскатки. Обобщены материаловедческие и технологические процессы производства изделий с ее использованием. Проведен анализ оборудования автоматизированной кольцераскатной линии, показавший, что она является сложным и дорогим техническим решением. Причем организация работы линии с максимальной загрузкой и эффективностью в задачи поставщика не входит. Определены требования для максимальной загрузки линии и ее эффективной работы. Показано, что использование опыта создания автоматизированных производств железнодорожных колес при создании автоматизированного производства кольцевых заготовок невозможно из-за необходимости обеспечить производство колец разной конструктивной формы из разных марок сталей с разным температурным диапазоном пластического деформирования и с разными (от ста до нескольких тысяч) годовыми программами выпуска. Это требует использования разного соотношения радиальных и осевых усилий кольцераскатки, разного технологического оснащения, учета разной жесткости колец и их склонности к деформациям в процессе обработки, транспортировки и охлаждения, особой разработки средств механизации для переналадок. Заранее отработать все технологические варианты производства колец разных типоразмеров на автоматизированной линии невозможно. В связи с этим, для эффективной работы комплекса необходимо создать технологическое и программное обеспечение процессов изготовления каждого кольца, предусмотреть возможность корректировки технологических процессов непосредственно на автоматизированной линии с участием операторов. На этой основе осуществлена постановка задач технологического обеспечения работы автоматизированного кольцераскатного комплекса на ОАО «БЕЛАЗ». |
Ключевые слова | кольцевая заготовка, нагрев, прессование, раскатка, моделирование, пластическое деформирование |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МНОГОСЛОЙНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ИНДУКЦИОННОЙ НАПЛАВКИ ПОКРЫТИЙ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ |
Авторы |
М.А. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.А. КУРИЛЁНОК, канд. техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. К.Е. БЕЛЯВИН, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Машины и технология обработки металлов давлением» им. С.И. Губкина, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.А. СОСНОВСКИЙ, старший научный сотрудник лаборатории газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 35–41 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.793 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-35-41 |
Аннотация | В результате проведенных исследований и с использованием методов математического планирования эксперимента была выполнена оптимизация процесса многослойной центробежной индукционной наплавки антифрикционных покрытий на основе алюминиевых сплавов, что позволило разработать математическую модель и определить оптимальную область значений технологических режимов. Установлены зависимости минимальной интенсивности изнашивания материала покрытия Iq (мг/м) от параметров многослойной индукционной центробежной наплавки покрытий из алюминиевых сплавов. В качестве основных факторов, влияющих на величину интенсивности изнашивания покрытия, рассматривались температура нагрева детали T (°С), время изотермической выдержки t (мин), частота вращения детали n (об/мин). На основании результатов расчетно-экспериментального моделирования показано, что для получения оптимальной интенсивности изнашивания материала покрытия на основе алюминиевого сплава параметры процесса многослойной центробежной индукционной наплавки должны быть следующие: частота вращения детали n = 1750–1875 об/мин, температура нагрева детали T = 775–800 °С, время изотермической выдержки t = 7–8 мин. |
Ключевые слова | оптимизация, методы математического планирования, математическая модель, антифрикционные покрытия, сплавы на основе алюминия, свинцовый порошковый подслой, многослойная центробежная индукционная наплавка |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | МЕТОДИКА РАСЧЕТА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ РОЛИКОВЫХ ПЕРЕДАЧ С ДВУХРЯДНЫМ САТЕЛЛИТОМ |
Авторы |
Е.С. ЛУСТЕНКОВА, старший преподаватель кафедры «Основы проектирования машин», Белорусско-Российский университет, г. Могилев, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 18–24 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.83.06 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-18-24 |
Аннотация | В статье приведена методика расчета и проектирования сферических роликовых передач с двухрядным сателлитом. Исследуемые передачи являются аналогами планетарных зубчатых передач с двухвенцовым сателлитом и позволяют реализовывать широкий диапазон передаточных отношений. К преимуществам сферических роликовых передач относят малые габариты, низкую материалоемкость, компоновочные свойства. Особенностью предложенного алгоритма расчета является поиск оптимальных геометрических параметров передачи по критерию максимального КПД с учетом максимальной нагрузочной способности при заданных максимальных радиальных габаритах. Основным критерием прочности является усталостная выносливость. Методика включает проектировочные и проверочные расчеты и позволяет разрабатывать малогабаритные редукторные механизмы для низкооборотных приводов различного назначения. |
Ключевые слова | сферическая роликовая передача, сферический механизм, кинематическая схема, силовой анализ, прочностной расчет, методика расчета и проектирования |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ. КОМПЛЕКС АЛГОРИТМОВ ТЕХНОЛОГИИ «CLUTCH-TO-CLUTCH SHIFTS»: АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ, ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ. ЧАСТЬ 1 |
Авторы |
Л.Г. КРАСНЕВСКИЙ, член-корр. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории бортовых мехатронных систем мобильных машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 25–34 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.038 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-25-34 |
Аннотация | Статья продолжает серию публикаций автора, в которых рассматриваются основные положения технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» (СТС) — технологии автоматического управления переключением ступеней автоматических трансмиссий (АТ), применяемой в мировом массовом производстве автомобилей, гибридных и батарейных электромобилей. Она обеспечивает высокое качество переключений, доведенное до уровня бесступенчатых передач. Развитие силовых установок в последние годы привело к быстрому увеличению числа ступеней АТ, которое сопровождается усложнением кинематических схем, конструкций, алгоритмов управления и в целом повышением роли мехатронных систем управления (МСУ) в обеспечении их высокого технического уровня. Эффективность технологии СТС зависит от совершенства используемых алгоритмов. Но их состав не оговорен, что при большом объеме информации затрудняет ориентацию в этом множестве для потенциальных пользователей. В данной работе предлагается (впервые в русскоязычном изложении) обобщенная структура комплекса типовых алгоритмов, необходимых для реализации данной технологии в МСУ АТ, которая разработана на основе их отбора из предварительно сформированной базы патентов и публикаций по теории и технике управления АТ, последующей классификации и группировки по признакам функционального назначения. По каждой позиции структуры даны примеры патентов с совпадающими названиями. Приведены детальные описания некоторых актуальных типовых алгоритмов СТС в МСУ АТ из патентов компании General Motors. |
Ключевые слова | автоматическая трансмиссия, гидромеханическая передача, мехатронная система управления, мобильная техника, технология «Clutch-to-Clutch Shifts», алгоритмы управления технологии «Clutch-to-Clutch Shifts» |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | МЕТОД ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ В МЕЖРЕМОНТНЫЙ ПЕРИОД |
Авторы |
Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник научно-технического центра «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.К. НАТУРЬЕВА, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Ю.А. ДАКАЛО, аспирант, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 2 |
Страницы | 5–17 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.833 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-2-55-5-17 |
Аннотация | Целью работы является создание расчетно-экспериментального метода эксплуатационной оценки остаточного ресурса прямозубых передач технически сложных изделий (ТСИ) в межремонтный период путем проведения периодического вибрационного контроля. Предлагаемый метод базируется на основных положениях теории вибрационно-импульсного диагностирования зубчатых передач, разработанной в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси. При этом определение текущего значения величины коэффициента KV, учитывающего внутреннюю динамическую нагрузку в зацеплении каждой передачи, и изменение его во время эксплуатации проводится на основе анализа временных реализаций виброускорений. Основными критериями работоспособности принимаются контактная и изгибная выносливость зубьев. Приведен пример оценки остаточного ресурса зубчатой пары, лимитирующей надежность двухрядного планетарного редуктора мотор-колеса (РМК) большегрузного самосвала. Предложенный метод позволяет на любой стадии эксплуатации зубчатого механизма оценить остаточный ресурс его передач, выявить наиболее «слабые» звенья, определить вероятность отказа объекта, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций, оптимизировать графики технического обслуживания, увеличить межремонтную наработку. Таким образом, обеспечивается возможность организовать высокоэффективный мониторинг лимитирующих надежность узлов ТСИ в процессе эксплуатации и переход от планово-предупредительного обслуживания машин к обслуживанию по фактическому состоянию. |
Ключевые слова | зубчатая передача, техническое состояние в эксплуатации, межремонтный период, внутренняя динамическая нагрузка в зацеплении, контактная выносливость, изгибная выносливость, вибромониторинг, остаточный ресурс |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|