Название статьи | СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕХАНИКИ. ЧАСТЬ 1 |
Авторы |
В.Л. БАСИНЮК, д-р техн. наук, проф., начальник НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование» — заведующий лабораторией приводных систем и технологического оборудования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.В. БОГДАНОВИЧ, д-р техн. наук, доц., профессор кафедры теоретической и прикладной механики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. О.М. ЕЛОВОЙ, канд. техн. наук, заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 4(57) |
Страницы | 78–86 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 539.4 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-78-86 |
Аннотация | В статье рассматривается ряд новых направлений развития методов и средств экспериментальной механики. Дается краткий анализ таких тенденций, как: а) уменьшение размеров объектов (моделей, образцов) лабораторных испытаний, их унификация, а также связанная с этим миниатюризация оборудования и средств измерения; б) появление и развитие методов экспериментального исследования механических характеристик наноматериалов. При анализе тенденции (а) приведены характеристики разработанной на ОАО «Планар» (г. Минск) установки ЭМ-6705, предназначенной для контроля прочности проволочных перемычек в изделиях электронной техники, контроля прочности на сдвиг объемных выводов и определения относительного удлинения проволоки, а также созданного для университетов совместными усилиями Белорусского государственного университета, НПО «ТРИБОФАТИКА» и Объединенного института машиностроения НАН Беларуси в рамках задания ГНТП «Эталоны и научные приборы» персонального испытательного центра для износоусталостных испытаний материалов. Дается краткое описание методов экспериментального исследования механических свойств и деформационного поведения на микро- и наномасштабном структурных уровнях. |
Ключевые слова | прочность, долговечность, трение, испытания, механические свойства |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ВЛИЯНИЕ ОТЖИГА НА СТРУКТУРНО-ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ ПСЕВДОСПЛАВА Al-Fe-Cr-Ni, ПОЛУЧЕННОГО МЕТОДОМ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО РАСПЫЛЕНИЯ ПРОВОЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
Авторы |
Е.В. АСТРАШАБ, младший научный сотрудник Центра структурных исследований и трибомеханических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.А. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Н. ГРИГОРЧИК, канд. техн. наук, заместитель начальника Центра структурных исследований и трибомеханических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.А. КУКАРЕКО, д-р физ.-мат. наук, проф., начальник Центра структурных исследований и трибомеханических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 4(57) |
Страницы | 71–77 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.793 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-71-77 |
Аннотация | Исследованы структурно-фазовое состояние и дюрометрические свойства газотермических покрытий из псевдосплава Al-Fe-Cr-Ni. Установлено, что напыленное покрытие характеризируется низкой пористостью (до 5 об.%), низким содержанием аустенитной фазы и оксидов железа и алюминия. Показано, что твердость псевдосплава составляет 165 HV10, а его микротвердость — 450 HV0,025. Последующий отжиг композиционного покрытия в интервале температур 350–550 °С приводит к выделению в нем большого количества прочных интерметаллидных фаз Fe13Al4 и Al5Fe2. При этом максимальная твердость (220–230 HV10) покрытий Al-Fe-Cr-Ni регистрируются после отжига при 450 и 500 °С в течение 3–4 ч, а максимальные значения микротвердости (580–620 HV0,025) — после отжига при 500 и 550 °С в течение 2 ч. Длительная выдержка покрытий при повышенных температурах (500 и 550 °С) приводит к существенному возрастанию их пористости (до 20–50 об.%). |
Ключевые слова | псевдосплав, отжиг, структурно-фазовое состояние, пористость, дюрометрические свойства |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ПРИМЕНЕНИЕ HIL-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АЛГОРИТМА ГАШЕНИЯ ПРОДОЛЬНО-УГЛОВЫХ КОЛЕБАНИЙ КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА |
Авторы |
С.В. ХИТРИКОВ, заместитель начальника отдела моделирования и виртуальных испытаний, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Г. ВЫГОННЫЙ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник отдела моделирования и виртуальных испытаний, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Л. КРАВЧЕНОК, научный сотрудник отдела моделирования и виртуальных испытаний, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.А. ШВЕЦ, заведующий сектором информационно-измерительных систем, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Ю. ПОТОТУРКО, начальник конструкторского бюро электронных систем управления общей диагностики, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА |
Год | 2021 |
Номер журнала | 4(57) |
Страницы | 56–62 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 519.686, 519.876.5 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-56-62 |
Аннотация | В работе рассмотрено применение HIL-технологии для тестирования и отладки алгоритма гашения продольно-угловых колебаний карьерного самосвала. С использованием компьютерной динамической модели карьерного самосвала выполнена апробация предлагаемого алгоритма гашения продольно-угловых колебаний для случаев движения по дорогам с различными характеристиками микропрофиля. Подтверждена эффективность функционирования разработанного алгоритма продольно-угловых колебаний и возможность снижения амплитуды колебаний в кабине самосвала на 20 %. Сформирован полунатурный стенд для тестирования и отладки программного обеспечения (ПО) системы гашения продольно-угловых колебаний. Для бортового контроллера самосвала разработано ПО, реализующее управление тормозной системой согласно предлагаемому алгоритму гашения продольно-угловых колебаний. |
Ключевые слова | продольно-угловые колебания, плавность хода, система управления, алгоритм, карьерный самосвал, HIL-система, полунатурный стенд |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА КОМПОЗИТОВ НА ОСНОВЕ СПЕЧЕННОГО ИМПАКТНОГО АЛМАЗА НА ИХ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ПРИ ОБРАБОТКЕ КАРБИДА КРЕМНИЯ |
Авторы |
В.Т. СЕНЮТЬ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. П.А. ВИТЯЗЬ, акад. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник отделения технологий машиностроения и металлургии, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь; руководитель аппарата НАН Беларуси, Президиум НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.И. ЖОРНИК, д-р техн. наук, проф., начальник отделения технологий машиностроения и металлургии — заведующий лабораторией наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.В. ВАЛЬКОВИЧ, научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.П. АФАНАСЬЕВ, д-р геол.-минерал. наук, главный научный сотрудник лаборатории литосферной мантии и алмазных месторождений, Институт геологии и минералогии СО РАН, г. Новосибирск, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
Год | 2021 |
Номер журнала | 4(57) |
Страницы | 63–70 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 539.2: 658.562 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-63-70 |
Аннотация | В статье представлены результаты сравнительных испытаний на износостойкость спеченных в условиях высоких давлений и температур композиционных материалов (КМ) на основе импактного алмаза (алмаз-лонсдейлитового абразива — АЛА) при обработке карбида кремния (SiC). Для оценки работоспособности КМ на основе импактных алмазов разработана методика определения износостойкости, основанная на определении удельной производительности КМ. Показано, что для КМ на основе импактного алмаза в качестве связующего целесообразно применять SiC. Для КМ на основе импактного алмаза с добавкой 40 об.% SiC удельная производительность при обработке круга из SiC на 25–30 % выше, чем для составов, содержащих плотные фазы BN — wBN и cBN. Снижение удельной производительности КМ «импактный алмаз — cBN» относительно КМ «импактный алмаз — SiC» определяется более высокой дисперсностью кристаллов плотных фаз BN по сравнению с SiC, что в целом ухудшает абразивную способность материала. При этом добавка в состав шихты крупной фракции импактного алмаза 100/63 мкм не приводит к росту удельной производительности абразивного элемента по сравнению с КМ на основе АЛА с размером частиц менее 40 мкм. Предварительная механоактивация исходной шихты также снижает абразивную способность КМ вследствие формирования высокодисперсной структуры материала. |
Ключевые слова | импактные алмазы, высокие давления и температуры, спекание, карбид кремния, кубический нитрид бора, износостойкость |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ С ТОРМОЗНЫМИ БАШМАКАМИ |
Авторы |
А.О. ШИМАНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.Г. КУЗНЕЦОВА, канд. техн. наук, доц., доцент кафедры «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. О.В. ДЕМЬЯНЧУК, cтудентка факультета «Управление процессами перевозок», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА |
Год | 2021 |
Номер журнала | 4(57) |
Страницы | 48–55 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 004.94:62-599 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-48-55 |
Аннотация | Рассматривается проблема удержания вагонов от скатывания на станционных железнодорожных путях с допустимым уклоном 0–2,5 ‰. Приведены результаты компьютерного моделирования динамического взаимодействия колес с установленными на рельсах тормозными башмаками в процессе остановки вагона грузового поезда с применением стандартных тормозных башмаков в инженерном программном комплексе MSC.ADAMS. При этом учитывались различные свойства поверхности рельса, моделирующие благоприятные и неблагоприятные для торможения условия контакта между колесом, тормозным башмаком и рельсом, обусловленные как погодными условиями, так и особенностями расположения и эксплуатации станционных путей. Исследовано взаимодействие колес вагона с максимальной нагрузкой на ось и станционных тормозных башмаков, установленных на рельсах, при различных начальных скоростях движения транспортного средства, а также при нахождении его в покое на путях с допустимым уклоном при условиях обеспечения минимального трения между колесом и рельсом, а также рельсом и башмаком, что соответствует нахождению состава на замасленных рельсах. Показано, что при превышающей 0,5 м/с скорости наезда на расположенный на замасленных рельсах тормозной башмак не всегда возможно обеспечить удержание железнодорожного состава. При других условиях наезда колеса на тормозной башмак также возможно возникновение проблем с удержанием состава на рельсах, обусловленных такими случайными факторами, как боковая ветровая нагрузка, обледенение рельсов, изношенность и деформация поверхности колеса и тормозного башмака, уменьшающими динамический коэффициент трения между контактирующими поверхностями. |
Ключевые слова | тормозной башмак, компьютерное моделирование, колесная пара, MSC.ADAMS |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|