Название статьи СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕХАНИКИ. ЧАСТЬ 1
Авторы

В.Л. БАСИНЮК, д-р техн. наук, проф., начальник НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование» — заведующий лабораторией приводных систем и технологического оборудования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. БОГДАНОВИЧ, д-р техн. наук, доц., профессор кафедры теоретической и прикладной механики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О.М. ЕЛОВОЙ, канд. техн. наук, заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 78–86
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 539.4
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-78-86
Аннотация В статье рассматривается ряд новых направлений развития методов и средств экспериментальной механики. Дается краткий анализ таких тенденций, как: а) уменьшение размеров объектов (моделей, образцов) лабораторных испытаний, их унификация, а также связанная с этим миниатюризация оборудования и средств измерения; б) появление и развитие методов экспериментального исследования механических характеристик наноматериалов. При анализе тенденции (а) приведены характеристики разработанной на ОАО «Планар» (г. Минск) установки ЭМ-6705, предназначенной для контроля прочности проволочных перемычек в изделиях электронной техники, контроля прочности на сдвиг объемных выводов и определения относительного удлинения проволоки, а также созданного для университетов совместными усилиями Белорусского государственного университета, НПО «ТРИБОФАТИКА» и Объединенного института машиностроения НАН Беларуси в рамках задания ГНТП «Эталоны и научные приборы» персонального испытательного центра для износоусталостных испытаний материалов. Дается краткое описание методов экспериментального исследования механических свойств и деформационного поведения на микро- и наномасштабном структурных уровнях.
Ключевые слова прочность, долговечность, трение, испытания, механические свойства
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Писаренко, Г.С. Актуальные вопросы прочности в современном машиностроении / Г.С. Писаренко. — Киев: Наук. думка, 1992. — 192 с.
  2. Фролов, К.В. Методы совершенствования машин и современные проблемы машиноведения / К.В. Фролов. — М.: Наука, 1984. — 224 с.
  3. Махутов, Н.А. Конструкционная прочность, ресурс и техногенная безопасность: в 2 ч. / Н.А. Махутов. — Новосибирск: Наука, 2005. — Ч. 1. Критерии прочности и ресурса. — 494 с.; Ч. 2. Обоснование ресурса и безопасности. — 610 с.
  4. Experimental investigations for fracture analysis of solder joints in microelectronic and MEMS applications / H. Walter [et al.] // Fracture of nano and engineering materials and structures: Proceeding of the 16th European Conference of Fracture, Alexandroupolis, July 3–7, 2006 / Ed. by E.E. Gdoutos. — Dordrecht, 2006. — Pp. 731–732.
  5. Fracture of Nano and Engineering Materials and Structures: Proceeding of the 16th European Conference of Fracture, Alexandroupolis, July 3–7, 2006 / ed. by E.E. Gdoutos. — Dordrecht, 2006. — 1416 p.
  6. Физическая мезомеханика. Актуальные проблемы физической мезомеханики деформируемого твердого тела: тематич. вып. — Томск, 2006. — Т. 9, № 3. — 113 с.
  7. Матвиенко, Ю.Г. Деформирование и разрушение наноматериалов на микро- и наномасштабных структурных уровнях / Ю.Г. Матвиенко // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. — 2007. — Т. 73, № 1. — С. 83–90.
  8. Mechanics of crystalline boron nanowires / W. Ding [et al.] // Composite Science and Technology. — 2006. — Vol. 66, iss. 9. — Pp. 1112–1124.
  9. Three-Dimensional Manipulation of Carbon Nanotubes under a Scanning Electron Microscope / M. Yu [et al.] // Nanotechnology. — 1999. — Vol. 10, no. 3. — Pp. 244–252.
  10. Oliver, W.C. Measurement of hardness and elastic modulus by instrumented indentation: advances in understanding and refinements to methodology / W.C. Oliver, G.M. Pharr // Journal of materials research. — 2004. — Vol. 19, no. 1. — Pp. 3–20.
  11. Fischer-Cripps, A.C. Nanoindentation / A.C. Fischer-Cripps. — Sydney: Springer, 2004. — 264 p.
  12. Lagoudas, D.C. Nanoindentation of CNT reinforced epoxy nanocomposites / D.C. Lagoudas, P.R. Thakre, A.A. Benzerga // Fracture of nano and engineering materials and structures: Proceeding of the 16th European Conference of Fracture, Alexandroupolis, July 3–7, 2006 / ed. by E.E. Gdoutos. — Dordrecht, 2006. — Pp. 649–650.
  13. Displacement and strain field measurements from SPM images / J. Keller [et al.] // Applied scanning probe methods / ed. by B. Bhushan, H. Fuchs, S. Hosaka. — The Netherlands: Springer, 2004. — Pp. 253–276.

Название статьи ВЛИЯНИЕ ОТЖИГА НА СТРУКТУРНО-ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ ПСЕВДОСПЛАВА Al-Fe-Cr-Ni, ПОЛУЧЕННОГО МЕТОДОМ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО РАСПЫЛЕНИЯ ПРОВОЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Авторы

Е.В. АСТРАШАБ, младший научный сотрудник Центра структурных исследований и трибомеханических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.А. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий лабораторией газотермических методов упрочнения деталей машин, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Н. ГРИГОРЧИК, канд. техн. наук, заместитель начальника Центра структурных исследований и трибомеханических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.А. КУКАРЕКО, д-р физ.-мат. наук, проф., начальник Центра структурных исследований и трибомеханических испытаний материалов и изделий машиностроения коллективного пользования, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 71–77
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.793
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-71-77
Аннотация Исследованы структурно-фазовое состояние и дюрометрические свойства газотермических покрытий из псевдосплава Al-Fe-Cr-Ni. Установлено, что напыленное покрытие характеризируется низкой пористостью (до 5 об.%), низким содержанием аустенитной фазы и оксидов железа и алюминия. Показано, что твердость псевдосплава составляет 165 HV10, а его микротвердость — 450 HV0,025. Последующий отжиг композиционного покрытия в интервале температур 350–550 °С приводит к выделению в нем большого количества прочных интерметаллидных фаз Fe13Al4 и Al5Fe2. При этом максимальная твердость (220–230 HV10) покрытий Al-Fe-Cr-Ni регистрируются после отжига при 450 и 500 °С в течение 3–4 ч, а максимальные значения микротвердости (580–620 HV0,025) — после отжига при 500 и 550 °С в течение 2 ч. Длительная выдержка покрытий при повышенных температурах (500 и 550 °С) приводит к существенному возрастанию их пористости (до 20–50 об.%).
Ключевые слова псевдосплав, отжиг, структурно-фазовое состояние, пористость, дюрометрические свойства
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Термически индуцированные фазовые преобразования в слоистой системе Fe-Al / В.С. Русаков [и др.] // Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования. — 2004. — № 12. — С. 22–30.
  2. Исследование влияния режимов сварки взрывом и термической обработки на структуру и свойства биметалла АД1-сталь СТ3 / Л.М. Гуревич [и др.] // Изв. ВГТУ. — 2014. — № 9(136). — С. 17–21.
  3. О взаимодействии компонентов при твердо- и жидкофазном взаимодействии на межслойной границе композита алюминий АД1+Сталь 12Х18Н10Т / В.Г. Шморгун [и др.] // Изв. ВГТУ. — 2019. — № 2 (225). — С. 14–17.
  4. Белоцерковский, М.А. Технологии активированного газопламенного напыления антифрикционных покрытий / М.А. Белоцерковский. — Минск: Технопринт, 2004. — 200 с.
  5. Белоцерковский, М.А. Активированное газопламенное и электродуговое напыление покрытий проволочными материалами / М.А. Белоцерковский, А.С. Прядко // Упрочняющие
    технологии и покрытия. — 2006. — № 12. — С. 17–23.
  6. Влияние термической обработки на структуру, фазовый состав и износостойкость газотермических покрытий из псевдосплава «08Г2С+АК12» / Е.В. Астрашаб [и др.] // Трение и износ. — 2020. — Т. 41, № 1. — С. 12–18.
  7. Структурно-фазовое состояние и триботехнические свойства псевдосплавов, напыленных из высокохромистых сталей и цветных металлов / В.А. Кукареко [и др.] // Упрочняющие
    технологии и покрытия. — 2019. — Т. 15, № 8. — С. 355–359.
  8. Новиков, И.И. Теория термической обработки металлов: учеб. для вузов / И.И. Новиков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Металлургия, 1986. — 480 с.
  9. Влияние отжига на структурно-фазовое состояние и износостойкость газотермических покрытий из железо-алюминиевых псевдосплавов / В.А. Кукареко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2019. — Вып. 8. — С. 294–298.
  10. Зайт, В. Диффузия в металлах / В. Зайт; под ред. Б.И. Болтакса. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. — 381 с.
  11. Рост и залечивание пор в монокристаллах жаропрочных сплавов на никелевой основе / Б. Бокштейн [и др.] // Журнал функциональных материалов. — 2007. — Т. 1, № 5. — С. 162–169.
  12. Структура и свойства интерметаллидных материалов с нанофазным упрочнением / Ю.Р. Колобов [и др.]; под ред. Е.Н. Каблова, Ю.Р. Колобова. — М.: ИД НИТУ «МИСиС», 2008. — 326 с.

Название статьи ПРИМЕНЕНИЕ HIL-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АЛГОРИТМА ГАШЕНИЯ ПРОДОЛЬНО-УГЛОВЫХ КОЛЕБАНИЙ КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА
Авторы

С.В. ХИТРИКОВ, заместитель начальника отдела моделирования и виртуальных испытаний, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Г. ВЫГОННЫЙ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник отдела моделирования и виртуальных испытаний, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Л. КРАВЧЕНОК, научный сотрудник отдела моделирования и виртуальных испытаний, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.А. ШВЕЦ, заведующий сектором информационно-измерительных систем, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Ю. ПОТОТУРКО, начальник конструкторского бюро электронных систем управления общей диагностики, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 56–62
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 519.686, 519.876.5
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-56-62
Аннотация В работе рассмотрено применение HIL-технологии для тестирования и отладки алгоритма гашения продольно-угловых колебаний карьерного самосвала. С использованием компьютерной динамической модели карьерного самосвала выполнена апробация предлагаемого алгоритма гашения продольно-угловых колебаний для случаев движения по дорогам с различными характеристиками микропрофиля. Подтверждена эффективность функционирования разработанного алгоритма продольно-угловых колебаний и возможность снижения амплитуды колебаний в кабине самосвала на 20 %. Сформирован полунатурный стенд для тестирования и отладки программного обеспечения (ПО) системы гашения продольно-угловых колебаний. Для бортового контроллера самосвала разработано ПО, реализующее управление тормозной системой согласно предлагаемому алгоритму гашения продольно-угловых колебаний.
Ключевые слова продольно-угловые колебания, плавность хода, система управления, алгоритм, карьерный самосвал, HIL-система, полунатурный стенд
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Деменков, Н.П. Модельно-ориентированное проектирование систем управления / Н.П. Деменков // Промышленные АСУ и контроллеры. — 2008. — № 11. — С. 66–69.
  2. Проведение натурных испытаний для отладки программно-аппаратного комплекса для оценки управляемости легких коммерческих автомобилей, оснащенных системами электронными контроля устойчивости. Особенности выполнения маневров на сухом и влажном асфальте / Е.И. Торопов [и др.] // Тр. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. — 2017. — № 4. — С. 172–177.
  3. Куликов, И. Технология HIL как инструмент создания автомобильных многоприводных силовых агрегатов / И. Куликов // Изв. МГТУ «МАМИ». — 2014. — Т. 1. — № 3(21). — С. 27–34.
  4. Джонс, Д. Модельно-ориентированное проектирование систем управления: моделирование и тестирование до реализации в аппаратуре / Д. Джонс, Б.Маккай // Control Engineering Россия. — 2013. — № 5(47). — С. 64–66.
  5. Применение модельно-ориентированного проектирования к созданию АСУ ТП опасных промышленных объектов / С.С. Журавлев [и др.] // Вестн. НГУ. Сер.: Информационные технологии. — 2018. — Т. 16, № 4. — С. 56–65.
  6. Белаз: официальный сайт [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: https://belaz.by. — Дата доступа: 01.07.2020.
  7. Оценка влияния неточностей вертикального расположения кронштейнов подвески самосвала на неравномерность их нагруженности / А.Г. Выгонный [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2018. — Вып. 7. — С. 101–104.
  8. Алгоритм гашения продольно-угловых колебаний карьерного самосвала / С.В. Хитриков [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 1(50). — С. 26–32.
  9. BODAS Controller RC12-10/30 [Electronic resource] // Rexroth A Bosch Company. — Mode of access: https://www.boschrexroth. com/en/xc/products/product-groups/mobile-hydraulics/mobileelectronics/ bodas-hardware/bodas-controllers/rc12-10-30. — Date of access: 03.04.2020.
  10. PCAN-USB Pro [Electronic resource] // Peak System: официальный сайт. — Mode of access: https://www.peak-system.com/ PCAN-USB-Pro.200.0.html?&L=1. — Date of access: 13.02.2020.
  11. USB-1208HS Series [Electronic resource] // MC Measurement Computing: официальный сайт. — Mode of access: https:// www.mccdaq.com/usb-data-acquisition/USB-1208HS-Series. aspx. — Date of access: 19.07.2019.

Название статьи ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА КОМПОЗИТОВ НА ОСНОВЕ СПЕЧЕННОГО ИМПАКТНОГО АЛМАЗА НА ИХ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ПРИ ОБРАБОТКЕ КАРБИДА КРЕМНИЯ
Авторы

В.Т. СЕНЮТЬ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

П.А. ВИТЯЗЬ, акад. НАН Беларуси, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник отделения технологий машиностроения и металлургии, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь; руководитель аппарата НАН Беларуси, Президиум НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.И. ЖОРНИК, д-р техн. наук, проф., начальник отделения технологий машиностроения и металлургии — заведующий лабораторией наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.В. ВАЛЬКОВИЧ, научный сотрудник лаборатории наноструктурных и сверхтвердых материалов, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.П. АФАНАСЬЕВ, д-р геол.-минерал. наук, главный научный сотрудник лаборатории литосферной мантии и алмазных месторождений, Институт геологии и минералогии СО РАН, г. Новосибирск, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 63–70
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 539.2: 658.562
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-63-70
Аннотация В статье представлены результаты сравнительных испытаний на износостойкость спеченных в условиях высоких давлений и температур композиционных материалов (КМ) на основе импактного алмаза (алмаз-лонсдейлитового абразива — АЛА) при обработке карбида кремния (SiC). Для оценки работоспособности КМ на основе импактных алмазов разработана методика определения износостойкости, основанная на определении удельной производительности КМ. Показано, что для КМ на основе импактного алмаза в качестве связующего целесообразно применять SiC. Для КМ на основе импактного алмаза с добавкой 40 об.% SiC удельная производительность при обработке круга из SiC на 25–30 % выше, чем для составов, содержащих плотные фазы BN — wBN и cBN. Снижение удельной производительности КМ «импактный алмаз — cBN» относительно КМ «импактный алмаз — SiC» определяется более высокой дисперсностью кристаллов плотных фаз BN по сравнению с SiC, что в целом ухудшает абразивную способность материала. При этом добавка в состав шихты крупной фракции импактного алмаза 100/63 мкм не приводит к росту удельной производительности абразивного элемента по сравнению с КМ на основе АЛА с размером частиц менее 40 мкм. Предварительная механоактивация исходной шихты также снижает абразивную способность КМ вследствие формирования высокодисперсной структуры материала.
Ключевые слова импактные алмазы, высокие давления и температуры, спекание, карбид кремния, кубический нитрид бора, износостойкость
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Витязь, П.А. Синтез и применение сверхтвердых материалов / П.А. Витязь, В.Д. Грицук, В.Т. Сенють. — Минск: Белорус. наука, 2005. — 359 с.
  2. Андриевский, Р.А. Наноматериалы: концепция и современные проблемы / Р.А. Андриевский // Российский химический журнал. — 2002. — Т. XLVI, № 5. — С. 50–56.
  3. Наноалмазы детонационного синтеза: получение и применение / П.А. Витязь [и др.]; под ред. П.А. Витязя. — Минск: Беларус. навука, 2013. — 381 с.
  4. Наноалмазные композиты / А.В. Ножкина [и др.] // Наноструктурные материалы: технологии, свойства, применение: сб. науч. ст. — Минск, 2017. — С. 108–121.
  5. Афанасьев, В.П. Минералогические и технологические свойства импактных алмазов попигайской астроблемы / В.П. Афанасьев, Н.П. Похиленко // Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология: X Междунар. конф., 2016, Москва, Троицк. — С. 42.
  6. Афанасьев, В.П. Попигайские импактные алмазы: новое российское сырье для существующих и будущих технологий / В.П. Афанасьев, Н.П. Похиленко // Инноватика и экспертиза. — 2013. — Вып. 1(10). — С. 8–15.
  7. Синтез наноструктурного алмаз-лонсдейлитного инструментального композита для абразивной обработки / П.А. Витязь [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2019. — Вып. 8. — С. 352–356.
  8. Обеспечение износостойкости изделий. Методы испытаний на износостойкость. Общие требования: ГОСТ 30480-97. — Введ. РФ 01.07.98. — М.: Изд-во стандартов, 1998. — 12 с.
  9. Получение композитов на основе алмаз-лонсдейлитового абразива для финишной обработки износостойких материалов / П.А. Витязь [и др.] // Новые материалы и технологии: порошковая металлургия, композиционные материалы, защитные покрытия, сварка: материалы 14-й междунар. науч.-техн. конф., Минск, 9–11 сент. 2020 г. / НАН Беларуси [и др.]; редкол.: А.Ф. Ильющенко (гл. ред.) [и др.]. — Минск: Беларус. навука, 2020. — С. 338–343.
  10. Сенють, В.Т. Спекание композиционных материалов инструментального назначения на основе импактных алмазов в условиях высоких давлений и температур / В.Т. Сенють // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук. — 2021. — Т. 66, № 1. — С. 47–57.
  11. Ultra-High Temperature Interaction Between h-BN-Based Composite and Molten Silicon / W. Polkowski [et al.] // Metallurgical and Materials Transactions A. –— 2019. — Vol. 50, iss. 2. — Pp. 997–1008.

Название статьи КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ С ТОРМОЗНЫМИ БАШМАКАМИ
Авторы

А.О. ШИМАНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.Г. КУЗНЕЦОВА, канд. техн. наук, доц., доцент кафедры «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О.В. ДЕМЬЯНЧУК, cтудентка факультета «Управление процессами перевозок», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 48–55
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 004.94:62-599
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-48-55
Аннотация Рассматривается проблема удержания вагонов от скатывания на станционных железнодорожных путях с допустимым уклоном 0–2,5 ‰. Приведены результаты компьютерного моделирования динамического взаимодействия колес с установленными на рельсах тормозными башмаками в процессе остановки вагона грузового поезда с применением стандартных тормозных башмаков в инженерном программном комплексе MSC.ADAMS. При этом учитывались различные свойства поверхности рельса, моделирующие благоприятные и неблагоприятные для торможения условия контакта между колесом, тормозным башмаком и рельсом, обусловленные как погодными условиями, так и особенностями расположения и эксплуатации станционных путей. Исследовано взаимодействие колес вагона с максимальной нагрузкой на ось и станционных тормозных башмаков, установленных на рельсах, при различных начальных скоростях движения транспортного средства, а также при нахождении его в покое на путях с допустимым уклоном при условиях обеспечения минимального трения между колесом и рельсом, а также рельсом и башмаком, что соответствует нахождению состава на замасленных рельсах. Показано, что при превышающей 0,5 м/с скорости наезда на расположенный на замасленных рельсах тормозной башмак не всегда возможно обеспечить удержание железнодорожного состава. При других условиях наезда колеса на тормозной башмак также возможно возникновение проблем с удержанием состава на рельсах, обусловленных такими случайными факторами, как боковая ветровая нагрузка, обледенение рельсов, изношенность и деформация поверхности колеса и тормозного башмака, уменьшающими динамический коэффициент трения между контактирующими поверхностями.
Ключевые слова тормозной башмак, компьютерное моделирование, колесная пара, MSC.ADAMS
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Луговцов, М.Н. Проектирование железнодорожных станций и узлов: учеб. пособие для вузов / М.Н. Луговцов, В.Я. Негрей, В.А. Подкопаев. — Гомель: БелГУТ, 2004. — 159 c.
  2. ALDON Company Inc. [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.aldonco.com/PDFs/Catalog%202019/Catalog- 2019-29-web.pdf. — Date of access: 20.06.2021.
  3. Safetrack Baavhammar AB. [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.safetrack.se/images/user/safetrackcatalogue. pdf. — Date of access: 20.06.2021.
  4. Тормозной башмак с фрикционными элементами: пат. RU 202936 / М.Ф. Капустьян, А.В. Обрывалин. — Опубл. 15.03.2021. — 7 c.
  5. Тормозной башмак: пат. RU 2345922 C1 / И.П. Старшов, А.В. Николаев, В.Я. Берент, Е.Р. Шнейдерман, А.С. Бабий, Г.В. Горбунов. — Опубл. 10.02.2009. — 6 с.
  6. Friction rail skate: pat US 8567571 / S.E. Neff, J.L. Lockridge, W.M. Scott. — Publ. date: 29.10.2013. — 21 p.
  7. Anti-Runaway Prevention System with Wireless Sensors for Intelligent Track Skates at Railway Stations / C. Jiang [et al] // Sensors. — 2017. — Vol. 17, iss. 12. — 12 p. — DOI: https://doi.org/10.3390/s17122955.
  8. Fastening Device of the Railway Rolling Stock / А. Pinchuk [et al.] // ICTE in Transportation and Logistics. — 2019. — Рp. 211–217.
  9. Pinchuk, A. Improved rolling system of railway stock on brake shoe / А. Pinchuk [et al.] // Procedia Computer Science. — 2019. — Vol. 149. — Рp. 258–263.
  10. Козаченко, Д.М. Проблеми закріплення рухомого складу на коліях залізничних станцій / Д.М. Козаченко // Залізничний транспорт України. — 2013. — Вип. 3/4 (100/101). — С. 69–73.
  11. Modeling and analysis of wag7 locomotive brake hanger / P.N.V. Balasubramanyam [et al.] // International Journal of Pure and Applied Mathematics. — 2017. — Vol. 116, no. 6. — Pp. 173–177.
  12. Wu, Q. Train braking simulation with wheel-rail adhesion model / Q. Wu, C. Cole, M. Spiryagin // Vehicle system dynamics. — 2020. — Vol. 58, no. 8. — Pp. 1226–1241. — DOI: https://doi.org/10.1080/00423114.2019.1645342.
  13. Чебаков, М.И. Расчет температурных полей при взаимодействии тормозной колодки и железнодорожного колеса на основе термоупругой модели / М.И. Чебаков, А.А. Ляпин, И.В. Колесников // Вестн. РГУПС. — 2013. — № 2(50). — С. 76–79.
  14. Gopinath, G. Analysis of redesigned brake shoe / G. Gopinath, P. Murali // Materials Today: Proceedings. — 2020. — Vol. 22. — Pp. 507–513. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.matpr.2019.08.105.
  15. Шимановский, А.О. Изменение напряженно-деформированного состояния элементов дискового тормоза при торможении / А.О. Шимановский, О.А. Суханова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2020. — № 4(68). — С. 58–64. — DOI: https://doi.org/10.26731/1813- 9108.2020.4(68).58-64.
  16. Study of the influence of the brake shoe temperature and wheel tread on braking effectiveness / P. Ivanov [et al.] // Journal of Physics: Conference Series. — 2020. — Vol. 1614, iss. 1. — DOI:
    https://doi.org/10.1088/1742-6596/1614/1/012086.