Название статьи РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБВОДА ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ
Авторы

А.И. ТАРАТОРКИН, аспирант, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация; инженер-конструктор 3-й категории, Специальное конструкторское бюро машиностроения, г. Курган, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.В. АБДУЛОВ, канд. техн. наук, исполнительный директор – главный конструктор, Специальное конструкторское бюро машиностроения, г. Курган, Российская Федерация; доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.Б. ДЕРЖАНСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация;
ведущий научный сотрудник, нститут машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.А. ВОЛКОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; инженер-программист, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е.Б. САРАЧ, д-р техн. наук, профессор кафедры СМ-9, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.И. КОМИССАРОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры СМ-9, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2024
Номер журнала 4(69)
Страницы 50–60
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.3.033
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-50-60
Аннотация В статье представлен анализ методов исследования динамики ветвей гусеничного обвода, обоснована и предложена методология исследования и имитационная пространственная модель гусеничного движителя транспортной машины высокой проходимости, отличающаяся от распространенных струнных безынерционных и стержневых инерционных моделей ветвей гусеничного движителя возможностью учета сложной совокупности кинематических и силовых факторов, возбуждаемых при движении гусеничной машины на установившихся и переходных режимах движения. Модель разработана в программном комплексе «Универсальный механизм», сочетает в себе основные зависимости работы системы подрессоривания машины в различных условиях движения и зависимости взаимодействия траков гусеницы между собой, учитывающие радиальные, продольные и крутильные жесткости при их взаимодействии. Модель допускает дальнейшее развитие с целью углубленного изучения и учета различных факторов, действующих в элементах конструкции гусеничного движителя, например таких, как особенностей взаимодействия опорных катков с траками в опорной ветви гусеницы, особенностей формирования момента сопротивления повороту и поворачивающего момента в зависимости от типа механизма поворота — ступенчатого, дифференциального гидрообъемного. Эффективность модели оценивается на примере исследования явления «захвата» гусеницы ведущим колесом при наезде на типовую неровность синусоидального профиля. Приводится обоснование варианта технического решения проблемы — установка успокоителя свободной ветви — и результаты определения численных параметров его динамической нагруженности применительно к объекту исследования — транспортной гусеничной машины высокой проходимости. Таким образом, по результатам проведенных исследований установлены особенности динамических процессов в гусеничном движителе, выявлены основные закономерности процесса формирования поперечных колебаний, их зависимости от конструктивных параметров обвода и различных эксплуатационных факторов.
Ключевые слова гусеничный движитель, динамика, взаимодействие, возбуждение, волновой процесс, моделирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Платонов, В.Ф. Динамика и надежность гусеничного движения / В.Ф. Платонов. — М.: Машиностроение, 1973. — 232 с.
  2. Теория и конструкция танка: в 10 т. / под. ред. П.П. Исакова. — М.: Машиностроение, 1985. — Т. 6: Вопросы проектирования ходовой части военных гусеничных машин. — 244 с.
  3. Аврамов, В.П. Динамика гусеничной транспортной машины при установившемся движении по неровностям / В.П. Аврамов, Н.Б. Калейчев. — Харьков: Вища школа, Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1989 г. — 111 с.
  4. Кошляков, Н.С. Уравнения в частных производных математической физики / Н.С. Кошляков, Е.Б. Глинер, М.М. Смирнов. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1970. — 710 с.
  5. Тимошенко, С.П. Колебания в инженерном деле / С.П. Тимошенко, Д.Х. Янг, У. Уивер; пер. Я.Г. Пановко. — М.: Наука 1967. — 444 с.
  6. Светлицкий, В.А. Задачи и примеры по теории колебаний: учеб. пособ. для втузов / В.А. Светлицкий. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — Ч. II. — 264 с.
  7. Светлицкий, В.А. Строительная механика машин. Механика стержней: учеб. для вузов: в 2 т. / В.А. Светлицкий. — М.: Физматлит, 2009. — Т. 1: Статика. — 408 с.
  8. Жданович, Ч.И. Экспериментальные исследования колебаний верхней ветви резиноармированной гусеницы сельскохозяйственного трактора / Ч.И. Жданович, В.Н. Плищ // Агропанорама. — 2023. — № 4(158). — С. 4–9. — DOI: https://doi.org/10.56619/2078-7138-2023-158-4-4-9.
  9. Жданович, Ч.И. Выбор количества и расположения поддерживающих катков гусеничного трактора на основании анализа колебаний верхней ветви резиноармированной гусеницы / Ч.И. Жданович, В.Н. Плищ // Известия НАН Беларуси. Серия физ.-техн. наук. — 2023. — Т. 68, № 2. — С. 121–136. — DOI: https://doi.org/10.29235/1561-8358-2023-68-2-121-136.
  10. Strutynskyi, S. Mathematical modelling of a specialized vehicle caterpillar mover dynamic processes under condition of the distributing the parameters of the Caterpillar / S. Strutynskyi, V. Kravchuk, R. Semenchuk // International Journal of Engineering & Technology. — 2018. — Vol. 7, no. 4.3. — Pp. 40–46. — DOI: https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.3.19549.
  11. Strutynsky, S.V. Impulse dynamic processes and wave phenomena in the caterpillar mover of the terrestrial robotic complex / S.V. Strutynsky // Вібрації в техніці та технологіях. — 2018. — № 4(91). — С. 5–13.
  12. Scholar, C. Efficient vibration modelling of elastic vehicle track systems / C. Scholar, N.C. Perkins // J. Sound Vib. — 1999. — Vol. 228, iss. 5. — Pp. 1057–1078. — DOI: https://doi.org/10.1006/jsvi.1999.2458.
  13. Chołodowski, J. On the energy losses due to tracks vibrations in rubber track crawler vehicles / J. Chołodowski, P.A. Dudziński, M. Ketting // Archives of Civil and Mechanical Engineering. — 2021. — Vol. 21. — DOI: https://doi.org/ 10.1007/s43452-021-00212-8.
  14. Chołodowski J., A method for experimental identification of bending resistance of reinforced rubber belts / J. Chołodowski, P. Baranowski, P. Dudzinski // Computational technologies in engineering: Proc. of the 15th conference on computational technologies in engineering. — Melville: AIP Publishing, 2019. — DOI: https://doi.org/10.1063/1.5092042.
  15. Visualized simulation and design method of mechanical system dynamics based on transfer matrix method for multibody systems / X. Rui, J. Gu, J. Zhang [et al.] // Adv. Mech. Eng. — 2017. — Vol. 9, iss. 8. — DOI: https://doi.org/10.1177/1687814017714729.
  16. Riccati transfer matrix method for linear tree multibody systems / J. Gu, X. Rui, J. Zhang [et al.] // J. Appl. Mech. — 2017. — Vol. 84, iss. 1. — DOI: https://doi.org/10.1115/1.4034866.
  17. A new version of transfer matrix method for multibody systems / X. Rui, D. Bestle, J. Zhang, Q. Zhou // Multibody Syst. Dyn. — 2016. — Vol. 38, iss. 2. — Pp. 137–156. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11044-016-9528-5.
  18. Stephen, N.G. On the Riccati transfer matrix method for repetitive structures / N.G. Stephen // Mech. Res. Commun. — 2010. — Vol. 37, iss. 7. — Pp. 663–665. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.mechrescom.2010.07.017.
  19. Pogorelov, D. Parallel computations and co-simulation in Universal Mechanism software. Part 1: Algorithms and implementation / D. Pogorelov, A. Rodikov, R. Kovalev // Transport problems. — 2019. — Vol. 14, iss. 3. — P. 163–175. — DOI: https://doi.org/10.20858/tp.2019.14.3.15.
  20. Сакало, В.И. Кривые контактной усталости рельсовой стали / В.И. Сакало, А.В. Сакало // Вестн. Научно-исслед. ин-та железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). — 2024. — Т. 83, № 2. — С.124–135. — DOI: https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-2-124-135.
  21. Болотин, В.В. Динамическая устойчивость упругих систем / В.В. Болотин. — М.: Гос. изд-во технико-теоретич. лит-ры, 1956. — 600 с.
  22. Возбуждение волновых процессов в движителе быстроходной гусеничной машины / А.И. Тараторкин, С.В. Абдулов, В.Б. Держанский [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2023. — Вып. 12. — С. 36–41.
  23. Динамика процессов взаимодействия элементов гусеничного движителя при наезде первого опорного катка на неровность / И.А. Тараторкин, В.Б. Держанский, С.В. Абдулов [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». — 2023. — Т. 23, № 3. — С. 27–38. — DOI: https://doi.org/10.14529/engin230303.
  24. Merhof, W. Fahrmechanik der Kettenfahrzeuge / W. Merhof, E.-M. Hackbarth // AtheneForschung. — URL: https://atheneforschung. unibw.de/doc/111331/111331.pdf (date of access: 12.07.2024).

Название статьи МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ И ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАМАЗ. ЧАСТЬ 1
Авторы

В.С. КАРАБЦЕВ, канд. техн. наук, доц., руководитель службы конструкторских и научно-исследовательских расчетов, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; доцент кафедры информационных систем, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.Х. ВАЛЕЕВ, канд. техн. наук, доц., советник генерального директора, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; доцент кафедры автомобилей, автомобильных двигателей и дизайна, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ
Год 2024
Номер журнала 4(69)
Страницы 39–49
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.3.021
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-39-49
Аннотация Эксплуатационные показатели колесных транспортных средств (КТС) — расход горюче-смазочных материалов, мочевины, скорость доставки груза — всегда были и остаются одними из ключевых факторов, обеспечивающих их высокую эффективность. Для повышения эффективности КТС специалистами ПАО «КАМАЗ» разработаны и применяются на практике как стандартизованные методы исследований этих показателей, так и оригинальные методики с соответствующим инструментальным обеспечением. В арсенале конструкторских и исследовательских подразделений имеются инструменты для выполнения аналитических расчетов, компьютерного моделирования, лабораторно-дорожных и эксплуатационных испытаний, а также стендовое оборудование для определения исходных данных для расчетных моделей и их валидации. В первой части работы представлен опыт выполнения аналитических исследований. Во второй части будут изложены методы расчетных и экспериментальных исследований.
Ключевые слова колесное транспортное средство, эксплуатационный расход топлива, средняя скорость движения, условия эксплуатации, двигатель, трансмиссия
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Güntert, S.T. Euro VI challenges for south America / S.T. Güntert // Argentina.gob.ar. — URL: https://www.argentina.gob.ar/sites/default/files/2.-south-america-euvi.pdf (data of access: 03.10.2024).
  2. Europe’s lost decade of truck fuel economy // T&E. — URL: https://www.transportenvironment.org/articles/europes-lostdecade- truck-fuel-economy (date of access: 25.07.2024).
  3. Becker, R. Grosses und neues Caliber / R. Becker // Lastauto Omnibus. — 2022. — Nr. 10. — S. 8–20.
  4. Becker, R. Grosses und neues Caliber / R. Becker // Lastauto Omnibus. — 2022. — Nr. 11. — S. 28–35.
  5. Becker, R. Tag der Abrechnung / / R. Becker // FERNFAHRER Lastauto Omnibus. — 2024. — Nr. 11. — S. 18–26.
  6. MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1848 LS, Scania R 164 LA 480. Gehobene Ausstattung und 460 PS hieBen diesmal die Bedingungen für den 1000-Punkte-Test // Lastauto Omnibus. — 2001. — Nr. 1. — S. 9–20.
  7. United States efficiency and greenhouse gas emission regulations for model year 2018–2027 heavy-duty vehicles, engines, and trailers // TransportPolicy.net. — URL: https://www.transportpolicy.net/wp-content/uploads/2017/06/ICCT-update_ US-HDV-Ph2-NPRM_jun2015_v2.pdf (date of access: 25.07.2024).
  8. CO2 standards and labels for heavy duty vehicles. A comparative analysis of design options // CE Delft. — URL: https://ce.nl/wp-content/uploads/2021/03/CE_Delft_4A94_A_comparative_
    analysis_of_design_options_DEF_1393586546.pdf (date of access: 25.07.2024).
  9. Валеев, Д.Х. Пути снижения расхода топлива грузовых автомобилей / Д.Х. Валеев, В.С. Карабцев // Механика машин, механизмов и материалов. — 2014. — № 4(29). — С. 33–39.
  10. Карабцев, В.С. Оценка увеличения эксплуатационного расхода топлива магистрального автопоезда КАМАЗ в зимних условиях / В.С. Карабцев, Д.Х. Валеев // Грузовик. — 2024. —
    № 8. — С. 23–30. — DOI: https://doi.org/10.36652/1684-1298-2024-8-23-30.
  11. Высоцкий, М.С. Топливная экономичность автомобилей и автопоездов / М.С. Высоцкий, Ю.Ю. Беленький, В.В. Московкин. — Минск: Наука и техника,1984. — 208 с.
  12. Токарев, А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля / А.А. Токарев. — М.: Машиностроение, 1982. — 223 с.
  13. Химченко, А.В. Определение расхода топлива автомобиля в ездовых циклах аналитическими методами / А.В. Химченко, Н.И. Мищенко, В.В. Быков // Двигателестроение. — 2022. — № 4. — С. 40–49.
  14. Хабибуллозода, Х.Х. Исследование зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза при междугородных перевозках / Х.Х. Хабибуллозода, Н.К. Горяев // Вестник СибАДИ. — 2021. — Т. 18, № 3(79). — С. 264–273. — DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-3-264-273.
  15. A roadmap for heavy-duty engine CO2 standards within the European Union framework // ICCT. — URL: https://theicct.org/publication/a-roadmap-for-heavy-duty-engine-co2-standards- within-the-european-union-framework/ (date of access: 28.07.2024).
  16. Prada, D.N. Opportunities for medium and heavy duty vehicle fuel economy improvements through hybridization / D.N. Prada, R. Vijayagopal, V. Costanzo // SAE Technical Paper. — 2021. — DOI: https://doi.org/10.4271/2021-01-0717.
  17. Advances in vehicle and powertrain efficiency of long-haul commercial vehicles: A review / N. Balazadeh Meresht, S. Moghadasi, S. Munshi [et al.] // Energies. — 2023. — Vol. 16, iss. 19. — DOI: https://doi.org/10.3390/en16196809.
  18. Proposed rule: greenhouse gas emissions standards for heavy-duty vehicles — Phase 3 // US EPA. — URL: https://www.epa.gov/regulations-emissions-vehicles-and-engines/proposed- rule-greenhouse-gas-emissions-standards-heavy (date of access: 14.07.2023).

Название статьи ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ПОВРЕЖДАЮЩИХ ПО КРИТЕРИЮ УСТАЛОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМОВ НАГРУЖЕНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ КУЗОВА КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА
Авторы

А.В. ШМЕЛЁВ, канд. техн. наук, доц., заместитель генерального директора по научной работе, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.М. НАСКОВЕЦ, генеральный конструктор – начальник НТЦ им. А.Н. Егорова, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С.В. ХИТРИКОВ, заместитель начальника отдела моделирования и виртуальных испытаний РКЦМП, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ал-р Л. КРАВЧЁНОК, научный сотрудник сектора виртуальных испытаний отдела моделирования и виртуальных испытаний РКЦМП, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 4(69)
Страницы 17–27
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.023
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-17-27
Аннотация Разработана методика расчетно-экспериментальной оценки повреждающего воздействия эксплуатационных режимов на несущую конструкцию кузова карьерного самосвала. Методика позволяет определять наиболее опасные по критерию многоцикловой усталости зоны несущей конструкции, а также оценивать повреждающее действие отдельных эксплуатационных режимов, формирующих рабочий цикл самосвала. Апробация методики выполнена на примере исследования нагруженности и накопления усталостных повреждений несущих конструкций кузова карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558. Нагруженность конструкций определена в ходе полигонных испытаний самосвала для восьми режимов нагружения, включающих загрузку и разгрузку кузова сыпучим грузом. Процессы изменения механических осевых напряжений в ходе испытаний зарегистрированы в восьми зонах. Результаты анализа экспериментальных данных выявили две наиболее нагруженные зоны конструкции, в которых накопление усталостных повреждений происходит более чем в 2 раза быстрее, чем в остальных. Установлено, что режимы движения самосвала по технологической дороге и дороге в отвале характеризуются наибольшим накоплением усталостных повреждений конструкций. Наибольшее усталостное повреждение за рабочий цикл самосвала в рассматриваемых зонах кузова формируется при движении по технологической дороге. При этом наибольшее удельное эквивалентное усталостное повреждающее действие создается при движении по дороге «отвал» и больше соответствующего значения для технологической дороги примерно в 1,5 раза. Это объясняется тем, что протяженность технологической дороги в рассматриваемом рабочем цикле самосвала больше протяженности дороги «отвал» в 7 раз.
Ключевые слова карьерный самосвал, кузов, несущая конструкция, методика, испытания, расчет, усталость, режим нагружения, накопление повреждений
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Долматовский, Ю.А. Основы конструирования автомобильных кузовов / Ю.А. Долматовский. — М.: МАШГИЗ, 1962. — 320 с.
  2. Кац, А.М. Автомобильные кузова / А.М. Кац. — М.: Транспорт, 1972. — 117 с.
  3. Тесер, Е. Кузова большегрузных автомобилей / Е. Тесер; пер. с польск. Г.В. Коршунова. — М.: Машиностроение, 1979. — 232 с.
  4. Автомобиль: основы конструкции: учебник для студентов вузов по спец. «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1986. — 304 с.
  5. Автомобили: конструкция, конструирование и расчет. Системы управления и ходовая часть: учеб. пособие для вузов / А.И. Гришкевич, Д.М. Ломако, В.П. Автушко [и др.]; под ред. А.И. Гришкевича. — Минск: Выш. шк., 1987. — 200 с.
  6. Автомобили-самосвалы / В.Н. Белокуров, О.В. Гладков, А.А. Захаров, А.С. Мелик-Саркисьянц; под общ. ред. А.С. Мелик-Саркисьянца. — М.: Машиностроение, 1987. — 216 с.
  7. Кудрявцев, С.М. Кузов современного автомобиля: монография / С.М. Кудрявцев, Г.В. Пачурин, Д.В. Соловьев; под общ. ред. С.М. Кудрявцева. — Нижний Новгород, 2010. — 236 с.
  8. Родичев, В.А. Грузовые автомобили: учебник для нач. проф. образования / В.А. Родичев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с.
  9. Акулова, А.А. Основы конструкции автомобилей: учеб. пособие / А.А. Акулова, Ю.Н. Строганов; под общ. ред. Ю.Н. Строганова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 168 с.
  10. Павленко, П.Д. Влияние силового взаимодействия кузова и шасси на прочность рамы большегрузного автомобиля-самосвала: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 01.02.06 / Павленко Петр Дмитриевич; Завод-ВТУЗ при Моск. автомоб. з-де им. И.А. Лихачева. — М., 1984. — 26 с.
  11. Прочность и долговечность корпусных деталей карьерных автосамосвалов: операт.-инф. матер. / А.К. Бернацкий [и др.]. — Минск: Ин-т проблем надежности и долговечности машин, 1989. — 53 с.
  12. Вихренко, Д.В. Совершенствование методов проектирования несущих узлов шасси грузового автомобиля для повышения их прочностных характеристик: дис. ... канд. техн. наук: 05.05.03 / Дмитрий Вячеславович Вихренко; БНТУ. — Минск, 2008. — 161 с.
  13. Сибгатуллин, К.Э. Разработка методов расчета на прочность несущих систем грузовых автомобилей с учетом пластических деформаций: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.05.03 / Камиль Эмерович Сибгатуллин; Камская гос. науч.-технич. акад. — Набережные Челны, 2009. — 20 с.
  14. Испеньков, С.А. Моделирование динамической нагруженности рам карьерных самосвалов для оценки и повышения их долговечности: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 01.02.06 / Сергей Анатольевич Испеньков; Объед. ин-т машиностроения НАН Беларуси. — Минск, 2013. — 20 с.
  15. Расчетная оценка усталостной долговечности несущих конструкций карьерного самосвала на основе комплексного компьютерного моделирования процессов нагружения и накопления повреждений / А.В. Шмелёв, Э.В. Лисовский, С.А. Шляжко [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. — 2020. — № 1(50). — С. 33–44.
  16. Проектная оценка конструкции рамы на стадии эскизной компановки четырёхосного автомобиля-самосвала / П.П. Капуста, О.Н. Лебедев, М.П. Дидух [и др.] // Машиностроение: респ. межвед. сб. науч. тр. / Бел. нац. техн. ун-т; редкол.: В.К. Шелег (гл. ред.) [и др.]. — Минск: БНТУ, 2021. — Вып. 33. — С. 106–127.
  17. Логинов, А.И. Вагоны-самосвалы / А.И. Логинов, Н.Е. Афанаскин. — М.: Машиностроение, 1975. — 192 с.
  18. Вагоны-самосвалы. Требования к прочности и динамическим качествам: ГОСТ 34764-2021. — Введ. 01.02.2022. — М.: Рос. ин-т стандартизации, 2021. — 36 с.
  19. Карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности. Проектирование, технологии, маркетинг / П.Л. Мариев, А.Н. Егоров, В.И. Моисеенко [и др.]. — Минск: Интегралполиграф, 2008. — 320 с.
  20. Разработка имитационной модели динамики карьерного автосамосвала для определения нагрузок, действующих на несущую систему и грузовую платформу при загрузке и разгрузке дисперсного груза / Д.М. Дубинкин, И.В. Чичекин, Я.Ю. Левенков, Г.А. Арутюнян // Горная промышленность. — 2021. — № 6. — С. 117–126. — DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2021-6- 117-126.
  21. Дубинкин, Д.М. Методика определения нагрузок, действующих при погрузке и разгрузке грузовой платформы (кузова) карьерного самосвала / Д.М. Дубинкин // Горное оборудование и электромеханика. — 2022. — № 3(161). — С. 31–49. — DOI: https://doi.org/10.26730/1816-4528-2022-3-31-49.
  22. Барышников, Ю.Н. Силовое взаимодействие узлов автомобиля-самосвала при разгрузке / Ю.Н. Барышников // Машины и установки: проектирование, разработка и эксплуатация. — 2015. — № 2. — С. 35–43.
  23. Исследование нагруженности и долговечности платформы самосвала при моделировании загрузки сыпучим грузом / П.С. Литвинюк, А.Л. Кисельков, А.С. Хацкевич, А.М. Насковец
    // Актуальные вопросы машиноведения: cб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2023. — Вып. 12. — С. 248–254.
  24. Sankar, N.B. Optimization of material usage in the fabrication of dump body / N.B. Sankar, M.L. Sramika // International journal of innovative technology and research. — 2016. — Vol. 4, iss. 5. — P. 3596–3604.
  25. Hybrid multi-objective optimization method based on NSGA-II algorithm and entropy weighted TOPSIS for lightweight design of dump truck carriage [Electronic resource] / R. Jiang, S. Ci, D. Liu [et al.] // Machines. — 2021. — Vol. 9, iss. 8. — DOI: https://doi.org/10.3390/machines9080156.
  26. Тенденции развития грузовых платформ карьерных самосвалов / Д.М. Дубинкин, А.В. Ялышев, Ш.Я. Исмаилова // Горная промышленность. — 2023. — № 3. — P. 72–76. — DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-3-72-76.
  27. Austin’s lightest-ever truck tray launched // Austin. — URL: https://www.austineng.com/austins-lightest-ever-truck-traylaunched/ (date of access: 20.08.2024).
  28. New ultraclass Duratray SDB models designed and commissioned for CATERPILLAR 796AC mining trucks // Duratray. — URL: https://www.duratray.com/post/new-ultraclass-duratraysdb-models-designed-and-commissioned-for-cat-796ac-trucks (date of access: 20.08.2024).
  29. Schlam launches Hercules EXO Dump Body // Trucksales Staff. — URL: https://www.trucksales.com.au/editorial/details/ schlam-launches-hercules-exo-dump-body-134140 (date of access: 20.08.2024).
  30. Austin’s High-Performance Truck Tray (HPT) at cutting-edge of design and engineering // Austin. — URL: https://www.austineng. com/austins-high-performance-truck-tray-hpt-at-cuttingedge-of-design-and-engineering/ (date of access: 20.08.2024).
  31. First Central Europe deliveries of Metso Truck Bodies // Aggregates Business. — URL: https://www.aggbusiness.com/ab1/ news/first-central-europe-deliveries-metso-truck-bodies (date of access: 20.08.2024).
  32. Hercules open cut dump bodies // Schlam. — URL: https://schlam.com/payload-apac/hercules-open-cut-dump-bodies/ (date of access: 20.08.2024).
  33. Body upgrade for haul trucks // Austin. — URL: https://www.austineng.com/body-upgrade-for-haul-trucks/ (date of access: 20.08.2024).
  34. DT hiload industrial equipment // Simuserv. — URL: https://www.simuserv.de/fileadmin/user_upload/downloads/ Branchen/T_M/3DS_2015_CS_Tray_Optimisation_ DTHiLoad_CF.pdf (date of access: 20.08.2024).
  35. How to analyze the structural strength of dump truck body during loading and unloading using EDEM +OS one-way coupling // Altair Community. — URL: https://community.altair.com/discussion/39642/how-to-analyze-the-structural-strengthof- dump-truck-body-during-loading-and-unloading-usingedem- os-one-way-coupling (date of access: 20.08.2024).
  36. Шмелёв, А.В. Совершенствование методов схематизации случайных процессов нагружения и расчета усталостной долговечности несущих конструкций грузовых автомобилей: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 01.02.06 / Алексей Васильевич Шмелёв; Объед. ин-т машиностроения НАН Беларуси. — Минск, 2010. — 20 с.
  37. Jono, M. Fatigue damage and crack growth under variable amplitude loading with reference to the counting methods of stress-strain ranges / M. Jono // International Journal of Fatigue. — 2005. — Vol. 27, iss. 8. — P. 1006–1015. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijfatigue.2004.09.011.

Название статьи ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ГЕРОТОРНОМ НАСОСЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Авторы

И.А. ПОПОВ, чл.-корр. АН Республики Татарстан, д-р техн. наук, профессор кафедры теплотехники и энергетического машиностроения, руководитель лаборатории моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ю.В. ЖУКОВА, канд. физ.-мат. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Д. ЧОРНЫЙ, канд. физ.-мат. наук, доц., заведующий лабораторией турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Т.А. БАРАНОВА, старший научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.Г. КУХАРЧУК, научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.М. МЕДВЕДЕВ, канд. техн. наук, доц., директор Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.А. ПОПОВ-младший, студент Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; лаборант лаборатории моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 4(69)
Страницы 28–38
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.522.4, 004.942
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-28-38
Аннотация В статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе созданы математическая и компьютерная модели масляного насоса системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических процессов при работе насоса с целью верификации и валидации моделей на основе экспериментальных данных. Далее предложен метод реверс-инжиниринга рабочих характеристик насоса и построена его рабочая характеристика. На основе проведенных расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной моделей цифровых двойников героторного масляного насоса. Проведены расчеты насоса с измененной конструкцией.
Ключевые слова система смазки, масляный насос, рабочая характеристика насоса, потери давления, цифровой двойник, математическая модель, достоверная компьютерная модель, численное моделирование
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей: учеб. для втузов / Д.Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин [и др.]; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
  2. Габитова, Г.Ф. Цифровой двойник как основа инновационного развития малых и средних предприятий автомобильной промышленности на примере Германии и России / Г.Ф. Габитова, Т.Ю. Хватова // Бизнес. Образование. Право. — 2020. — № 3(52). — С. 132–138. — DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.52.387.
  3. Сосфенов, Д.А. Использование цифровых двойников в автомобильной промышленности: российский и зарубежный опыт / Д.А. Сосфенов // Экономика и управление. — 2023. — Т. 29, № 6. — С. 662–669. — DOI: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-6-662-669.
  4. Цифровые двойники как способ оптимизации производства электромобилей / А.В. Лихвойнен [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 7-2. — С. 184–191. — DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.1797.
  5. Фомичева, Т.Л. Применение технологии цифровых двойников в автомобильной промышленности: российский опыт / Т.Л. Фомичева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — Т. 11, № 12А. — С. 181–186. — DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2021.24.88.003.
  6. Grieves, M.W. Digital Twins: past, present, and future / M.W. Grieves // The Digital Twin. Eds.: N. Crespi, A.T. Drobot, R. Minerva. — Springer, 2023. — Рp. 97–121. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-21343-4_4.
  7. Grieves, M. Digital Twin: Mitigating Unpredictable, Undesirable Emergent Behavior in Complex Systems. / M. Grieves, J. Vickers // Transdisciplinary Perspectives and Complex Systems: New Findings and Approaches. Eds by F.J. Kahlen, S. Flumerfelt, A. Alves // Springer. — 2017. — Pp. 85–113. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-38756-7_4.
  8. Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. Краткий доклад / А.И. Боровков, А.А. Гамзикова, К.В. Кукушкин, Ю.А. Рябов. — СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. — 62 с. — DOI: https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i20-130.
  9. Блинов, В.Л. Цифровые двойники турбомашин: учеб. пособие / В.Л. Блинов, С.В. Богданец; науч. ред. О.В. Комаров; М-во науки и высш. образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. — 162 с.
  10. Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения: ГОСТ Р 57700.37–2021. — Введ. 16.09.2021. — М.: Российский институт стандартизации, 2021. — 15 с.
  11. Цифровые двойники: вопросы терминологии / А.И. Боровков [и др.]. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. — 28 с.
  12. Кокорев, Д.С. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса / Д.С. Кокорев, А.А. Юрин // Colloquium-Journal. — 2019. — No. 10(34), part 2. — P. 101–105. — DOI: https://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10264.
  13. Дозорцев, В.М. Цифровые двойники в промышленности: жизнь после Хайпа / В.М. Дозорцев // Автоматизация в промышленности. — 2023. — № 12. — С. 3–9. — DOI: https:// doi.org/10.25728/avtprom.2023.12.01.
  14. Прохоров, А. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, М. Лысачев; под ред. А. Боровкова. — М.: ООО «АльянсПринт», 2020. — 401 с.
  15. Rundo, M. Lubrication pumps for internal combustion engines: a review / M. Rundo, N. Nervegna // Int. J. of Fluid Power. — 2015. — Vol. 16, iss. 2. — Pp. 59–74. — DOI: https://doi.org/1 0.1080/14399776.2015.1050935.
  16. Gamez-Montero, P.J. A review of gerotor technology in hydraulic machines / P.J. Gamez-Montero, E. Codina, R. Castilla // Energies. — 2019. — Vol. 12, iss. 12. — DOI: https://doi. org/10.3390/en12122423.
  17. Ivanović, L. Design, Modeling and simulation of gearing for improving gerotor pump performance / L. Ivanovic // Advances in Hydraulic and Pneumatic Drives and Control 2020. — 2020. — Pp. 15–27. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-59509-8_2.
  18. Саенко, В.П. К расчету героторных гидромашин / В.П. Саенко, Р.Н. Горбатюк // Вестник машиностроения. — 2004. — № 7. — С. 13–16.
  19. Altare, G. Advances in simulation of gerotor pumps: an integrated approach. / G. Altare, M. Rundo // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C: Journal of Mechanical Engineering Science. — 2017. — Vol. 231, iss. 7. — Рр. 1221–1236. — DOI: https://doi.org/10.1177/09544062176946.
  20. Modelling approach on a gerotor pump working in cavitation condition // D. Buono [et al.] / Energy Procedia. — 2016. — Vol. 101. — Pp. 701–709. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2016.11.089.
  21. Pellegri, M. Numerical simulation of Gerotor pumps considering rotor micro-motions // M. Pellegri, A. Vacca // Meccanica. — 2017. — Vol. 52, iss. 2. — Pp. 1851–1870. — DOI: https://doi.org/10.1007/s11012-016-0536-6.
  22. Pellegri, M. A simulation model of Gerotor pumps considering fluid-structure interaction effects: Formulation and validation motions // M. Pellegri, V.H.B. Mannе, A. Vacca // Mechanical Systems and Signal Processing. — 2020. — Vol. 140. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.ymssp.2020.106720.
  23. Rundo, M. Models for flow rate simulation in gear pumps: a review / M. Rundo // Energies. — 2017. — Vol. 10, iss. 9. — DOI: https://doi.org/10.3390/en10091261.
  24. Design analysis & parametric optimization of gerotor oil pump for improving volumetric efficiency / A. Kamal [et al.] // SAE Technical Papers 2016-28-0113; SAE International: Warrendale, PA, USA. — 2016. — Pp. 1–10. — DOI: https://doi.org/10.4271/2016-28-0113.
  25. Schweiger, W. Gerotor Pumps for Automotive Drivetrain Applications: A Multi Domain Simulation Approach / W. Schweiger, W. Schoefmann, A. Vacca // SAE International Journal of Passenger Cars – Mechanical Systems. — 2011. — Vol. 4, iss. 3. — Pp. 1358–1376. — DOI: https://doi.org/10.4271/2011-01-2272.
  26. A Virtual Prototype for Fast Design and Visualization of Gerotor Pumps / J. Pareja-Corcho [et al.] // Applied Sciences. — 2021. — Vol. 11, iss 3. — DOI: https://doi.org/10.3390/app11031190.
  27. Sang, X. Numerical simulation of an inner engaging gerotor based on the optimization of inlet and outlet cavities / X. Sang, X. Zhou, X. Liu // Proc. 5th International Conference on Advanced Design and Manufacturing Engineering, Shenzhen, September19–25, 2015. — China: Atlantis Press, 2015. — Pp. 1691–1695. — DOI: https://doi.org/10.2991/icadme-15.2015.313.
  28. Design of Gerotor Pump and Influence on Oil Supply System for Hybrid Transmission / M. Huang [et al.] // Energies. — 2021. — Vol. 14, iss. 18. — DOI: https://doi.org/10.3390/en14185649.
  29. Design and CFD analysis of gerotor with multiple profile (ellipse–involute–ellipse type and 3-ellipses type) using rotation and translation algorithm / J.H. Bae [et al.] // Proc. of Institute of Mechanical Engineering. Part C: J. Mechanical Engineering Science. — 2016. — Vol. 230, iss. 5. — Pp. 804–823. — DOI: https://doi.org/10.1177/0954406215583888.
  30. Патанкар, С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости / С. Патанкар; пер. с англ. под ред. В.Д. Виоленского. — М.: Энергоатомиздат, 1984. — 152 с.
  31. Wilcox, D.C. Turbulence modeling for CFD / D.C. Wilcox // DCW Industries Inc. — 1993. — 460 p.
  32. Menter, F.R. Ten years of industrial experience with the SST turbulence model / F.R. Menter, M. Kuntz, R. Langtry // Heat and Mass Transfer 4: Proc. 4th International Symposium on Turbulence, Heat and Mass Transfer, Antalya, Turkey, 12–17 Oct. 2003; eds. K. Hanjalic, Y. Nagano, M. Tummers. — Begell House, Inc. — 2003.
  33. Computational fluid dynamics and particle image velocimetry assisted design tools for a new generation of trochoidal gear pumps / M. Garcia-Vilchez [et al.] // Advances in Mechanical Engineering. — 2015. — Vol. 7, iss. 7. — DOI: https://doi.org/10.1177/1687814015592561.
  34. Стасенко, Д.Л. Методика расчета героторного насоса с эпициклоидальным зацеплением / Д.Л. Стасенко, Д.В. Лаевский // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. — 2011. — № 2(45). — С. 23–30.

Название статьи МОДЕЛЬНЫЙ РЯД УНИФИЦИРОВАННЫХ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. БЕЛЕВИЧ, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.В. КАЛИНИН, начальник отдела проектирования электромеханических компонентов НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

П.Э. ШАБАНОВ, главный конструктор по автомобильной технике – начальник управления главного конструктора, ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 4(69)
Страницы 5–16
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33; 621.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-5-16
Аннотация Рассматривается создание модельного ряда унифицированных силовых электроприводов для коммерческого электротранспорта. Особенностью работы является реализация концепции снижения себестоимости изготовления электромеханических силовых установок (ЭМСУ) электромобилей путем унификации узлов и компонентов, входящих в ее состав. При формировании ряда унифицированных силовых электроприводов к компонентам предъявлялся комплекс конструктивных, компоновочных, технологических и экономических требований, обеспечивающих изготовление на их базе грузовых либо пассажирских электромобилей полной массой от 3,5 до 12 т, что соответствует категориям транспортных средств N1, N2, М2, М3. Разработанные основные компоненты унифицированных ЭМСУ включают: асинхронные трехфазные тяговые электрические моторы с диапазоном мощностей от 80 до 300 кВт, диапазоном крутящих моментов от 250 до 1000 Н·м соответственно, частотой вращения выходного вала 9000 мин–1 и жидкостным охлаждением статора и ротора; инверторы, предназначенные для управления тяговыми электромоторами с диапазоном входных напряжений от 300 до 900 В, диапазоном выходных фазных токов от 200 до 600 А и жидкостным охлаждением силовых ключей; понижающие редукторы с передаточным отношением от 3 до 4,5 и ступенчатые коробки передач с количеством передач от 2 до 4. Результатом работ по унификации силовых электроприводов для коммерческого транспорта также является ряд типовых конструкций деталей и узлов и сборочных единиц; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений) сертификации и оценки качества продукции; установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материало-, энерго- и трудоемкости для обеспечения применения малоотходных технологий. При создании электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ, соответствующего категории транспортного средства N2, была применена ЭМСУ в составе электродвигателя ТАЕМ 130 мощностью 130 кВт и двухступенчатой вальной коробки передач. Созданный образец электрического грузовика характеризуется практически полной локализацией, обеспечивающей импортонезависимость большинства компонентов и интеллектуальной составляющей авто.
Ключевые слова электромобиль, трансмиссия, тяговый электромотор, силовой электропривод, типоразмерный ряд, вальная коробка передач, планетарная коробка передач
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Two-speed gearbox dynamic simulation predictions and test validation // NTRS. — URL: https://ntrs.nasa.gov/citations/20100024378 (date of access: 28.07.2024).
  2. Electric vehicle architectures // Edisciplinas. — URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/3514256/mod_folder/content/ 0/Electric%20Vehicle%20Architecture.pdf (date of access: 03.08.2024).
  3. BorgWarner launches its first integrated electric drive module for the EV market // Green Car Congress. — URL: https://www.greencarcongress.com/2016/11/20161116-edm.html (date of access: 16.08.2024).
  4. Xtrac introduces integrated lightweight electric vehicle (ILEV) transmission system; torque vectoring with dual motors // Green Car Congress. — URL: https://www.greencarcongress.com/2016/07/20160713-xtrac.html (date of access: 22.08.2024).
  5. Two-speed transmission for EVs could make a comeback // GREEN CAR REPORTS. — URL: https://clck.ru/3EXfSy (date of access: 27.08.2024).
  6. Battery company Kreisel Electric introduces automated 2-speed transmission for EVs // Green Car Congress. — URL: https://www.greencarcongress.com/2018/09/20180906-kreisel.html (date of access: 08.09.2024).
  7. Performance evaluation criteria for the analysis of class-4 electric truck / A. Morozov, K. Humphries, T. Zou, J. Angeles // CSME International Congress. — URL: https://www.researchgate.net/publication/305398171 (date of access: 15.08.2024).
  8. Multi-Speed transmission for commercial delivery medium duty plug-in electric drive vehicles // Eaton Corporation. — URL: https://www.energy.gov/sites/prod/files/2016/06/f33/ vs161_chavdar_2016_o_web.pdf (date of access: 03.09.2024).
  9. Gear ratio optimization of a multi-speed transmission for electric dump truck operating on the structure route / S. Tan, J. Yang, X. Zhao [et al.] // Energies. — 2018. — Vol. 11, iss. 6. — DOI: https://doi.org/10.3390/en11061324.
  10. CeTrax — electric central drive // ZF. — URL: https://www.zf.com/products/en/special_vehicles/products_64419.html (date of access: 01.09.2024).
  11. Богданов, К.Л. Тяговый электропривод автомобиля: учеб. пособие для спец. 1609 / К.Л. Богданов, под ред. С.П. Банникова. — М.: МАДИ, 2009. — 57 с.
  12. Effect of transmission design on electric vehicles (EV) performance / Q. Ren; D.A. Crolla; A. Morris // IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference, Dearborn, 7–10 September 2009. — 2009. — P. 1260–1265. — DOI: https://doi.org/10.1109/VPPC.2009.5289707.
  13. Electrically scalable axial-module // ESKAM. — URL: http://www.a3ps.at/site/sites/default/files/Workshop_Lightweight/ Wolfgang%20Pflug_Projekt%20ESKAM.pdf (date of access: 01.03.2024).
  14. UNDP pilots electric trucks for waste collection in central Vietnam // Tuoi Tre News. — URL: https://tuoitrenews.vn/news/society/20230518/undp-pilots- electric-trucks-for-wastecollection-in-central-vietnam/73193.html (date of access: 29.08.2024).
  15. Status of vehicle standards in Europe and North America // ICCT. — URL: https://www.theicct.org/wp-content/uploads/ 2024/06/TTDS24-Policy-Brief-WEB-A4-65008-v5.pdf (date of access: 04.03.2024).

Еще статьи...

  1. 4_2024_s