Название статьи | РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБВОДА ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ |
Авторы |
А.И. ТАРАТОРКИН, аспирант, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация; инженер-конструктор 3-й категории, Специальное конструкторское бюро машиностроения, г. Курган, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.В. АБДУЛОВ, канд. техн. наук, исполнительный директор – главный конструктор, Специальное конструкторское бюро машиностроения, г. Курган, Российская Федерация; доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.Б. ДЕРЖАНСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; А.А. ВОЛКОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры гусеничных машин и прикладной механики, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация; инженер-программист, Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Е.Б. САРАЧ, д-р техн. наук, профессор кафедры СМ-9, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.И. КОМИССАРОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры СМ-9, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 4(69) |
Страницы | 50–60 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.3.033 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-50-60 |
Аннотация | В статье представлен анализ методов исследования динамики ветвей гусеничного обвода, обоснована и предложена методология исследования и имитационная пространственная модель гусеничного движителя транспортной машины высокой проходимости, отличающаяся от распространенных струнных безынерционных и стержневых инерционных моделей ветвей гусеничного движителя возможностью учета сложной совокупности кинематических и силовых факторов, возбуждаемых при движении гусеничной машины на установившихся и переходных режимах движения. Модель разработана в программном комплексе «Универсальный механизм», сочетает в себе основные зависимости работы системы подрессоривания машины в различных условиях движения и зависимости взаимодействия траков гусеницы между собой, учитывающие радиальные, продольные и крутильные жесткости при их взаимодействии. Модель допускает дальнейшее развитие с целью углубленного изучения и учета различных факторов, действующих в элементах конструкции гусеничного движителя, например таких, как особенностей взаимодействия опорных катков с траками в опорной ветви гусеницы, особенностей формирования момента сопротивления повороту и поворачивающего момента в зависимости от типа механизма поворота — ступенчатого, дифференциального гидрообъемного. Эффективность модели оценивается на примере исследования явления «захвата» гусеницы ведущим колесом при наезде на типовую неровность синусоидального профиля. Приводится обоснование варианта технического решения проблемы — установка успокоителя свободной ветви — и результаты определения численных параметров его динамической нагруженности применительно к объекту исследования — транспортной гусеничной машины высокой проходимости. Таким образом, по результатам проведенных исследований установлены особенности динамических процессов в гусеничном движителе, выявлены основные закономерности процесса формирования поперечных колебаний, их зависимости от конструктивных параметров обвода и различных эксплуатационных факторов. |
Ключевые слова | гусеничный движитель, динамика, взаимодействие, возбуждение, волновой процесс, моделирование |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ И ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАМАЗ. ЧАСТЬ 1 |
Авторы |
В.С. КАРАБЦЕВ, канд. техн. наук, доц., руководитель службы конструкторских и научно-исследовательских расчетов, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; доцент кафедры информационных систем, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.Х. ВАЛЕЕВ, канд. техн. наук, доц., советник генерального директора, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; доцент кафедры автомобилей, автомобильных двигателей и дизайна, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 4(69) |
Страницы | 39–49 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.3.021 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-39-49 |
Аннотация | Эксплуатационные показатели колесных транспортных средств (КТС) — расход горюче-смазочных материалов, мочевины, скорость доставки груза — всегда были и остаются одними из ключевых факторов, обеспечивающих их высокую эффективность. Для повышения эффективности КТС специалистами ПАО «КАМАЗ» разработаны и применяются на практике как стандартизованные методы исследований этих показателей, так и оригинальные методики с соответствующим инструментальным обеспечением. В арсенале конструкторских и исследовательских подразделений имеются инструменты для выполнения аналитических расчетов, компьютерного моделирования, лабораторно-дорожных и эксплуатационных испытаний, а также стендовое оборудование для определения исходных данных для расчетных моделей и их валидации. В первой части работы представлен опыт выполнения аналитических исследований. Во второй части будут изложены методы расчетных и экспериментальных исследований. |
Ключевые слова | колесное транспортное средство, эксплуатационный расход топлива, средняя скорость движения, условия эксплуатации, двигатель, трансмиссия |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ПОВРЕЖДАЮЩИХ ПО КРИТЕРИЮ УСТАЛОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМОВ НАГРУЖЕНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ КУЗОВА КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА |
Авторы |
А.В. ШМЕЛЁВ, канд. техн. наук, доц., заместитель генерального директора по научной работе, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. НАСКОВЕЦ, генеральный конструктор – начальник НТЦ им. А.Н. Егорова, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», г. Жодино, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.В. ХИТРИКОВ, заместитель начальника отдела моделирования и виртуальных испытаний РКЦМП, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Ал-р Л. КРАВЧЁНОК, научный сотрудник сектора виртуальных испытаний отдела моделирования и виртуальных испытаний РКЦМП, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 4(69) |
Страницы | 17–27 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.023 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-17-27 |
Аннотация | Разработана методика расчетно-экспериментальной оценки повреждающего воздействия эксплуатационных режимов на несущую конструкцию кузова карьерного самосвала. Методика позволяет определять наиболее опасные по критерию многоцикловой усталости зоны несущей конструкции, а также оценивать повреждающее действие отдельных эксплуатационных режимов, формирующих рабочий цикл самосвала. Апробация методики выполнена на примере исследования нагруженности и накопления усталостных повреждений несущих конструкций кузова карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558. Нагруженность конструкций определена в ходе полигонных испытаний самосвала для восьми режимов нагружения, включающих загрузку и разгрузку кузова сыпучим грузом. Процессы изменения механических осевых напряжений в ходе испытаний зарегистрированы в восьми зонах. Результаты анализа экспериментальных данных выявили две наиболее нагруженные зоны конструкции, в которых накопление усталостных повреждений происходит более чем в 2 раза быстрее, чем в остальных. Установлено, что режимы движения самосвала по технологической дороге и дороге в отвале характеризуются наибольшим накоплением усталостных повреждений конструкций. Наибольшее усталостное повреждение за рабочий цикл самосвала в рассматриваемых зонах кузова формируется при движении по технологической дороге. При этом наибольшее удельное эквивалентное усталостное повреждающее действие создается при движении по дороге «отвал» и больше соответствующего значения для технологической дороги примерно в 1,5 раза. Это объясняется тем, что протяженность технологической дороги в рассматриваемом рабочем цикле самосвала больше протяженности дороги «отвал» в 7 раз. |
Ключевые слова | карьерный самосвал, кузов, несущая конструкция, методика, испытания, расчет, усталость, режим нагружения, накопление повреждений |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ГЕРОТОРНОМ НАСОСЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
Авторы |
И.А. ПОПОВ, чл.-корр. АН Республики Татарстан, д-р техн. наук, профессор кафедры теплотехники и энергетического машиностроения, руководитель лаборатории моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Ю.В. ЖУКОВА, канд. физ.-мат. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Д. ЧОРНЫЙ, канд. физ.-мат. наук, доц., заведующий лабораторией турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Т.А. БАРАНОВА, старший научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.Г. КУХАРЧУК, научный сотрудник лаборатории турбулентности, Институт тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.М. МЕДВЕДЕВ, канд. техн. наук, доц., директор Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.А. ПОПОВ-младший, студент Института механизации и технического сервиса, Казанский государственный аграрный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; лаборант лаборатории моделирования физико-технических процессов, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 4(69) |
Страницы | 28–38 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.522.4, 004.942 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-4-69-28-38 |
Аннотация | В статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе созданы математическая и компьютерная модели масляного насоса системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических процессов при работе насоса с целью верификации и валидации моделей на основе экспериментальных данных. Далее предложен метод реверс-инжиниринга рабочих характеристик насоса и построена его рабочая характеристика. На основе проведенных расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной моделей цифровых двойников героторного масляного насоса. Проведены расчеты насоса с измененной конструкцией. |
Ключевые слова | система смазки, масляный насос, рабочая характеристика насоса, потери давления, цифровой двойник, математическая модель, достоверная компьютерная модель, численное моделирование |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | МОДЕЛЬНЫЙ РЯД УНИФИЦИРОВАННЫХ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА |
Авторы |
С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.В. БЕЛЕВИЧ, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. КАЛИНИН, начальник отдела проектирования электромеханических компонентов НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. П.Э. ШАБАНОВ, главный конструктор по автомобильной технике – начальник управления главного конструктора, ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 4(69) |
Страницы | 5–16 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.33; 621.3 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-5-16 |
Аннотация | Рассматривается создание модельного ряда унифицированных силовых электроприводов для коммерческого электротранспорта. Особенностью работы является реализация концепции снижения себестоимости изготовления электромеханических силовых установок (ЭМСУ) электромобилей путем унификации узлов и компонентов, входящих в ее состав. При формировании ряда унифицированных силовых электроприводов к компонентам предъявлялся комплекс конструктивных, компоновочных, технологических и экономических требований, обеспечивающих изготовление на их базе грузовых либо пассажирских электромобилей полной массой от 3,5 до 12 т, что соответствует категориям транспортных средств N1, N2, М2, М3. Разработанные основные компоненты унифицированных ЭМСУ включают: асинхронные трехфазные тяговые электрические моторы с диапазоном мощностей от 80 до 300 кВт, диапазоном крутящих моментов от 250 до 1000 Н·м соответственно, частотой вращения выходного вала 9000 мин–1 и жидкостным охлаждением статора и ротора; инверторы, предназначенные для управления тяговыми электромоторами с диапазоном входных напряжений от 300 до 900 В, диапазоном выходных фазных токов от 200 до 600 А и жидкостным охлаждением силовых ключей; понижающие редукторы с передаточным отношением от 3 до 4,5 и ступенчатые коробки передач с количеством передач от 2 до 4. Результатом работ по унификации силовых электроприводов для коммерческого транспорта также является ряд типовых конструкций деталей и узлов и сборочных единиц; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений) сертификации и оценки качества продукции; установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материало-, энерго- и трудоемкости для обеспечения применения малоотходных технологий. При создании электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ, соответствующего категории транспортного средства N2, была применена ЭМСУ в составе электродвигателя ТАЕМ 130 мощностью 130 кВт и двухступенчатой вальной коробки передач. Созданный образец электрического грузовика характеризуется практически полной локализацией, обеспечивающей импортонезависимость большинства компонентов и интеллектуальной составляющей авто. |
Ключевые слова | электромобиль, трансмиссия, тяговый электромотор, силовой электропривод, типоразмерный ряд, вальная коробка передач, планетарная коробка передач |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|