Название статьи | ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КРИВОШИПНОГО МЕХАНИЗМА КОЛЕСНО-ШАГАЮЩЕГО ДВИЖИТЕЛЯ |
Авторы |
А.Т. СКОЙБЕДА, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Машиноведение и детали машин», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.Н. ЖУКОВЕЦ, преподаватель кафедры «Торговое и рекламное оборудование», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 2(67) |
Страницы | 44–52 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.3.038:621.833.5 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-44-52 |
Аннотация | В статье обоснована рациональная конструкция кривошипного механизма колесно-шагающего движителя. Кинематический анализ опытного образца колесно-шагающего движителя выявил наличие при движении колебаний вертикальной координаты центральной оси. Для устранения этого недостатка были использованы методы дифференциальной геометрии, благодаря которым была создана методика расчета некруглого профиля опорных башмаков. Исследования динамики кривошипного механизма колесно-шагающего движителя показали, что даже при установившемся режиме движения возникают периодически действующие силы инерции. Чтобы уменьшить их действие, следует применить в силовом приводе движителя некруглые зубчатые колеса. Вычислены размеры звеньев кривошипного механизма, при которых улучшаются проходимость ходовой системы, ее кинематические и динамические характеристики, уменьшаются затраты энергии при прокладывании колеи, снижается негативное воздействие машины на плодородный слой почвы. Выполнен расчет полярных координат точек эвольвент, которые нужны для построения профилей зубьев некруглых зубчатых колес. Являясь силовым приводом кривошипного механизма, некруглые зубчатые колеса имеют симметричные геометрические параметры по двум осям и обеспечивают постоянную скорость движения. Таким образом, колесно-шагающая ходовая система может применяться в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе, при добыче полезных ископаемых, при работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Разрабатываемая конструкция движителя предназначена для беспилотной наземной техники. Этот тип беспилотных машин находится на начальной стадии своего развития, уступая по частоте применения воздушным и морским беспилотным аппаратам. Необходима целевая концентрация производственных и финансовых ресурсов, чтобы обеспечить для отечественной промышленности лидирующие позиции в производстве и продаже беспилотных наземных аппаратов. |
Ключевые слова | кривошипный механизм, колесно-шагающий движитель, некруглые зубчатые колеса, беспилотная наземная техника |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | CИЛОВОЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ РЫЧАЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЕКТОРНЫМ МЕТОДОМ |
Авторы |
А.В. КОТОВ, магистр техн. наук, ведущий инженер-конструктор, ОАО «Сейсмотехника», г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 2(67) |
Страницы | 36–43 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.83 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-36-43 |
Аннотация | Представлен аналитический способ силового анализа плоских рычажных механизмов с одной степенью свободы, основанный на векторном методе. На примере двухповодковой структурной группы изложена методика нахождения векторов реакций во всех ее кинематических парах, сохраняя при этом наглядность и последовательность решения, присущую графоаналитическому методу планов сил. Дается оригинальное аналитическое описание для нахождения векторов тангенциальных и нормальных составляющих реакций в кинематических парах. Применение предложенного метода силового анализа позволяет находить векторы реакций в кинематических парах без составления и решения сложных систем уравнений равновесия или графического построения. Адаптация предложенного силового анализа в современных математических пакетах позволяет в короткие сроки и с высокой точностью проводить исследование плоских рычажных механизмов с одной степенью свободы. |
Ключевые слова | силовой анализ, векторный метод, рычажный механизм, структурная группа, двухповодковая группа, кинематическая пара, тангенциальная составляющая реакции, нормальная составляющая реакции |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | АЭРОДИНАМИКА МОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА ПРИ РАЗНЫХ УГЛАХ АТАКИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА |
Авторы |
А.О. ШИМАНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. О.В. ДЕМЬЯНЧУК, аспирант кафедры «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 2(67) |
Страницы | 23–29 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 533.6.011:004.94 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-23-29 |
Аннотация | Рассматривается решение задачи об обтекании потоком воздуха модели вагона, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда. Приведены результаты компьютерного моделирования в программном комплексе ANSYS CFX аэродинамики воздушного потока при его отклонении от продольной оси вагона. Для замыкания уравнений Навье–Стокса, осредненных по Рейнольдсу, использована k-ε-модель турбулентности. Получены картины распределения скоростей потока и давлений на лобовую и боковые поверхности транспортного средства (ТС). Определены значения аэродинамических коэффициентов сопротивления вагона в зависимости от угла атаки. Показано, что при увеличении угла атаки с 0 до 10° аэродинамический коэффициент изменяется нелинейно и такое увеличение соответствует экспериментальным значениям. Разработанная методика численного моделирования позволяет анализировать обтекание воздушным потоком как железнодорожного подвижного состава, так и автомобилей. |
Ключевые слова | аэродинамика, обтекание потоком воздуха, компьютерное моделирование, аэродинамический коэффициент |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОБОСНОВАНИЕ СИЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СТАБИЛИЗАЦИИ КОЛЬЦЕВЫХ ЗАГОТОВОК МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ |
Авторы |
В.Е. АНТОНЮК, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 2(67) |
Страницы | 30–35 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 621.7 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-30-35 |
Аннотация | Обоснована необходимость стабилизации кольцевых заготовок малой жесткости. Для стабилизации предлагается 6-позиционная схема нагружения равномерно распределенными радиальными усилиями с возможностью трансформироваться в 3- и 2-позиционные схемы нагружения. Выполнен анализ напряженного состояния кольца при нагружении радиальными равномерно расположенными усилиями и предложены расчетные зависимости для определения суммарного напряжения при 6-, 3- и 2-позиционных схемах нагружения. Предложены расчетные зависимости для определения силовых параметров устройства с рычажно-шарнирным механизмом для создания в кольце напряжений на уровне условного предела текучести. По предлагаемой методике расчета силовых параметров приведен пример расчета для кольца из стали 40ХМФА с наружным диаметром 392 мм. Разработанные рекомендации могут быть использованы при создании устройств для стабилизации и снятия остаточных напряжений в кольцевых заготовках, которые необходимы для изготовления ответственных изделий в таких областях, как авто- и авиастроение, точное машиностроение, военная промышленность. |
Ключевые слова | кольцевая заготовка, кольцо, напряженное состояние, стабилизация, радиальное усилие, рычажно-шарнирный механизм |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ВЕЗДЕХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩЕГО НА ВОДОРОДЕ |
Авторы |
А.Н. БЛОХИН, канд. техн. наук, доцент кафедры «Автомобили и тракторы», Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация; исполнительный директор, ООО «Вездеходы для Севера», г. Богородск, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.А. ГОЛОВ, аспирант, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Г. РЯБОВ, аспирант, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
Год | 2024 |
Номер журнала | 2(67) |
Страницы | 15–22 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.113 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-15-22 |
Аннотация | В работе рассмотрены причины создания вездеходного транспорта, работающего на водороде, использующего в качестве силовой установки генератор электроэнергии на топливных элементах. Представлены конструкция вездеходного транспортного средства РУСАК К-8 FCEV, характеристики тяговых электродвигателей, тяговых аккумуляторных батарей и инверторов. Рассмотрены особенности расчета показателей тягово-скоростных свойств транспортных средств, работающих на водороде. Предложено введение коэффициентов перегрузки по силе тока и напряжению. Представлены результаты расчетов показателей времени и пути разгона, показатели максимальной 30-минутной скорости движения с учетом введенных коэффициентов и без них. Проведен сравнительный анализ полученных результатов. Предложено использовать параметр 30-минутной максимальной скорости как критерий для выбора энергоемкости тяговых АКБ или объемов баллонов с водородом. |
Ключевые слова | снегоболотоход «РУСАК», тяговый электропривод, установка на топливных элементах, водород, тягово-скоростные свойства, 30-минутная максимальная скорость |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|