Название статьи ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КРИВОШИПНОГО МЕХАНИЗМА КОЛЕСНО-ШАГАЮЩЕГО ДВИЖИТЕЛЯ
Авторы

А.Т. СКОЙБЕДА, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Машиноведение и детали машин», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.Н. ЖУКОВЕЦ, преподаватель кафедры «Торговое и рекламное оборудование», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Год 2024
Номер журнала 2(67)
Страницы 44–52
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.3.038:621.833.5
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-44-52
Аннотация В статье обоснована рациональная конструкция кривошипного механизма колесно-шагающего движителя. Кинематический анализ опытного образца колесно-шагающего движителя выявил наличие при движении колебаний вертикальной координаты центральной оси. Для устранения этого недостатка были использованы методы дифференциальной геометрии, благодаря которым была создана методика расчета некруглого профиля опорных башмаков. Исследования динамики кривошипного механизма колесно-шагающего движителя показали, что даже при установившемся режиме движения возникают периодически действующие силы инерции. Чтобы уменьшить их действие, следует применить в силовом приводе движителя некруглые зубчатые колеса. Вычислены размеры звеньев кривошипного механизма, при которых улучшаются проходимость ходовой системы, ее кинематические и динамические характеристики, уменьшаются затраты энергии при прокладывании колеи, снижается негативное воздействие машины на плодородный слой почвы. Выполнен расчет полярных координат точек эвольвент, которые нужны для построения профилей зубьев некруглых зубчатых колес. Являясь силовым приводом кривошипного механизма, некруглые зубчатые колеса имеют симметричные геометрические параметры по двум осям и обеспечивают постоянную скорость движения. Таким образом, колесно-шагающая ходовая система может применяться в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе, при добыче полезных ископаемых, при работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Разрабатываемая конструкция движителя предназначена для беспилотной наземной техники. Этот тип беспилотных машин находится на начальной стадии своего развития, уступая по частоте применения воздушным и морским беспилотным аппаратам. Необходима целевая концентрация производственных и финансовых ресурсов, чтобы обеспечить для отечественной промышленности лидирующие позиции в производстве и продаже беспилотных наземных аппаратов.
Ключевые слова кривошипный механизм, колесно-шагающий движитель, некруглые зубчатые колеса, беспилотная наземная техника
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Жуковец, В.Н. Повышение проходимости беспилотного наземного аппарата с колесно-шагающей ходовой системой / В.Н. Жуковец // Проблемы и перспективы развития автоматизации технологических процессов: сб. науч. тр. Всероссийской науч.-техн. конф., посвященной 90-летию лауреата Госпремии СССР, д-ра техн. наук, проф. Дмитриева Л.Б., Тула, 23 июня 2023 г. / Тульский гос. ун-т. — Тула, 2023. — С. 227–233.
  2. Беккер, М.Г. Введение в теорию систем местность–машина / М.Г. Беккер. — М.: Машиностроение, 1973. — 520 с.
  3. Котович, С.В. Движители специальных транспортных средств: в 3 ч. Ч. I: учеб. пособие / С.В. Котович. — М.: Московский автомобильно-дорожный гос. техн. ун-т (МАДИ), 2008. — 161 с.
  4. Охоцимский, Д.Е. Механика и управление движением автоматического шагающего аппарата / Д.Е. Охоцимский, Ю.Ф. Голубев. — М.: Наука, 1984. — 310 с.
  5. Основы расчета и проектирования шагающих машин с цикловыми движителями / Е.С. Брискин [и др.]. — М.: Машиностроение-1, 2006. — 163 с.
  6. Лапшин, В.В. Механика и управление движением шагающих машин / В.В. Лапшин. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. — 199 с.
  7. Скойбеда, А.Т. Рациональный профиль опорных башмаков колесно-шагающего движителя / А.Т. Скойбеда, В.Н. Жуковец // Наука и техника. — 2013. — № 6. — С. 38–42.
  8. Скойбеда, А.Т. Построение эвольвентных профилей зубьев некруглых зубчатых колес в приводе колесно-шагающего движителя / А.Т. Скойбеда, В.Н. Жуковец // Теоретич. и прикл. механика: междунар. науч.-техн. сб. / БНТУ; редкол.: Ю.В. Василевич (пред. редкол., гл. ред.). — Минск, 2022. — Вып. 37. — С. 203–216.
  9. Скойбеда, А.Т. Обоснование рациональной схемы силового привода колесно-шагающей ходовой системы / А.Т. Скойбеда, В.Н. Жуковец // Теоретич. и прикл. механика: междунар. науч.-техн. сб. / БНТУ; редкол.: Ю.В. Василевич (пред. редкол., гл. ред.). — Минск, 2023. — Вып. 38. — С. 170–180.
  10. Планетоходы / А.Л. Кемурджиан [и др.]; под ред. А.Л. Кемурджиана. — М.: Машиностроение, 1993. — 400 с.
  11. Пережилова, Е.Д. Исследование возможности создания колесно-шагающего марсохода / Е.Д. Пережилова // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 33. — С. 1352–1363.
  12. Гладов, Г.И. Специальные транспортные средства. Теория: учеб. для вузов / Г.И. Гладов, А.М. Петренко; под ред. Г.И. Гладова. — М.: Академкнига, 2006. — 215 с.
  13. Сравнительный анализ колесных, гусеничных и шагающих машин / Е.С. Брискин [и др.] // Робототехника и техническая кибернетика. — 2013. — № 1. — C. 6–14.
  14. Павловский, В.Е. О разработках шагающих машин / В.Е. Павловский. — 2013. — № 101. — 32 с. (Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша).
  15. Чернышев, В.В. Моделирование механики контактного взаимодействия опорных элементов шагающих роботов при больших тяговых усилиях / В.В. Чернышев, А.А. Гончаров, В.В. Арыканцев // Робототехника и техническая кибернетика. — 2019. — Т. 7, № 1. — C. 53–57. — DOI: https://doi.org/10.31776/RTCJ.7107.
  16. Монин, И.А. Повышение проходимости амфибийно-вездеходных транспортных средств / И.А. Монин // Вестн. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». — 2007. — № 3. — С. 91–101.
  17. Жуковец, В.Н. Изготовление пластиковых прототипов некруглых зубчатых колес для привода колесно-шагающего движителя / В.Н. Жуковец, В.С. Цухло // Вестн. Тульского гос. ун-та. Автоматизация: проблемы, идеи, решения: сб. науч. тр. Нац. науч.-технич. конф. с междунар. участием «АПИР-28», 13–15 нояб. 2023 г. / Тульский гос. ун-т. — Тула, 2023. — С. 211–219.

Название статьи CИЛОВОЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ РЫЧАЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЕКТОРНЫМ МЕТОДОМ
Авторы

А.В. КОТОВ, магистр техн. наук, ведущий инженер-конструктор, ОАО «Сейсмотехника», г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2024
Номер журнала 2(67)
Страницы 36–43
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.83
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-36-43
Аннотация Представлен аналитический способ силового анализа плоских рычажных механизмов с одной степенью свободы, основанный на векторном методе. На примере двухповодковой структурной группы изложена методика нахождения векторов реакций во всех ее кинематических парах, сохраняя при этом наглядность и последовательность решения, присущую графоаналитическому методу планов сил. Дается оригинальное аналитическое описание для нахождения векторов тангенциальных и нормальных составляющих реакций в кинематических парах. Применение предложенного метода силового анализа позволяет находить векторы реакций в кинематических парах без составления и решения сложных систем уравнений равновесия или графического построения. Адаптация предложенного силового анализа в современных математических пакетах позволяет в короткие сроки и с высокой точностью проводить исследование плоских рычажных механизмов с одной степенью свободы.
Ключевые слова силовой анализ, векторный метод, рычажный механизм, структурная группа, двухповодковая группа, кинематическая пара, тангенциальная составляющая реакции, нормальная составляющая реакции
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Теория механизмов и машин: учеб. пособие / М.З. Коловский [и др.]. — М.: Академия, 2008. — 560 с.
  2. Чёрная, Л.А. Теория механизмов и машин. Курсовое проектирование: учеб. пособие / Л.А. Чёрная, Г.А. Тимофеев. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. — 172 с.
  3. Бертяев, В.Д. Теоретическая механика на базе MathCAD. Практикум / В.Д. Бертяев. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 734 с.
  4. Семенов, Ю.А. Статика механизмов / Ю.А. Семенов, Н.С. Семенова // Теория механизмов и машин. — 2006. — Т. 4, № 2(8). — С. 47–58.
  5. Кiницький, Я.Т. Теорiя механiзмiв i машин в системi MathCAD: навч. посiб. / Я.Т. Кiницький, В.О. Харжевський, М.В. Марченко. — Хмельницький: ХНУ, 2014.
  6. Dynamic force analysis of a six-link planar mechanism / Y. Umbetkulov [et al.] // MATEC Web of conferences. — 2018. — Vol. 251. — DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/201825104028.
  7. Dien, N.P. Dynamic force analysis of a six-link planar mechanism under consideration of friction at the joints / N.P. Dien, N.V. Khang // Vietnam Journal of Mechanics. — 2004. — Vol. 26, no. 2. — Pp. 65–75. — DOI: https://doi.org/10.15625/0866-7136/26/2/5690.
  8. Дюжев, А.А. Обеспечение универсальности навесного устройства энергосредства УЭС-2-250А «Полесье» с целью создания сельскохозяйственных агрегатов модульного типа / А.А. Дюжев, А.В. Котов, Ю.В. Чупрынин // Энергосберегающие технологии и технические средства в сельско-хозяйственном производстве: докл. междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. — Минск, 2008. — Ч. 1. — С. 78–84.
  9. Бобыренко, С.В. Моделирование процесса работы механизма подпрессовки питающего аппарата кормоуборочного комбайна / С.В. Бобыренко, А.В. Котов // Вестник БРУ. — 2011. — № 1(30). — С. 18–26.
  10. Математическая модель механизма уравновешивания и подъема косилки-плющилки ротационной / Д.В. Джасов [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин.
    ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2020. — Вып. 9. — С. 27–30.
  11. Котов, А.В. Оптимизация параметров предохранительного элемента пальчикового механизма шнека жатки зерноуборочного комбайна / А.В. Котов // Тракторы и сельхозмашины. — 2023. — Т. 90, № 1. — C. 13–24. — DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-114970.
  12. Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин: учеб. для втузов / И.И. Артоболевский. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1988. — 640 с.
  13. Канатников, А.Н. Аналитическая геометрия: учеб. для вузов / А.Н. Канатников, А.П. Крищенко; под ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. — 388 с.
  14. Епихин, В.Е. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Теория и решение задач: учеб. пособие / В.Е. Епихин, С.С. Граськин. — М.: КНОРУС, 2021. — 609 с.
  15. Воскобойников, Ю.Е. Основы вычислений и программирования в пакете MathCAD PRIME: учеб. пособие для вузов / Ю.Е. Воскобойников, А.Ф. Задорожный. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2023. — 224 с.

Название статьи АЭРОДИНАМИКА МОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА ПРИ РАЗНЫХ УГЛАХ АТАКИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА
Авторы

А.О. ШИМАНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О.В. ДЕМЬЯНЧУК, аспирант кафедры «Техническая физика и теоретическая механика», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 2(67)
Страницы 23–29
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 533.6.011:004.94
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-23-29
Аннотация Рассматривается решение задачи об обтекании потоком воздуха модели вагона, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда. Приведены результаты компьютерного моделирования в программном комплексе ANSYS CFX аэродинамики воздушного потока при его отклонении от продольной оси вагона. Для замыкания уравнений Навье–Стокса, осредненных по Рейнольдсу, использована k-ε-модель турбулентности. Получены картины распределения скоростей потока и давлений на лобовую и боковые поверхности транспортного средства (ТС). Определены значения аэродинамических коэффициентов сопротивления вагона в зависимости от угла атаки. Показано, что при увеличении угла атаки с 0 до 10° аэродинамический коэффициент изменяется нелинейно и такое увеличение соответствует экспериментальным значениям. Разработанная методика численного моделирования позволяет анализировать обтекание воздушным потоком как железнодорожного подвижного состава, так и автомобилей.
Ключевые слова аэродинамика, обтекание потоком воздуха, компьютерное моделирование, аэродинамический коэффициент
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Чурков, Н.А. Влияние воздушной среды на поезд / Н.А. Чурков, А.А. Битюцкий, В.А. Кручек // Изв. Петербургского ун-та путей сообщения. — 2013. — № 2 (35). — С. 20–26.
  2. Design and simulation of heavy haul locomotives and trains / M. Spiryagin [et al.]. — Boca Raton: CRC Press, 2016. — 447 p. — DOI: https://doi.org/10.1201/9781315369792.
  3. Cross-wind effects on road and rail vehicles / C. Baker [et al.] // Vehicle system dynamics. — 2009. — Vol. 47, iss. 8. — Pp. 983–1022. — DOI: https://doi.org/10.1080/00423110903078794.
  4. Baker, C.J. A review of train aerodynamics Part 1 – Fundamentals / C.J. Baker // The Aeronautical Journal. — 2014. — Vol. 118, iss. 1201. — Pp. 201–228. — DOI: https://doi.org/10.1017/S000192400000909X.
  5. Ramlan, I. Comparison between solidworks and Ansys flow simulation on aerodynamic studies / I. Ramlan, N. Darlis // Journal of Design for Sustainable and Environment. — 2020. — Vol. 2, no. 2. — Pp. 1–10.
  6. Kedare, S.B. Computational fluid dynamics analysis of empty railway freight wagons / S.B. Kedare, S.C. Sharma, S.P. Harsha // International Journal of Vehicle Structures and Systems. — 2015. — Vol. 7, no. 1. — Pp. 25–30. — DOI: https://doi.org/10.4273/ijvss.7.1.05.
  7. Paul, J.C. Application of CFD to rail car and locomotive aerodynamics / J.C. Paul, R.W. Johnson, R.G. Yates // The Aerodynamics of Heavy Vehicles II: Trucks, Buses, and Trains. — 2009. — Pp. 259–297. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-540-85070-0_25.
  8. An experimental analysis of the aerodynamic characteristics of a high-speed train on a bridge under crosswinds / M. Wang [et al.] // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. — 2018. — Vol. 177. — Pp. 92–100. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.jweia.2018.03.021.
  9. Effects of different aerodynamic configurations on crosswind stability of a conventional train / C.E.A. Reyes [et al.] // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. — 2023. — Vol. 242. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.jweia.2023.105588.
  10. Гребнев, И.А. К оценке влияния ветровой нагрузки на грузовой поезд / И.А. Гребнев, О.Е. Пудовиков // Изв. Транссиба. — 2022. — № 4(52). — C. 13–22.
  11. Демьянчук, О.В. Моделирование обтекания потоком воздуха прямоугольного параллелепипеда / О.В. Демьянчук // Механика. Исследования и инновации. — 2023. — Вып. 16. — C. 64–72.
  12. Молчанов, А.М. Математическое моделирование задач газодинамики и тепломассообмена / А.М. Молчанов. — М.: Изд-во МАИ, 2013. — 208 с.
  13. Гегедеш, М.Г. Анализ подходов к определению эффективности демпфирования колебаний жидких грузов в транспортных резервуарах с перегородками / М.Г. Гегедеш // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси; редкол.: С.Н. Поддубко [и др.]. — Минск, 2022. — Вып. 11. — С. 208–213.
  14. Shimanovsky, A.O. Dynamics of tank trucks with baffles for transportation of viscous liquids / A.O. Shimanovsky, M.G. Kuzniatsova, V.I. Yakubovich // International Journal of Mechanical Engineering and Robotics Research. — 2018. — Vol. 7, no. 4. — Pp. 438–443. — DOI: https://doi.org/10.18178/ijmerr.7.4.438-443.
  15. Луговцов, М.Н. Проектирование сортировочных горок: пособие / М.Н. Луговцов, В.Я. Негрей. — Гомель: БелГУТ, 2005. — 170 с.
  16. Демьянчук, О.В. Анализ влияния ветровой нагрузки на закрепление железнодорожных составов станционными тормозными башмаками / О.В. Демьянчук // Вестн. БелГУТа: наука и транспорт. — 2021. — № 2(43). — С. 58–61.

Название статьи ОБОСНОВАНИЕ СИЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СТАБИЛИЗАЦИИ КОЛЬЦЕВЫХ ЗАГОТОВОК МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ
Авторы

В.Е. АНТОНЮК, д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2024
Номер журнала 2(67)
Страницы 30–35
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.7
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-30-35
Аннотация Обоснована необходимость стабилизации кольцевых заготовок малой жесткости. Для стабилизации предлагается 6-позиционная схема нагружения равномерно распределенными радиальными усилиями с возможностью трансформироваться в 3- и 2-позиционные схемы нагружения. Выполнен анализ напряженного состояния кольца при нагружении радиальными равномерно расположенными усилиями и предложены расчетные зависимости для определения суммарного напряжения при 6-, 3- и 2-позиционных схемах нагружения. Предложены расчетные зависимости для определения силовых параметров устройства с рычажно-шарнирным механизмом для создания в кольце напряжений на уровне условного предела текучести. По предлагаемой методике расчета силовых параметров приведен пример расчета для кольца из стали 40ХМФА с наружным диаметром 392 мм. Разработанные рекомендации могут быть использованы при создании устройств для стабилизации и снятия остаточных напряжений в кольцевых заготовках, которые необходимы для изготовления ответственных изделий в таких областях, как авто- и авиастроение, точное машиностроение, военная промышленность.
Ключевые слова кольцевая заготовка, кольцо, напряженное состояние, стабилизация, радиальное усилие, рычажно-шарнирный механизм
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Automotive, transportation, e-mobility [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.galdabini.eu/straightening/automotive-transportation-e-mobility/. — Date of access: 14.12.2023.
  2. Рагульскис, К.М. Вибрационное старение / К.М. Рагульскис, Б.Б. Ступильнас, К.Б. Толутис; под ред. К.М. Рагульскиса. — Л.: Машиностроение, 1987. — 72 c.
  3. Dawson, R. Vibratory stress relief: a fundamental study of its effectiveness / R. Dawson, D.G. Moffat // Journal of Engineering Materials and Technology. — 1980. — Vol. 102, iss. 2. — Pp. 169–176. — DOI: https://doi.org/10.1115/1.3224793.
  4. Даукшас, К.К. Стабилизация формы деталей вибрационным нагружением: дис. … канд. техн. наук: 05.02.08 / К.К. Даукшас. — Иркутск, 1996. — 178 л.
  5. Лащенко, Г.И. Виброобработка сварных машиностроительных конструкций / Г.И. Лащенко // Сварочное производство. — 1992. — № 12. — С. 3–4.
  6. Лащенко, Г.И. Основы вибрационной обработки сварных конструкций / Г.И. Лащенко, Ю.А. Никитюк. — Киев: НПФ «ВИСП», 2013. — 38 с.
  7. Летуновский, А.П. Снятие технологических остаточных напряжений в металлоконструкциях низкочастотной виброобработкой / А.П. Летуновский, А.А. Антонов, О.И. Стеклов // Заготовительное производство в машиностроении. — 2012. — № 8. — С. 12–16.
  8. Крекнин, Л.Т. Производство автоматического оружия. Часть 1 — производство стволов: учеб. пособие / Л.Т. Крекнин. — Ижевск, 1998. — 238 с.
  9. Бабенко, М.Г. Совершенствование технологии обеспечения размерной точности прецизионных деталей типа колец подшипников на основе ультразвуковой стабилизации внутренних напряжений: дис. … канд. техн. наук: 05.02.08 / М.Г. Бабенко. — Саратов, 2002. — 150 л.
  10. Слесарев, С.В. Совершенствование технологии стабилизации остаточных напряжений в прецизионных деталях типа колец подшипников на основе применения ультразвуковой энергии: дис. … канд. техн. наук: 05.02.08 / С.В. Слесарев. — Саратов, 2006. — 180 л.
  11. О применимости энергии ультразвука в оптимизации технологических процессов релаксации остаточных напряжений / Т.А. Балтаев [и др.] // Ғылым және білім = Наука и образование. — 2015. — № 3(40). — С. 55–59.
  12. Горохов, В.А. Материалы и их технологии: учебник: в 2 ч. Часть 1 / В.А. Горохов, Н.В. Беляков, А.Г. Схиртладзе; под ред. В.А. Горохова. — М.: ИНФРАМ, 2014. — 589 с.
  13. Антонюк, В.Е. Динамическая стабилизация в производстве маложестких деталей / В.Е. Антонюк. — Минск: Беларус. навука, 2017. — 190 с.
  14. Биргер, И.А. Расчет на прочность деталей машин: справ. / И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Р.М. Шнейдерович. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1993. — 640 с.
  15. Марочник сталей и сплавов / В.Г. Сорокин [и др.], под ред. В.Г. Сорокина. — М.: Машиностроение, 1989. — 640 с.
  16. Центральный металлический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://metallicheckiy-portal.ru/. — Дата доступа: 14.08.2023.

Название статьи ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ВЕЗДЕХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩЕГО НА ВОДОРОДЕ
Авторы

А.Н. БЛОХИН, канд. техн. наук, доцент кафедры «Автомобили и тракторы», Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация; исполнительный директор, ООО «Вездеходы для Севера», г. Богородск, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Д.А. ГОЛОВ, аспирант, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Г. РЯБОВ, аспирант, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2024
Номер журнала 2(67)
Страницы 15–22
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.113
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-2-67-15-22
Аннотация В работе рассмотрены причины создания вездеходного транспорта, работающего на водороде, использующего в качестве силовой установки генератор электроэнергии на топливных элементах. Представлены конструкция вездеходного транспортного средства РУСАК К-8 FCEV, характеристики тяговых электродвигателей, тяговых аккумуляторных батарей и инверторов. Рассмотрены особенности расчета показателей тягово-скоростных свойств транспортных средств, работающих на водороде. Предложено введение коэффициентов перегрузки по силе тока и напряжению. Представлены результаты расчетов показателей времени и пути разгона, показатели максимальной 30-минутной скорости движения с учетом введенных коэффициентов и без них. Проведен сравнительный анализ полученных результатов. Предложено использовать параметр 30-минутной максимальной скорости как критерий для выбора энергоемкости тяговых АКБ или объемов баллонов с водородом.
Ключевые слова снегоболотоход «РУСАК», тяговый электропривод, установка на топливных элементах, водород, тягово-скоростные свойства, 30-минутная максимальная скорость
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Historical GHG emissions [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.climatewatchdata.org/ghg-emissions. — Date of access: 17.09.2023.
  2. The United Nations: Paris Agreement [Electronic resource]. — Mode of access: https://unfccc.int/files/essential_background/convention/application/pdf/english_paris_agreement.pdf. — Date of access: 27.02.2024.
  3. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/631 от 17 апреля 2019 г. об установлении стандартов эффективности выбросов CO2 для новых легковых автомобилей и новых легких коммерческих транспортных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/72944636/. — Дата доступа: 21.09.2019.
  4. Morfeldt, J. Carbon footprint impacts of banning cars with internal combustion engines / J. Morfeldt, S. Davidsson Kurland, D.J.A. Johansson // Transportation Research Part D: Transport and Environment. — 2021. — Vol. 95. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.trd.2021.102807.
  5. Вечкинзова, Е.А. Обзор мировых и российских тенденций развития водородной энергетики / Е.А. Вечкинзова, Л.П. Стеблякова, Е.В. Сумарокова // Управление. — 2022. — Т. 10, № 4. — С. 26–37. — DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-4-26-37.
  6. Козлов, А.Е. Экономические аспекты развития автомобилей на топливных элементах / А.Е. Козлов // Управление инновациями – 2020: материалы междунар. научно-практич. конф. / под ред. Р.М. Нижегородцева, Н.П. Горидько. — Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2020. — C. 107–112.
  7. Palmer, C. Hydrogen power focus shifts from cars to heavy vehicles / C. Palmer // Engineering. — 2020. — Vol. 6, iss. 12. — Pp. 1333–1335. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.eng.2020.10.006.
  8. Бырков, А. Серийный кроссовер Honda CR-V e:FCEV: водород с подзарядкой [Электронный ресурс] / А. Бырков // Авторевю. — 2024. — Режим доступа: https://autoreview.ru/news/seriynyy-krossover-honda-cr-v-e-fcev-vodorod-spodzaryadkoy. — Дата доступа: 28.02.2024.
  9. Колесные машины [Электронный ресурс] // RUSAK. — Режим доступа: https://atvrusak.ru/modelnyy-ryad/kolesnyemashiny/. — Дата доступа: 25.02.2024.
  10. Об утверждении единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р: утв. 15.04.2021 // Раздел IV. Развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики.
  11. Kamaz unveils fuel cell bus, partners with GreenGT for trucks // Fuel Cells Bulletin. — 2021. — Vol. 2021, iss. 10. — P. 2. — DOI: https://doi.org/10.1016/S1464-2859(21)00535-6.
  12. Грибачев, П. Топливный элемент: водоробусы ГАЗ и КАМАЗ на выставке Комтранс [Электронный ресурс] / П. Грибачев // Авторевю. — 2021. — Режим доступа: https://autoreview.ru/ articles/gruzoviki-i-avtobusy/toplivnyy-element-vodorobusy-navystavke-komtrans. — Дата доступа: 17.09.2023.
  13. Кравец, В.Н. Теория автомобиля: учеб. / В.Н. Кравец. — Нижний Новгород: НГТУ, 2007. — 368 с.
  14. Туревский, И.С. Теория автомобиля: учеб. пособие / И.С. Туревский. — М.: Высш. шк., 2005. — 240 с.
  15. Сазанов, И.С. Теория автомобиля: учеб.пособие / И.С. Сазанов, В.А. Ким, Ки Йонг Чой. — Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2017. — 164 с.

Еще статьи...

  1. 2_2024_s_1
  2. 2_2024_s