Название статьи | ЭВОЛЮЦИЯ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
Авторы |
Н.В. КОЧЕТОВ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.Н. ЯНКЕВИЧ, заместитель генерального директора по инновационной работе, ОАО «Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.Н. ХРОЛЬ, начальник научно-исследовательского отдела, ОАО «Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.И. ВАЛЬЧАК, младший научный сотрудник, ОАО «Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.А. ПОСТЕЛЬНЯК, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ОАО «Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Г.Р. ПРИСЯЖЕНКО, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ОАО «Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 99–104 |
Тип статьи | Обзорная статья |
Индекс УДК | 621.1 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-99-104 |
Аннотация | Рассматривается процесс развития тепловых машин, их типы, модификации, проблемы, встречающиеся на этом пути, и способы их преодоления. Описан творческий поиск инженеров, ученых, практиков, эксплуатировавших тепловые машины (от момента их появления до наших дней). Особенно подробно рассматриваются последние тенденции ХХ–ХХI веков, когда в полной мере получили развитие небольшие двухтактные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые использовались как в стационарном виде для различных силовых агрегатов (пил, кос, ямобуров), так и на транспорте (сухопутном, речном, морском, легкой авиации). |
Ключевые слова | тепловой двигатель, ДВС, двухтактный двигатель |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КИНЕТИКИ ПЛАСТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ В СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЯХ ПО ИНФРАКРАСНОМУ ИЗЛУЧЕНИЮ |
Авторы |
Е.А. МОЙСЕЙЧИК, д-р техн. наук, доц., профессор кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Е. МОЙСЕЙЧИК, канд. техн. наук, инженер, ЗАО «Струнные технологии», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.А. ЯКОВЛЕВ, cтарший преподаватель кафедры «Мосты и тоннели», Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 78–87 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 539.3+621.8.035 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-78-87 |
Аннотация | Целью настоящей статьи является проявление возможностей инфракрасной компьютерной термографии для диагностики развития пластических деформаций стальных изделий. Изложена методика проводимых экспериментальных исследований. Приведены и проанализированы результаты экспериментов. Обоснована возможность применения инфракрасной компьютерной термографии для исследований закономерностей зарождения, распространения и локализации пластической деформации в стальных элементах при их деформировании при комнатных температурах и после предварительного охлаждения. Показано, что для гладких образцов с удалением от захвата машины температура приповерхностных слоев отличается в большую сторону от соответствующей для срединных слоев. Превышение деформационной температуры поверхностных слоев над срединными зависит от стадии деформирования материала образца. В конце упругой стадии работы образца температуры отличаются на 1,7 °С, а в начале разрушения с образованием шейки превышение температур поверхностных слоев достигало 4,5 °С. В образцах с боковыми надрезами с удалением от захвата машины температура поверхности не изменялась в процессе нагружения. В сечениях, проходящих через зону отслоения окалины вблизи надрезов, температура поверхности в средней части образца выше на 3,0–3,5 °С, чем в крайней. Максимальная температура металла поверхности при деформировании достигала 70 °С. Обнаружено, что примыкающие к надрезу участки образца в процессе деформирования теряют устойчивость положения, проявившуюся в изменении первоначального положения на деформированное. При этом устойчивость терял примыкающий к надрезу металл в форме призмы с треугольным основанием и высотой, равной толщине листа, под действием нормальных и касательных напряжений. Металл в объеме призмы практически не деформировался. Температура основания призмы незначительно возрастала только после зарождения трещины в надрезе. |
Ключевые слова | пластические деформации, инфракрасное излучение, образцы, температура, компьютерная термография |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОСОБЕННОСТИ ДИАГРАММ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СИЛОВЫХ СИСТЕМ ПРИ ФРИКЦИОННО-МЕХАНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ |
Авторы |
А.В. БОГДАНОВИЧ, д-р техн. наук, проф., профессор кафедры теоретической и прикладной механики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МЕХАНИКА ТРИБОФАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 88–98 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 539.43 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-88-98 |
Аннотация | Приводятся экспериментальные диаграммы предельных состояний разных силовых систем в условиях фрикционно-механической усталости, а также их аналитическое описание. Дается графическое представление предложенных уравнений для предельных напряжений (пределов фрикционно-механической усталости) на основе энергетического критерия предельных состояний в виде многокритериальных диаграмм предельных состояний различных силовых систем (ось ординат на них служит прочностной шкалой, а ось абсцисс — трибологической шкалой). Анализ предложенных уравнений для предельных напряжений, экспериментальных диаграмм предельных состояний разных силовых систем показал, что: 1) процессы трения и изнашивания, в зависимости от условий их реализации, могут значительно снижать, а также существенно повышать сопротивление усталости силовой системы; 2) циклические напряжения, в зависимости от условий испытания, могут значительно снизить, а также существенно повысить износостойкость силовой системы. |
Ключевые слова | фрикционно-механическая усталость, силовая система, диаграмма предельных состояний, предел выносливости, энергетический критерий, прямой эффект, обратный эффект |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ИСПЫТАНИЯ НА ИЗГИБ ОБРАЗЦОВ ИЗ СТАЛИ 10Г2 ПОСЛЕ ЛАЗЕРНОЙ ЗАКАЛКИ И ЛЕГИРОВАНИЯ |
Авторы |
А.И. ВЕРЕМЕЙЧИК, канд. физ.-мат. наук, доц., заведующий кафедрой прикладной механики, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. НЕРОДА, канд. техн. наук, доц., проректор по учебной работе, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Б.Г. ХОЛОДАРЬ, канд. техн. наук, доц., старший научный сотрудник научно-исследовательской части, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. ХЕУК, магистр техн. наук, преподаватель-стажер кафедры прикладной механики, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
Год | 2024 |
Номер журнала | 3(68) |
Страницы | 71–77 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 004.94:620.172 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2024-3-68-71-77 |
Аннотация | Проведено исследование на изгиб образцов прямоугольного сечения из конструкционной стали 10Г2 после лазерной закалки и лазерного легирования. Установлено, что наличие зоны лазерного воздействия приводит к повышению области упругой работы образцов в пределах 20–30 % в соответствии с реализованным режимом обработки материала и еще более значительному увеличению уровня воспринимаемой максимальной нагрузки. |
Ключевые слова | лазерная закалка, лазерное легирование, режимы обработки, механические характеристики, испытания на изгиб, большие деформации |
Полный текст статьи Вам доступен | |
Список цитируемой литературы |
|