Название статьи | ИСПЫТАНИЯ НА ИЗГИБ ОБРАЗЦОВ ИЗ СТАЛИ 40Х13 ПОСЛЕ ЛАЗЕРНОЙ ЗАКАЛКИ И ЛЕГИРОВАНИЯ |
Авторы |
А.И. ВЕРЕМЕЙЧИК, канд. физ.-мат. наук, доц., заведующий кафедрой теоретической и прикладной механики, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. НЕРОДА, канд. техн. наук, доц., проректор по учебной работе, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Б.Г. ХОЛОДАРЬ, канд. техн. наук, доц., старший научный сотрудник научно-исследовательской части, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М.В. ХЕУК, магистр техн. наук, ассистент кафедры теоретической и прикладной механики, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
Год | 2025 |
Номер журнала | 2(71) |
Страницы | 45–54 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 004.94:620.172 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-45-54 |
Аннотация |
Проведено исследование поведения плоских образцов из коррозионностойкой стали 40Х13 после лазерной закалки и лазерного легирования при изгибном нагружении. Обработка проводилась с помощью волоконного иттербиевого лазера непрерывного действия ЛК-1000 со сканирующей системой. Дорожки шириной 4 мм наносились вдоль одной или двух сторон образца, число дорожек варьировалось от двух до шести. Испытания проводились на испытательной машине Kason WDW-50. По результатам испытаний установлено, что наличие лазерного воздействия приводит к уменьшению прогиба образца, достигнутого перед разрушением, и увеличению уровня воспринимаемой максимальной нагрузки. Результаты испытаний легированных и закаленных образцов показали снижение пластичности материала после лазерной обработки при одновременном увеличении максимальных воспринимаемых нагрузок, причем более существенное изменение свойств материала получено при лазерной закалке. Разрушение образцов имеет ярко выраженный хрупкий характер путем отрыва от действия продольных нормальных напряжений. Исследования показали, что более высокие уровни воспринимаемой нагрузки достигаются при двусторонней обработке. Конкретные результаты зависят от реализованных режимов обработки материала. |
Ключевые слова | лазерная закалка, лазерное легирование, изгиб, испытания, режимы обработки, большие деформации |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕВЕРСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАВЕСНЫМ УСТРОЙСТВОМ |
Авторы |
А.А. АНАНЧИКОВ, канд. техн. наук, доц., заведующий лабораторией электрогидравлических систем управления НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.В. СЕМАШКО, магистр техн. наук, младший научный сотрудник лаборатории электрогидравлических систем управления НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год | 2025 |
Номер журнала | 2(71) |
Страницы | 36–44 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 62-51; 62-55 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-36-44 |
Аннотация |
Повышение технического уровня сельскохозяйственных машин предполагает расширение их функциональных возможностей за счет использования дополнительных режимов, позволяющих агрегату функционировать с новым рабочим оборудованием. В настоящее время интенсивно развиваются средства автоматизации, причем уровень интеллектуализации тракторов в основном растет за счет применения микропроцессорной техники и технологий искусственного интеллекта. Использование указанных систем позволяет реализовать принцип точного земледелия. В исследовании выбраны алгоритмы управления и обоснованы их параметры для автоматического и ручного способов позиционирования навесного устройства. Предложен новый алгоритм для осуществления функции «принудительное опускание», позволяющий исключить негативный эффект непреднамеренного подъема указанного устройства. |
Ключевые слова | навесное устройство, электрогидравлическая система, математическая модель, электроуправляемый регулятор, датчик положения, ультразвуковой датчик |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОЦЕНКА ГЛУБИННОЙ КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПОВЕРХНОСТНО УПРОЧНЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС |
Авторы |
С.П. РУДЕНКО, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">valсЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2025 |
Номер журнала | 2(71) |
Страницы | 22–28 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 620.178.1 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-22-28 |
Аннотация |
Основными факторами, определяющими работоспособность высоконапряженных поверхностно упрочненных зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин, являются параметры упрочненного слоя, особенно характер распределения твердости по его толщине. Проанализированы существующие аналитические зависимости распределения твердости по толщине диффузионного слоя поверхностно упрочненных деталей, применяемые для определения глубинной контактной выносливости зубчатых цилиндрических передач. Установлено, что аппроксимирующая зависимость, приведенная в работах В.И. Короткина, более точно соответствует экспериментальным данным, чем приведенная в ГОСТ 21354-87. Показаны результаты расчета поверхностно упрочненных зубчатых колес на глубинную контактную выносливость с учетом данной зависимости на основе определения эквивалентных напряжений по теории прочности Геста–Мора. Выполнено сравнение полученных результатов расчета с данными стендовых испытаний зубчатых колес разного типоразмера, изготовленных из разных марок сталей. Установлено, что для всех вариантов испытанных зубчатых колес глубинное контактное выкрашивание наблюдается только в одной зоне упрочненного слоя — зоне залегания максимальных эквивалентных напряжений. Сделан вывод, что оценку сопротивления глубинной контактной усталости поверхностно упрочненных зубчатых колес достаточно проводить по глубине залегания максимальных эквивалентных напряжений, равной полуширине площадки контакта. Отмечено, что применение методики В.И. Короткина, разработанной на основе обобщенного критерия Лебедева–Писаренко для структурно неоднородного материала, для оценки глубинной контактной выносливости эвольвентных зубчатых передач требует проведения дальнейших исследований. |
Ключевые слова | зубчатые колеса, диффузионные слои, распределение твердости, глубинная контактная усталость, расчет ресурса |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ОЦЕНКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА МОБИЛЬНОГО РОБОТИЗИРОВАННОГО МОДУЛЯ ВНУТРИТРУБНОЙ ДИАГНОСТИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ |
Авторы |
Р.Ю. ДОБРЕЦОВ, д-р техн. наук, доц., ведущий инженер, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.С. ПОПОВ, канд. техн. наук, заместитель главного конструктора, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Я.Н. СМИРНОВ, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В.А. ВОЛКОВ, конструктор, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Год | 2025 |
Номер журнала | 2(71) |
Страницы | 29–35 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 629.3.023.1:007.52 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-29-35 |
Аннотация |
Рассмотрены принципы построения уравнения энергетического баланса мобильного роботизированного сочлененного колесного шасси с электромеханическим приводом транспортной системы. Шасси предназначено для размещения оборудования для внутритрубной диагностики или другого технологического оборудования. В основе подхода лежит анализ условий эксплуатации машины и особенностей конструкции шасси. В статье предложены расчетные зависимости для оперативного прогнозирования энергозатрат на передвижение шасси по трубопроводу с заданными характеристиками. Зависимости получены на основе методов и подходов теории движения колесных и гусеничных машин с учетом особенностей конструкции транспортной системы робота, схемы нагружения колес, характеристик полотна пути. Приведен пример расчета для трубопровода заданной конфигурации. Предложены организационные и технические решения, направленные на повышение безопасности эксплуатации рассматриваемого мобильного шасси в составе робототехнического комплекса за счет использования принципов дублирования и резервирования систем, отвечающих за передвижение, и введение в комплекс разведывательного мобильного модуля для оперативного построения профиля исследуемого трубопровода в случае отсутствия достоверной информации о его конфигурации и фактических параметрах. Приведены библиографические ссылкина источники, позволяющие получить детальное представление о современном состоянии вопроса технического обеспечения проведения внутритрубной диагностики. |
Ключевые слова | мобильный робот, транспортная система, опорные реакции, качение колеса, внутритрубная диагностика |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|
Название статьи | ДИНАМИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА, ДВИЖУЩЕГОСЯ ПО УПРУГОМУ ОСНОВАНИЮ, С КОНТАКТОМ В ОДНОЙ ТОЧКЕ ОПОРЫ |
Авторы |
И.В. МЕРКУРЬЕВ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. М. НАИМ, аспирант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Г.Р. САЙПУЛАЕВ, канд. техн. наук, доцент кафедры робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2025 |
Номер журнала | 2(71) |
Страницы | 15–21 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 539.384.2 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-15-21 |
Аннотация |
В работе рассматривается динамика твердого тела, движущегося вдоль упругой балки. Целью работы является математическое моделирование динамики системы «твердое тело — упругая |
Ключевые слова | динамика, изгиб, упругая балка, метод Бубнова–Галеркина, балка Эйлера–Бернулли |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|